Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:21, дипломная работа
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..
6
Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...
6
1.2 Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников………………
20
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………...
30
1.3.1 Музыкальные занятия индивидуальные и по группам………………….
31
1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...
34
1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
42
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..
44
2.1 База и методы экспериментального исследования………………………..
44
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...
62
2.3 Статистический анализ и интерпретация полученных данных…………..
68
2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
76
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
Проинтерпретируем полученные
данные. В случае, когда дети демонстрируют низкий
уровень агрессивности, то это говорит
о значительном снижении или о полном
отсутствии соответствующего психологического
свойства личности. Следует предполагать
наличие у таких детей определенной степени
пассивности и конформности. Эти дети
уравновешенны,
спокойные, вспышки гнева возникают редко
и носят защитный характер, дети, склонные
к подобным реакциям — наиболее остро
чувствуют опасность, но обладают высоким
уровнем тревожности и имеют тенденцию
ожидать наказания или, по крайней мере,
социального неодобрения. Высокая потребность
в социальном одобрении. Менее подвержены
чувству стыда и вины. Преобладает экстернальный
локус контроля.
Если же дети демонстрируют высокий уровень, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Не обеспокоены оценкой своих действий со стороны других. Наблюдается предвзятая атрибуция враждебности, напрямую связанная с тенденцией реагировать мощным ответным «ударом» даже на самую слабую провокацию. Раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию), эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации). Они напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать победу и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзойти других. Они всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, когда другие лица или рамки ситуации сдерживают их. Преобладает интернальный локус контроля.
Теперь посмотрим, как значимые взрослые оценили эмоциональное состояние испытуемых детей. Как было заявлено выше, для этого использовалась модификация методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Эмоциональное состояние мы определяем на основе трех шкал, предложенных в методике. Результаты представлены в таб. 1.
Таблица 1
Соотношение эмоционального
состояния у детей
Порядок диагнос-тики |
Экспериментальная группа, 20 человек |
Контрольная группа, 20 человек | ||||
Подавлен-ное |
Адекват-ное |
Возбуж-денное |
Подавлен-ное |
Адекват-ное |
Возбуж-денное | |
Первич-ное |
20 |
56 |
24 |
20 |
48 |
32 |
Вторич-ное |
16 |
72 |
12 |
20 |
52 |
28 |
Проинтерпретируем полученные данные. Возбужденное эмоциональное состояние, которое помогает человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения. При хорошем настроении активизируется познавательная и волевая деятельность человека. Возможно, возникновение чрезмерного эмоционального возбуждение обусловлено выполнением ответственного задания или поступка у человека. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Возбужденное эмоциональное состояние стимулирует деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты».
Подавленное эмоциональное состояние характеризуется подавленностью, беспомощностью, пассивностью, усталостью, скованностью. В большей степени присуща тревожность. Характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Бездеятельность, безучастность к окружающему. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.
Но в основном, абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеют адекватное эмоциональное состояние - усредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и его настроения. Проявляет интерес и радость, чувство уверенности в себе.
Данные интерпретации также включают в себя материал, собранный по результатам методик: тест руки Вагнера и Детский апперцептивный тест (САТ).
Как было заявлено ранее, выше описанные данные были получены в результате опроса значимых взрослых. Поэтому для проверки этих данных нами были использованы проективные методики: тест руки Вагнера и Детский апперцептивный тест (САТ), применяемые с детьми. Данные методики не подвергались количественному анализу, но только качественному. Поэтому в дальнейшем статистическом анализе, полученные по ним данные не учитываются. Данные, полученные в результате применения теста руки Вагнера, демонстрируют схожие результаты с теми, которые были получены в результате опроса родителей по методике «Агрессивность: ребенок глазами взрослого». Поэтому, мы считаем, что это дает нам право использовать результаты опросника для применения в статистическом анализе и формирования выводов на основании проведенной работы.
Также результаты по методике САТ, подвергшиеся качественному анализу, подтверждают результаты опроса, проведенного с помощью методики САН. Поэтому мы считаем, что можем использовать данные результаты для статистического анализа.
2.3 Статистический анализ
и интерпретация полученных
В нашей работе для статистического анализа данных применялся Q - критерий Розенбаума. Критерий применяется при оценке различий между двумя выборками по уровню проявления какого-либо психологического показателя, выраженного математически (числом).
Данный критерий позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по какому-либо признаку. Если Q - критерий не позволяет выявить достоверные различия, следует применить критерий Фишера. Если же Q - критерий выявляет достоверные различия с уровнем значимости р < 0,01, можно ограничиться выводами, сделанными на основе применения этого критерия.
Ограничения к применению критерия Q.
1. В каждой из сопоставляемых
выборок должно быть не менее
11 наблюдений (данных эксперимента).
Объемы выборок должны
- если в обеих выборках меньше 50 показателей, то абсолютная величина разности между количеством показателей в выборках (N1 - N2) не должна быть больше 10;
- если в каждой выборке больше 51 показателя, но меньше 100, то абсолютная величина разности между N1 и N2 не должна быть больше 20;
- если в каждой выборке больше 100 показателей, то одна выборка может быть больше другой не более, чем в 1,5-2 раза.
2. Диапазоны разброса данных в двух выборках не должны совпадать, в противном случае применение критерия Q бессмысленно.
Обычно для наглядного представления полученных в эксперименте данных пользуются числовыми «осями значимости». Изображают числовую ось участка чисел, близких по значению критическим значениям исследуемой величины признака.
Если эмпирическое значение критерия Qэмп попадает в область между Q0,05 и то можно отклонить гипотезу Н0, но еще нельзя принять гипотезу о достоверности различий между выборками. Однако исследователь может считать достоверными уже те различия, которые не попадают в зону незначимости, заявив, что они достоверны при р < 0,05.
Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума:
1. Проверить, выполняются ли ограничения: n1, n2 > 11, при n1 = п2.
2. Упорядочить показатели отдельно в каждой выборке по степени убывания.
3. Расположить в таблице показатели обеих выборок по убывающей, однако данные каждой выборки поместить раздельные столбцы. При этом в каждой строке должен находиться либо один показатель одного из двух рядов, либо два одинаковых показателя разных рядов.
4. В выборке подсчитать
количество показателей,
5. Подсчитать в выборке 2 количество показателей, которые ниже наименьшего показателя выборки 1. Обозначить полученную величину S2.
6. Подсчитать эмпирическое значение Qэмп по формуле:
7. По таблице критических значений критерия Q Розенбаума определить критические значения Q для n1 и n2. Если Qэмп равно Q0,05 или превышает его, Но отвергается.
8. При n1, n2 > 26 сопоставить полученное эмпирическое значение с Qкp = 8 (р < 0,05) и Qкp = 10 (р < 0,01). Если Qэмп превышает или по крайней мере равняется Qкр = 8, Но отвергается.
Примечание: выборкой 1 может быть та из выборок, показатели которой расположены выше, чем в другой.
Методы статистического анализа применялись в двух случаях. Во-первых, сравнивались показатели контрольной и экспериментальной групп при первичной диагностике и, во-вторых, показатели при вторичной диагностики после применения экспериментального вмешательства.
Рассмотрим применение методов математической статистики, применяемые по отношению к результатам, полученным при первичной диагностики. Сравнительный анализ уровня агрессии в экспериментальной и контрольной выборках показывает отсутствие достоверности различий по данному признаку (Qэмп<Qкр). Сравнительный анализ эмоционального состояния детей в экспериментальной и контрольной выборках при первичном обследовании также не показывает достоверности различий (Qэмп<Qкр). Таким образом, можно заключить, что на момент первичной диагностики, дети, состоящие в экспериментальной и контрольной группах, не отличались между собой по изучаемому нами признаку.
Рассмотрим применение методов математической статистики, применяемые по отношению к результатам, полученным в процессе вторичной диагностики. Сравнительный анализ уровня агрессии в экспериментальной и контрольной выборках показывает достоверное различие по данному признаку (Qэмп > Qкр, р < 0,01). Сравнительный анализ эмоционального состояния детей в экспериментальной и контрольной выборках при вторичном обследовании также показывает достоверность различий (Qэмп = Qкр, р < 0,01). Таким образом, можно заключить, что после экспериментального вмешательства, дети, состоящие в экспериментальной и контрольной группах, отличаются между собой по изучаемому нами признаку. Вследствие чего, можно заключить, что музыкальные занятия следует использовать как средства коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.
Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.
Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.