Природа психики, различные варианты определения ее сущности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной контрольной работы было:
1. Рассмотрение природы психики, различных вариантов определения её сущности.
2. Рассмотрение структуры психики.
3. Выявление бессознательного по З.Фрейду.

Оглавление

Введение 3
Вопрос 1. Природа психики, различные варианты определения её сущности 4-16
Вопрос 2. Структура психики 17-21
Вопрос 3. 22
Заключение 23
Использованная литература 24

Файлы: 1 файл

психология контрольная.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Вопрос 1. Природа психики, различные варианты определения её сущности 4-16

Вопрос 2. Структура психики  17-21

Вопрос 3.  22

Заключение 23

Использованная литература 24

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Основной целью  данной контрольной работы было:

  1. Рассмотрение природы психики, различных вариантов определения её сущности.
  2. Рассмотрение структуры психики.
  3. Выявление бессознательного по З.Фрейду.

Передо мной стояла задача раскрыть данные понятия. Я рассмотрела и изложила различные, наиболее актуальные в психологии  определения психики. Также попыталась сформулировать основные отличия психики человека от животных. Кроме того, раскрыла различные подходы к пониманию природы психики человека, популярные идеалистические течения. Во втором вопросе я изложила основные компоненты психики с точки зрения отечественной психологии, З.Фрейда и кибернетики Норберта Винера, рассмотрела отдельные уровни и формы психосферы. 

Вопрос 1.  Природа психики, различные варианты определения её сущности.

Традиционно дают определение психики как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Но более полным понятием можно обозначить психику как общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлении, изучаемых психологией.

В советский период отечественными учеными определение психики  опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения  и рефлекторной теории. Психику следовало  понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое -свойство физиологического; физиологическое- материально, психическое-идеально; психическое отражение -идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчеркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею практического опыта привели к трудностям. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение -это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Оказалось, что понимание  психики вне обращения к ее духовной основе недостаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и ее природу.

Но в этимологии слова «психика» содержится и  другой смысл. Прислушаемся к следующим  высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. Местом помещения «души» считали, в частности, сердце. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

Проблема может  ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат. Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику  нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга.Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

Психические явления  соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Человеческая  психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и  не развивается сама по себе, если ребенок  изолирован от людей (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 4 составляющих:

  • внешний мир, природа, ее отражение
  • потребности человека
  • полноценная деятельность мозга
  • взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Когда-то (конец XIX в., У. Джеймс) принято было считать, что единственной функцией психики  является адаптационная, позволяющая человеку выживать в окружающей среде. Однако существует много явлений, которые не могут быть поняты исключительно с этих позиций. Например, феномен любви, восхищения, творчества и т. д. В этой связи появилось несколькр подходов к классификации функций психики, но все они рассматривают психику по отношению к внешнему миру (ее экзопсихическую часть).

В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

  • материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
  • трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
  • подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении  материалистов психические явления  возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое  вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению.

В процессе эволюционного  самосовершенствования живых существ  в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере се усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности.

Нет сомнения, что  существует огромная разница между  психикой человека и психикой животного. Конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному  впечатлению от данной ситуации, способность  человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного. Второе отличие человека от животного заключается в егоспособности создавать и сохранять орудия. В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению. Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление). Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . 

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

  • о самопроизвольном зарождении жизни;
  • о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора. Механизм этого чудесного события, иронично замечает С. Гроф, находится б полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями;
  • о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;
  • рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи- мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процессы объясняются с точки зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше.

Десятилетиями, констатирует С. Гроф, материалистическая психология упражнялась в защите своих систем и убеждений, называя  любое серьезное отклонение от них  антинаучным, в результате чего материалистическая психология оказалась неспособной к пониманию души человека и объяснению целого ряда психических явлений.

В трансперсональной  психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен- буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Научным основанием трансперсонального понимания психики стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики. Эти принципы получили название холографических, или холограммных, так как их природа лучше всего может быть продемонстрирована на примере голографии, математическая модель которой была разработана английским ученым Д. Гэбором в конце 40-х гг.

Голограмма — уникальное концептуальное средство, чрезвычайно  полезное для понимания целостности психики и ее связи со Вселенной. Особенность голографического изображения заключается в том, что в каждой его части воспроизводится весь образ: на сколько бы частей мы ни разделили голограмму, все равно на каждой из них будет изображен весь объект.

Информация о работе Природа психики, различные варианты определения ее сущности