Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:21, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..


6
Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...
6
1.2 Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников………………
20
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………...
30
1.3.1 Музыкальные занятия индивидуальные и по группам………………….
31
1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...
34
1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
42
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..


44
2.1 База и методы экспериментального исследования………………………..
44
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...
62
2.3 Статистический анализ и интерпретация полученных данных…………..
68
2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
76
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ПРИЧИН И           ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ  У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..

 

 

6

    1. Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...

6

1.2 Развитие эмоциональной  сферы у старших дошкольников………………

20

1.3 Виды музыкальных  занятий………………………………………………...

30

1.3.1 Музыкальные занятия  индивидуальные и по группам………………….

31

1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...

34

1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...

42

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..

 

 

44

2.1 База и методы  экспериментального исследования………………………..

44

2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...

62

2.3 Статистический анализ  и интерпретация полученных данных…………..

68

2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...

75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

76

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

79

82


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольный возраст  является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их  функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка. Рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Но сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся  в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности  и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Актуальность исследования обуславливается также и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, что не позволяет надежно прогнозировать поведение человека в детстве и зрелые годы и, в конечном итоге, не способствует снижению уровня насилия в современном обществе.

Цель данного исследования – изучить проявления детской  агрессии и воздействие музыкальной  деятельности на ее коррекцию.

Объект исследования – детская агрессия.

Предмет исследования –  музыкальная деятельность как средство коррекции агрессии.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического  опыта позволили определить гипотезу исследования. Гипотеза заключается в том, что музыкальная деятельность воздействует на детскую агрессию и ведет к ее снижению.

В соответствии с целью  и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучит характеристику возрастных особенностей старших дошкольников, т.е. психическое развитие, эмоциональную сферу, а также агрессию у дошкольников.

2. Разработать программы музыкальных занятий на снижение агрессии у дошкольников.

3. Определить воздействие музыки на эмоции  старших дошкольников (5 – 7 лет).

Методологической основой  данной работы явились положения отечественной психологии о развитии старших дошкольников, сформулированные в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.И., теоретические положения Эльконина Д.Б. и Вагнера Л.А. о социальной природе возрастной нормы развития в исследованиях мы руководствовались также некоторыми теоретическими положениями, сформулированными в работах Фрейда З. Фромма Э., Лоренца К., Берона Р., Ричардсона Д., Паренса Г., Ениколопова С.Н., Репиной Г.А., Левитова Н.Д., Семенюк Л.М. и других авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы агрессии.

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста также принадлежит к числу важнейших. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности в работах Катинене А.И., Радынова О.П., Чумичева Р.М., Школяр Л.В.

Интерес к музыке выступает  одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Интерес служит своеобразным «компасом», направляющим эстетическую деятельность ребенка на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Методы исследования. Для решения поставленных задач  использовался следующий методический инструментарий: метод наблюдения и  беседы, анализ и обобщение имеющихся теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой проблеме, различные проективные методики, разработка музыкальных занятий на снижение агрессии.  

                 

 

 

 

1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И           ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Общая характеристика агрессии у старших дошкольников

 

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе [2, 35].

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В психологических исследованиях  выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Изучение этих характеристик  чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для своевременного преодоления этих опасных тенденций. Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии [14, 97].

Проявления агрессивности  в группе дошкольников. Агрессивное  поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия.

1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

- жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убирал» и пр.);

- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

- агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму», «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:

- дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора»);

- оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).

Физическая агрессия.

  1. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия в дошкольном возрасте это могут быть:

- разрушение продуктов деятельности другого (один ребенок разломал постройку из кубиков другого или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

- уничтожение или порча  чужих вещей (мальчик наносит  удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения или ребенок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

- прямая агрессия –  непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр. [14, 163].

Наиболее часто у  подавляющего большинства детей  наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого ребенка, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой, кусаются и т.п.).

Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди мотиваций, провоцирующих агрессивность детей, выделяют:

Информация о работе Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста