Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:21, дипломная работа
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..
6
Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...
6
1.2 Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников………………
20
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………...
30
1.3.1 Музыкальные занятия индивидуальные и по группам………………….
31
1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...
34
1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
42
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..
44
2.1 База и методы экспериментального исследования………………………..
44
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...
62
2.3 Статистический анализ и интерпретация полученных данных…………..
68
2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
76
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.
Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей [15, 152].
Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов музыкальных занятий.
Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия в этом возрасте проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятий 5-10 минут.
Важно вызвать у ребенка
радость общения с музыкой, соответствующие
ее характеру эмоциональные
По содержанию индивидуальные занятия бывают, преимущественно, доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности.
В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих их сверстников.
Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она сокрыта в личных качествах ребенка – излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Доминантные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности.
Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регистре. В таких случаях на индивидуальных доминантных занятиях педагог транспонирует песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяет его.
Причиной нечистого интонирования в пении может быть неразвитость одной из музыкальных способностей – звуковысотного слуха. Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста. При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ребенку еще очень трудно.
Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительней обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.
В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут, проводятся они один-три раза в неделю.
Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Занятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.
Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на праздничном утреннике [15, 156].
Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид. Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-20 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным [10, 167]. Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение занятия. Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий. Уже вход детей на занятие в зал может быть различным – под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.
Если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т.д.). Чтобы поддержать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.
Далее следуют музыкально-
В этом варианте занятия использованы все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкально-образовательная деятельность не имеет своего особого места в его структуре. Сведения о музыке и способах действия дети получают по ходу всего занятия. Каждый из перечисленных разделов занятия многосоставен. Так, в разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а два-три произведения, данных в сопоставлении. Дети слушают уже знакомые им произведения и новые
Раздел «Пение» включает подразделы: распевание (с элементами творческих заданий), пение одной, двух или трех песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие еще только разучиваются. Это раздел содержит и творческие задания.
Раздел «Музыкально-
Движения можно давать в середине занятия, если необходима смена двигательной активности детей. Педагог должен видеть реакцию детей на звучание музыки и поддерживать их интерес, умело, варьируя структуру. Вариативность структуры музыкального занятия проявляется и в объединении двух видов музыкальной деятельности.
Например, раздел «Слушание музыки» соединяют с разделом «Музыкально-ритмические движения» (или его частью), если движения используются для передачи характера прослушанного произведения, или с разделом «Игра на музыкальных инструментах», если предложить детям оркестровать произведение (подобрать выразительные тембры музыкальных инструментов и сыграть в сопровождении фортепиано).
Раздел «Пение» сливают с разделом «Музыкально-ритмические движения» (если песня имеет определенный сюжет, ее можно инсценировать): одни дети поют, другие инсценируют песню. Этот раздел можно объединить и с игрой на музыкальных инструментах: кто-то поет песню, кто-то оркеструет ее. Такие варианты позволяют уйти от стереотипной структуры, повышают интерес детей к занятию.
Необходимо тщательно
продумывать очередность
Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности (слушание классической музыки, творческие задания), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить. Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает и дети перевозбуждены. Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, совершенствовавших ее. Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.
Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано). Все занятия подчинены одной цели – привлечь внимание детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности. Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы пение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.
Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением. При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движение руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке). Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.
Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям затем предстоит передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах позволяют улучшить качество пения. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать сиену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры – угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т.д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы. Игровые соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.
При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента. Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов. В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности – песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, игра на детских музыкальных инструментах. На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи. Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы детского сада.