Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:48, реферат
Сознание человека – это не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.
1.Введение
2.Единство сознания и деятельности их взаимосвязь и взаимообусловленность
3.Вывод
Особенно важно отметить также, что процесс мышления, восприятия и т.д. протекает преимущественно неосознанно (это обстоятельство недостаточно учитывалось в "Основах..." 1946 г., поскольку в них акцент делался на сознательной регуляции операции). Но мышление как деятельность – на личностном уровне – регулируется субъектом в значительной степени осознанно с помощью рефлексии. Рубинштейн в 1958 г. специально подчеркивает различие и взаимосвязь между обоими этими аспектами мышления: "Ясно, что процесс и деятельность никак не могут противопоставляться друг другу. Процесс – при осознании его цели – непрерывно переходит в деятельность мышления".
Таким образом, изучение процессуального аспекта психики означает более глубокое психологическое исследование субъекта и его деятельности. Без раскрытия психического как процесса невозможно понять возникновение и формирование таких компонентов деятельности, как цели, операции и т.д., и вообще психологическую специфику соотношения между ними. Иначе говоря, взаимодействие человека с миром изучается не только на уровне деятельности, но и "внутри" нее, на уровне психического как процесса. Это одна из линий соотнесения "Основ..." 1946 г. с последующими трудами Рубинштейна.
Вывод
Таким образом психологический аспект деятельности в отечественной науке впервые был рассмотрен Рубинштейном, который в начале 20 века сформулировал принцип деятельностного подхода в психологии, получивший развитие не только в России, но и на Западе (страны Европы, США)
Такой
подход позволил Рубинштейну утвердить
принцип взаимосвязи и
Именно эти концептуальные подходы стали определяющими в осмыслении того, что психика, сознание могут быть познаны, опосредовано через деятельность человека и продукты его деятельности.
Он охарактеризовал деятельность как деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины) точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность. Показав психологический смысл деятельности, ученый определил место субъекта в ней, его активную позицию, направленную на изменение не только природных социальных явлений, но и самого себя.
Категория
«деятельность» рассматривалась в
тесной взаимосвязи и
Интенсивное развитие
Несомненной
заслугой отечественных ученых (Божович,
Запорожец, Гальперин, Леонтьев, Зинченко)
является разработка субъектно-деятельностного
подхода к изучению личности, который
предполагает понимание личности как
психолгического
Отмечая
знание субъекто-деятельностного
*фундаментальный принцип
деятельность обуславливает не только сущность личности, но ее структуру, которая характеризуется в свою очередь единством ее социальных и психических качеств;
системно-функциональное понимание личности позволяет рассмотреть ее как подсистему деятельности (действия) наряду с подсистемой культуры и социальной организации.
те или иные виды деятельности обуславливают соответствующие типы личности.
Выделенные Резником позиции базируются на социально-философском (Каган, Комаров, Кон, Ядов) и психологическом ( Ананьев, Леонтьев, Платонов, Рубинштейн, Петровский) понимании субъектно-деятельностного подхода в системе гуманитарного знания.
Это фундаментальное исследование в значительной степени сохраняет свою актуальность и для наших дней, прежде всего в своих методологических установках и теоретических обобщениях, раскрывающих исходные основы психологического изучения человека, его сознания, деятельности, поведения и т.д. Эта монография по-прежнему живет, используется и цитируется в ряде новейших психологических работ как авторитетный и надежный первоисточник многих исследований, начатых или продолженных на ее основе. Ее переводы и сейчас издаются в разных странах, Например, в 1986 г. эта книга опубликована в Японии, в 1984 г. вышло ее 10-е издание в Берлине (первое издание – в 1958 г.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ