Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:48, реферат

Краткое описание

Сознание человека – это не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Оглавление

1.Введение
2.Единство сознания и деятельности их взаимосвязь и взаимообусловленность
3.Вывод

Файлы: 1 файл

реферат по рубинштейну.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

     ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     Магистерская  программа 

     «Научно-методическая деятельность» 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

      Принцип единства сознания и деятельности

      (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,  А. Н. Леонтьев) 
 
 
 

     Выполнила: студентка 1 курса

                                           Ковалева Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1.Введение

2.Единство  сознания и деятельности их  взаимосвязь и взаимообусловленность

3.Вывод

 

Введение

      

     Сознание  человека – это не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

     Самосознание  – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

     Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у  некоторых людей, осмыслить жизнь и распознать то, что в ней подлинно значимо.

     Умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

       Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира.

     Леонтьев  А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Саму деятельность считал реальной связью субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика.

     Рубинштейн  в статье "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)" раскрывает суть деятельностного подхода. Сущность этого подхода автор, прежде всего, усматривает в том, что " субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.

     В этой статье Рубинштейн проанализировал  такие наиболее существенные особенности  деятельности, как:

     1) ее субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется личностью как субъектом или субъектами (например, учение как "совместное исследование" учителем и учениками познаваемого объекта);

     2) ее содержательность, реальность, предметность;

     3) ее творческий и развивающий  личность характер. Эти характеристики деятельности, ставшие ключевыми в данном труде, были разработаны.

       Для раскрытия типа причинности Рубинштейн выдвигает фундаментальную идею своей философско-психологической концепции – идею субъекта.

     Основные концепции психологии 20-х годов в России, – возникшей в рефлексологии, заключалась в том, что объявляя предметом изучения человека как деятеля, в действительности отводили ему пассивную роль в переключении внешних стимулов на двигательную реакцию. Человеческая деятельность лишилась своей сущности – сознательности и сводилась к двигательным ответам или реакциям. Рубинштейн, выявив ключевую проблему,– проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.

       Введя субъекта в состав онтологической  структуры бытия, он одновременно  стремился углубить и конкретизировать  понимание объективности в подходе  к субъекту как проблему метода  всего гуманитарного знания и  более конкретно – психологии. Понимание деятельности не как замкнутой в себе сущности, но как проявления субъекта, позволяет Рубинштейну сформулировать тезис об объективной опосредствованности сознания, т.е. распространить объективный подход на понимание субъективного. Диалектика объективирования и субъективирования – это не гегелевское саморазвертывание сущности субъекта, а объективно-деятельностное и субъективно-сознательное соотнесение данного субъекта с другими, с продуктами его деятельности и отношениями, которые эту деятельность детерминируют. Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается.

     Позднее Рубинштейн квалифицировал этот принцип  следующим образом: "Утверждение  единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику  не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования". Однако следует подчеркнуть, что реализация Рубинштейном деятельностного (как его позднее назвали) подхода к сознанию, который фактически совпадал в этом значении с принципом субъекта деятельности, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности базировался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики активности сознания.

     Одновременно  с этим Рубинштейн осуществляет методологическую конкретизацию философского понятия  субъекта: он выявляет именно того субъекта, который осуществляет и в котором  реализуется связь сознания и  деятельности, изучаемая, прежде всего психологией. Таким субъектом является личность.

       Психика и сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат  человеку, более конкретно – личности. Личность в рубинштейновском  понимании, исходящем из категории  субъекта, одновременно оказывается  самым богатым конкретным понятием, благодаря которому преодолевается безличный, бессубъектный, а потому абстрактный характер связи сознания и деятельности. Через личность Рубинштейн раскрывает систему различных связей сознания и деятельности: в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Сама личность определяется через триединство – чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (это его способности и дарования), наконец, что есть он сам, т.е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере. В этом триединстве непротиворечиво соединены и динамические характеристики личности (направленность, мотивы) и ее устойчивые качества – характер и способности. Перефразируя это определение сегодня, можно сказать, что личность как субъект вырабатывает способ соединения своих желаний, мотивов со способностями в соответствии со своим характером в процессе их реализации в жизни, соответственно ее целям и обстоятельствам.

     Для Рубинштейна личность – это и  основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методологический принцип.

     Одновременно  и чуть позднее Рубинштейн определяет позитивные задачи, которые решались этим принципом: выявление через личность не только связи сознания и деятельности (с сохранением специфики составляющих), но и связи всех психических составляющих (процессов, качеств, свойств); определение того качества и способа организации психики, которое достигается на уровне личности; наконец, выявление особого измерения и качества самой личности, которое обнаруживается только в особом измерении и процессе ее развития – жизненном пути. Сюда же относятся задачи исследования специфики саморазвития и формирования личности (соотношение развития и обучения, развития и воспитания), выявления диалектики внешнего и внутреннего, индивидуального и типического, особенного и всеобщего, которые также являются методологическими и в таком качестве возникли в психологии.

       Так, принцип единства сознания и деятельности, выделенный в качестве центрального для определения ее предмета, был сформулирован, на основе критического осмысления состояния мировой психологической науки. 

     Взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности, их единство – основа объективного познания мира. 

       В книге "Основы психологии" 1935 г. С.Л.Рубинштейн на основе принципа единства сознания и деятельности впервые представил полученные в психологии различные данные, направления и проблемы как внутренне взаимосвязанные и обобщенные. Одновременно на базе этого принципа он занялся исследованием ряда новых психологических проблем мышления, памяти, восприятия, речи и т.д., которое проводилось на кафедре психологии Ленинградского педагогического института в течение ряда лет.

     Большую теоретическую и экспериментальную  работу на основе деятельностного принципа вели также Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов, Б.М.Теплов и многие другие советские психологи. Например, в ходе исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирновым, А.Г.Комм, Д.И. Красильщиковой памяти через ее проявление и формирование в деятельности выявляется специфика и активная природа запоминания и воспоминания. Через изменение задач и условий деятельности выявлялась сущность других психических процессов. "С позиций, выдвинутых этим принципом, – писал впоследствии Рубинштейн, – были плодотворно разработаны в советской психологии проблемы сенсорики, памяти, способностей".

     В контексте деятельностного подхода  началась категоризация видов деятельности по принципу ведущей роли для развития (ребенка), которая опиралась на общепсихологическую классификацию видов деятельности (игра, учение, труд). Эти проблемы обсуждались С.Л.Рубинштейном с Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и другими в дискуссиях о соотношении созревания и развития, обучения и развития ребенка. В 30-е гг. начинается психологическое исследование особенностей игры как ведущего вида деятельности для формирования психики и сознания ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

     Интенсивное развертывание этих теорий и конкретных эмпирических исследований побуждает  Рубинштейна к написанию нового, еще более глубокого и эмпирически  фундированного в новом направлении  варианта "Основ...". Вскоре после выхода в 1935 г. "Основ психологии" он приступает к созданию своего капитального труда "Основы общей психологии", в котором представил и обобщил почти все теоретические и эмпирические достижения советской психологии 30-х гг.

     Одним из методологических стержней этого труда становится рассмотрение психики, сознания и личности в развитии. Здесь Рубинштейн существенно по-новому продолжает наметившуюся в советской психологии в 20-е гг. тенденцию считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка – одним из ведущих по своему значению и удельному весу (П.П. Блонский, М.Я.Басов, Л.С. Выготский и др.). В новом труде С.Л.Рубинштейн раскрывает в единстве исторический, антропогенетический, онтогенетический, филогенетический, функциональный аспекты развития психики и бытийно-биографический – развития личности. Система психологии разрабатывается и представляется им через иерархию все усложняющихся в деятельности психических процессов и образований.

     Сама  деятельность субъекта также рассматривается  в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного пути деятельность принимает новые  формы и перестраивается. Вот почему Рубинштейн:

  • во-первых, возражает против сведения роли деятельности в психическом развитии только к тренировке, не создающей никаких новых структур. И показывает, что на разных уровнях развития психические процессы строятся различным образом, приобретают новые мотивы, новое качество и включаются в новый способ деятельности, используя старые психические образования лишь в преобразованном, снятом виде;
  • Во-вторых, он противопоставляет свою концепцию всем попыткам понять психическое развитие как чистое созревание, при котором заложенные от природы задатки функционируют независимо от условий конкретной деятельности. Именно это отмечали в концепции Рубинштейна, подчеркивая ее деятельностно-генетический аспект, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия и другие психологи в отзыве, данном по поводу представления "Основ общей психологии" (1940) на Государственную премию.

Информация о работе Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев)