Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:48, реферат

Краткое описание

Сознание человека – это не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Оглавление

1.Введение
2.Единство сознания и деятельности их взаимосвязь и взаимообусловленность
3.Вывод

Файлы: 1 файл

реферат по рубинштейну.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Особенно  важно отметить также, что процесс  мышления, восприятия и т.д. протекает  преимущественно неосознанно (это  обстоятельство недостаточно учитывалось  в "Основах..." 1946 г., поскольку в  них акцент делался на сознательной регуляции операции). Но мышление как деятельность – на личностном уровне – регулируется субъектом в значительной степени осознанно с помощью рефлексии. Рубинштейн в 1958 г. специально подчеркивает различие и взаимосвязь между обоими этими аспектами мышления: "Ясно, что процесс и деятельность никак не могут противопоставляться друг другу. Процесс – при осознании его цели – непрерывно переходит в деятельность мышления".

     Таким образом, изучение процессуального  аспекта психики означает более  глубокое психологическое исследование субъекта и его деятельности. Без раскрытия психического как процесса невозможно понять возникновение и формирование таких компонентов деятельности, как цели, операции и т.д., и вообще психологическую специфику соотношения между ними. Иначе говоря, взаимодействие человека с миром изучается не только на уровне деятельности, но и "внутри" нее, на уровне психического как процесса. Это одна из линий соотнесения "Основ..." 1946 г. с последующими трудами Рубинштейна.

 

      Вывод 

     Таким образом психологический аспект деятельности  в отечественной науке впервые был рассмотрен Рубинштейном, который в начале 20 века сформулировал принцип деятельностного подхода в психологии, получивший развитие не только в России, но и на Западе (страны Европы, США)

     Такой подход позволил Рубинштейну утвердить  принцип взаимосвязи и взаимообусловленности  сознания и деятельности, сводящейся к тому, что «деятельность человека обуславливает формирование его  сознания, психических связей, процессов  и свойств, а эти последние, осуществляются условием их адекватного выполнения.» (1. стр.251)

     Именно  эти концептуальные подходы стали  определяющими в осмыслении того, что психика, сознание могут быть познаны, опосредовано через деятельность человека и продукты его деятельности.

     Он  охарактеризовал деятельность как  деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины) точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность. Показав психологический  смысл деятельности, ученый определил  место субъекта в ней, его активную позицию, направленную на изменение не только природных социальных явлений, но и самого себя.

     Категория «деятельность» рассматривалась в  тесной взаимосвязи и взаимообусловленности  с категорией «субъект», где основополагающим принципом стал принцип единства сознания и деятельности.

       Интенсивное развитие субъектно-деятельностного  подхода в российской психологической  науке (Абульховская-Славская, Архангельский,  Гальперин, Зинченко, Климов, Крылов, Конопкин, Леонтьев, Ломов, Марков, Петровский, Суходольский, Теплов, Шадриков, Эльконин) Расширяло его категореальный аппарат и предметное поле, что способствует дальнешему развитию общепсихологической деятельности, возможности применения субъекто-деятельностного подхода в исследованиях разного характера и направленности.

     Несомненной заслугой отечественных ученых (Божович, Запорожец, Гальперин, Леонтьев, Зинченко) является разработка субъектно-деятельностного  подхода к изучению личности, который  предполагает понимание личности как  психолгического новообразования, порожденного деятельностью и выступающий как внутренний момент деятельности.

     Отмечая знание субъекто-деятельностного подхода  в исследовании личности, Резник, сводит его современное содержание к  следующим основным позициям:

      *фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассмотреть личность не в отрыве от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, т.е. как ее субъекта;

     деятельность  обуславливает не только сущность личности, но ее структуру, которая характеризуется в свою очередь единством ее социальных и психических качеств;

     системно-функциональное понимание личности позволяет рассмотреть  ее как подсистему деятельности (действия) наряду с подсистемой культуры и  социальной организации.

     те  или иные виды деятельности обуславливают соответствующие типы личности.

     Выделенные  Резником позиции базируются на социально-философском (Каган, Комаров, Кон, Ядов) и психологическом ( Ананьев, Леонтьев, Платонов, Рубинштейн, Петровский) понимании субъектно-деятельностного подхода в системе гуманитарного знания.

     Это фундаментальное исследование в  значительной степени сохраняет  свою актуальность и для наших  дней, прежде всего в своих методологических установках и теоретических обобщениях, раскрывающих исходные основы психологического изучения человека, его сознания, деятельности, поведения и т.д. Эта монография по-прежнему живет, используется и цитируется в ряде новейших психологических работ как авторитетный и надежный первоисточник многих исследований, начатых или продолженных на ее основе. Ее переводы и сейчас издаются в разных странах, Например, в 1986 г. эта книга опубликована в Японии, в 1984 г. вышло ее 10-е издание в Берлине (первое издание – в 1958 г.)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Рубинштейн  С.Л. « Принципы и пути развития психологии», Москва «Наука» 2003 г.
  2. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии»,издательство «Питер», 2007 г.
  3. Общая психология. Словарь под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005 г.

 

Информация о работе Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев)