Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:21, дипломная работа
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..
6
Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...
6
1.2 Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников………………
20
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………...
30
1.3.1 Музыкальные занятия индивидуальные и по группам………………….
31
1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...
34
1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
42
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..
44
2.1 База и методы экспериментального исследования………………………..
44
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...
62
2.3 Статистический анализ и интерпретация полученных данных…………..
68
2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
76
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- |
6 |
|
6 |
1.2 Развитие эмоциональной
сферы у старших дошкольников…… |
20 |
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………... |
30 |
1.3.1 Музыкальные занятия
индивидуальные и по группам……… |
31 |
1.3.2 Фронтальные занятия…………………………… |
34 |
1.4 Выводы…………..……………………………………………… |
42 |
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….. |
44 |
2.1 База и методы
экспериментального |
44 |
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………... |
62 |
2.3 Статистический анализ
и интерпретация полученных |
68 |
2.4 Выводы…………..……………………………………………… |
75 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
76 |
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
79 82 |
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка. Рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.
Но сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Актуальность исследования обуславливается также и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, что не позволяет надежно прогнозировать поведение человека в детстве и зрелые годы и, в конечном итоге, не способствует снижению уровня насилия в современном обществе.
Цель данного исследования – изучить проявления детской агрессии и воздействие музыкальной деятельности на ее коррекцию.
Объект исследования – детская агрессия.
Предмет исследования – музыкальная деятельность как средство коррекции агрессии.
Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили определить гипотезу исследования. Гипотеза заключается в том, что музыкальная деятельность воздействует на детскую агрессию и ведет к ее снижению.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучит характеристику возрастных особенностей старших дошкольников, т.е. психическое развитие, эмоциональную сферу, а также агрессию у дошкольников.
2. Разработать программы музыкальных занятий на снижение агрессии у дошкольников.
3. Определить воздействие музыки на эмоции старших дошкольников (5 – 7 лет).
Методологической основой данной работы явились положения отечественной психологии о развитии старших дошкольников, сформулированные в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.И., теоретические положения Эльконина Д.Б. и Вагнера Л.А. о социальной природе возрастной нормы развития в исследованиях мы руководствовались также некоторыми теоретическими положениями, сформулированными в работах Фрейда З. Фромма Э., Лоренца К., Берона Р., Ричардсона Д., Паренса Г., Ениколопова С.Н., Репиной Г.А., Левитова Н.Д., Семенюк Л.М. и других авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы агрессии.
Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста также принадлежит к числу важнейших. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности в работах Катинене А.И., Радынова О.П., Чумичева Р.М., Школяр Л.В.
Интерес к музыке выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях. Интерес служит своеобразным «компасом», направляющим эстетическую деятельность ребенка на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач
использовался следующий
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика агрессии у старших дошкольников
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе [2, 35].
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для своевременного преодоления этих опасных тенденций. Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии [14, 97].
Проявления агрессивности в группе дошкольников. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.
Вербальная агрессия.
1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:
- жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убирал» и пр.);
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);
- агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму», «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:
- дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора»);
- оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).
Физическая агрессия.
- разрушение продуктов деятельности другого (один ребенок разломал постройку из кубиков другого или девочка замазала красками рисунок своей подруги);
- уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения или ребенок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).
2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:
- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (один ребенок показывает кулак другому или пугает его);
- прямая агрессия –
непосредственное физическое
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого ребенка, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой, кусаются и т.п.).
Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.
Очевидно, что каждый
агрессивный акт имеет