Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:48, реферат
Сознание человека – это не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.
1.Введение
2.Единство сознания и деятельности их взаимосвязь и взаимообусловленность
3.Вывод
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Магистерская программа
«Научно-методическая
деятельность»
Реферат
Принцип единства сознания и деятельности
(С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,
А. Н. Леонтьев)
Выполнила: студентка 1 курса
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Единство
сознания и деятельности их
взаимосвязь и
3.Вывод
Введение
Сознание человека – это не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.
Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь и распознать то, что в ней подлинно значимо.
Умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира.
Леонтьев А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Саму деятельность считал реальной связью субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика.
Рубинштейн в статье "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)" раскрывает суть деятельностного подхода. Сущность этого подхода автор, прежде всего, усматривает в том, что " субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.
В этой статье Рубинштейн проанализировал такие наиболее существенные особенности деятельности, как:
1) ее субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется личностью как субъектом или субъектами (например, учение как "совместное исследование" учителем и учениками познаваемого объекта);
2) ее содержательность, реальность, предметность;
3) ее творческий и развивающий личность характер. Эти характеристики деятельности, ставшие ключевыми в данном труде, были разработаны.
Для раскрытия типа причинности Рубинштейн выдвигает фундаментальную идею своей философско-психологической концепции – идею субъекта.
Основные концепции психологии 20-х годов в России, – возникшей в рефлексологии, заключалась в том, что объявляя предметом изучения человека как деятеля, в действительности отводили ему пассивную роль в переключении внешних стимулов на двигательную реакцию. Человеческая деятельность лишилась своей сущности – сознательности и сводилась к двигательным ответам или реакциям. Рубинштейн, выявив ключевую проблему,– проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.
Введя субъекта в состав
Позднее Рубинштейн квалифицировал этот принцип следующим образом: "Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования". Однако следует подчеркнуть, что реализация Рубинштейном деятельностного (как его позднее назвали) подхода к сознанию, который фактически совпадал в этом значении с принципом субъекта деятельности, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности базировался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики активности сознания.
Одновременно с этим Рубинштейн осуществляет методологическую конкретизацию философского понятия субъекта: он выявляет именно того субъекта, который осуществляет и в котором реализуется связь сознания и деятельности, изучаемая, прежде всего психологией. Таким субъектом является личность.
Психика и сознание не
Для Рубинштейна личность – это и основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методологический принцип.
Одновременно и чуть позднее Рубинштейн определяет позитивные задачи, которые решались этим принципом: выявление через личность не только связи сознания и деятельности (с сохранением специфики составляющих), но и связи всех психических составляющих (процессов, качеств, свойств); определение того качества и способа организации психики, которое достигается на уровне личности; наконец, выявление особого измерения и качества самой личности, которое обнаруживается только в особом измерении и процессе ее развития – жизненном пути. Сюда же относятся задачи исследования специфики саморазвития и формирования личности (соотношение развития и обучения, развития и воспитания), выявления диалектики внешнего и внутреннего, индивидуального и типического, особенного и всеобщего, которые также являются методологическими и в таком качестве возникли в психологии.
Так, принцип единства сознания и деятельности,
выделенный в качестве центрального для
определения ее предмета, был сформулирован,
на основе критического осмысления состояния
мировой психологической науки.
Взаимосвязь
и взаимообусловленность
сознания и деятельности,
их единство – основа
объективного познания
мира.
В книге "Основы психологии" 1935 г. С.Л.Рубинштейн на основе принципа единства сознания и деятельности впервые представил полученные в психологии различные данные, направления и проблемы как внутренне взаимосвязанные и обобщенные. Одновременно на базе этого принципа он занялся исследованием ряда новых психологических проблем мышления, памяти, восприятия, речи и т.д., которое проводилось на кафедре психологии Ленинградского педагогического института в течение ряда лет.
Большую
теоретическую и
В
контексте деятельностного
Интенсивное
развертывание этих теорий и конкретных
эмпирических исследований побуждает
Рубинштейна к написанию
Одним из методологических стержней этого труда становится рассмотрение психики, сознания и личности в развитии. Здесь Рубинштейн существенно по-новому продолжает наметившуюся в советской психологии в 20-е гг. тенденцию считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка – одним из ведущих по своему значению и удельному весу (П.П. Блонский, М.Я.Басов, Л.С. Выготский и др.). В новом труде С.Л.Рубинштейн раскрывает в единстве исторический, антропогенетический, онтогенетический, филогенетический, функциональный аспекты развития психики и бытийно-биографический – развития личности. Система психологии разрабатывается и представляется им через иерархию все усложняющихся в деятельности психических процессов и образований.
Сама
деятельность субъекта также рассматривается
в процессе ее становления и