Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:21, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..


6
Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...
6
1.2 Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников………………
20
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………...
30
1.3.1 Музыкальные занятия индивидуальные и по группам………………….
31
1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...
34
1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
42
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..


44
2.1 База и методы экспериментального исследования………………………..
44
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...
62
2.3 Статистический анализ и интерпретация полученных данных…………..
68
2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
76
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

Также очень важны  такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

На наш взгляд, влияние  музыки на состояние человека необходимо изучать с учетом всех аспектов музыкальной структуры. В структуре музыкального произведения мы можем выделить следующее:

  1. Телесно-двигательный аспект.
  2. Эмоционально-динамический аспект.
  3. Рефлексивно-медитативный аспект.
  4. Суггестивно-трансовый аспект.

Все аспекты имеют прямое отношение с компонентами внутренней структуры музыки.

Компонентно-структуральный анализ музыки дает возможность выделить темпо-ритмическую, гармоническую и мелодическую структуру, которые в свою очередь также имеют свойства подчеркивать нюансы изменений психофизического состояния. Это позволяет нам наблюдать изменения в психофизическом состоянии человека на протяжении звучания всего музыкального произведения. Воздействие музыкой мы рассматриваем в данном случае только как связь музыкального звучания с психофизической реакцией человека.

Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний  по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента.

Мы связываем его  с темпо-ритмической компонентой  музыкального произведения. В теории музыки темп - это скорость исполнения музыкального произведения. То есть одно и то же произведение можно исполнять  в разном темпе. Здесь изменение  состояния зависит от скорости восприятия музыки конкретным человеком. По нашему мнению, несовпадение скорости воспроизведения музыки с замыслом автора снимает значительную часть влияния музыкального произведения. Например, если «Лунную сонату» Бетховена проиграть в танцевальном темпе, то она уже потеряет свою романтичность и глубину, которая несколько столетий погружает слушателя в особое состояние сознания. Значит, очень важно накладывать все структуры музыки на соответствующий, правильный темп. Выбор темпа должен быть обусловлен целями автора. Темп марша, примерно 90 - 100 ударов в минуту. Естественной телесной реакцией в экспериментальных группах, на концертах при звучании марша была произвольная имитация марширования «на месте». Но, если в случае с концертом у слушателей мог «сработать» стереотип восприятия музыки, то нужно сказать, что вообще-то марш создавался именно с целью вызвать такую реакцию у тех, кто слышал его. Естественно возникнув из традиции коллективного марширования, марш пробуждает это желание совершенно естественно. Более тонкую организацию двигательной активности создают в музыке ритмические рисунки. Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры) из которых складывается ритмический рисунок.

Темпо-ритм создает свое особое поле влияния на психо-телесные реакции человека. Самой распространенной реакцией человека в поле темпо-ритмической музыкальной структуры является танец. На молодежных дискотеках многие танцевальные композиции начинаются со звуков ударников (барабанов), что сразу же обозначает темп, на который постепенно накладывается ритмический рисунок. Молодежь начинает танец сразу же, ведь для их танца не нужно больше ничего, эмоционально-двигаельный «выброс» произойдет даже, если барабаны будут звучать в одиночестве на протяжении всей композиции без гармоническо-мелодической поддержки. Впрочем, африканские племена и сохранившиеся племена северных народностей, а также индусы, в своих знаменитых рогах успешно используют свойства разнообразных темпо-ритмических сочетаний, исполненных исключительно на барабанах.

Барабанный бой –  лучшая иллюстрация прямой связи  состояния человека с темпо-ритмической структурой музыки. В ходе экспериментов, которые были проведены нами в группах добровольцев (30 – 120 чел.), было сделано открытие, что монофоническое звучание барабана, в виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно-двигательный аспект реакции человека (заставить танцевать тело – «тело в пляс пустилось»), когда темп достигает или превышает скорость биения сердца (130-140 ударов в минуту). При этом медленный темп, который в 2 – 3 раза медленнее сердечного, способен ввести человека в состояние транса. Этим свойством пользуются шаманы для введения в подобные состояния людей, участвующих в шаманских ритуалах.

Дальнейшие исследования в этой области, мы уверены, дадут  дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом и выделить аспекты, наиболее эффективно погружающие сознание в нужные состояния.

 

2.4 Выводы

 

Полученные результаты сравнивались между собой, для того, чтобы получить подтверждение нашей гипотезе.     

Цель нашего исследования была достигнута в сравнительно – аналитическом результате, обработанном методами математической статистики по Розенбауму.

Данные результатов  исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что музыкальные занятия можно использовать как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

По   результатам     проведения    эксперимента    были       осуществлены следующие выводы:

  1. Специально разработанные программы музыкальных занятий с детьми регулируют уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста: понижают уровень агрессивности детей с высоким уровнем показателя этого качества.
  2. Так же музыкальные занятия влияют на эмоциональное состояние старших дошкольников: музыкальные занятия способны понизить или повысить  возбуждение старшего дошкольника в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и целей занятия.
  3. Музыкальные занятия можно использовать как средство коррекции агрессии и неадекватных эмоциональных состояний у детей старшего школьного возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время для нас, психологов и педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь, мы решили также не оставаться в стороне, и обратились к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула.

 Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца 19 в., с исследований Догеля И.М. и Тарханова И.Н. Догелю И.М. удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления у людей от разной музыки. Бехтерев В.М. считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Шипулин Г.П. еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, мы решили направить созидательную энергию музыки на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников, и разработали свою психолого-педагогическую концепцию «Музыкальные занятия, как метод коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста».

Помимо обычного прослушивания  музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях используется и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Каждый прием  подбирается, исходя из фазы занятия и в соответствии с музыкальным произведением.

Нами было проведено экспериментальное исследование, которое должно было показать, в правильном ли направлении мы двигаемся, и действительно ли музыкальная терапия способствует снижению агрессивности у детей экспериментальной группы.

Таким образом, из результатов итогового тестирования и по нашим собственным наблюдениям и наблюдениям педагогов и родителей, мы с уверенностью можем сказать, что гипотеза нашей работы подтвердилась. Очевидно, что музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами психологии и педагогики способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие нарушения у детей старшего дошкольного возраста.

Уже с нынешнего года во всех группах детского сада, начиная с ясельного возраста, мы рекомендуем использовать музыкальную терапию в профилактических целях: как элемент на музыкальных занятиях, как фон на физкультурных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла и других, а также в режимные моменты. Для создания радостного, бодрого настроения на целый день у детей и родителей, лечебная музыка звучит утром и вечером в группах и коридорах детского сада. А также, проводить сеансы музыкальной терапии с педагогами детского сада и родителями на базе кабинета психологической разгрузки.

Мы считаем, что музыкотерапия – это, пожалуй, самый действенный метод, как коррекции нарушений поведения у детей, так и лечения человеческого организма в целом. Думаем, что – это метод будущего. Со своей стороны мы будем продолжать исследование и внедрение данного метода в свою психолого-педагогическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.
  2. Айви А.Е. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения/ Пер. с англ. - Новосибирск, 1995.
  3. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М., 1997.
  4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
  5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - М., 1998.
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. – М.: Просвещение, 1990. – 329 с.
  7. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 1997. – 362 с.
  8. Бюттер Как жить с агрессивными детьми / К. Бюттер. – М.: Просвещение, 1997. – 439 с.
  9. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2005. – 238 с.
  10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.- М., «Класс»,1998
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.  т.4.- М.,  Педагогика, 1984
  12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
  13. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Педагогика, 1998. – 304 с.
  14. Дубровина И.В.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. – М.: Академия,  2005. – 429 с.
  15. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец. – Мн.: Педагогика, 1985. – 471 с.
  16. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 288 с.
  17. Комарова Т.  Программа эстетического воспитания дошкольников (детей 2-7 лет) / Т. Комарова. – М.: Педагог. общ-во России, 2005. – 128 с.
  18. Корой Е.Ф. Вариантность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста / Е.Ф. Корой. – М.: Просвещение, 1995. – 282 с.
  19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - М.: Литера, 1997. – 297 с.
  20. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. - СПб: Спец. лит., 1997.
  21. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. - М., 1996.
  22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
  23. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
  24. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репрод.изд. М., 1988
  25. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,1975.
  26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
  27. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка.- М., 1956.
  28. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.,1974.
  29. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.
  30. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
  31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л.,1932.
  32. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: Конспект лекций Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева.  – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
  33. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. – М.: ТАИС, 1996. – 495 с.
  34. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина - М.,1964.
  35. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
  36. Развитие общения у дошкольников //Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной - М.,1964.
  37. Развитие ребенка //Под ред. А.В. Запорожца - М.,1976.
  38. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Л.М. Семенюк // Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М.: Просвещение, 1991.- 452 с.
  39. Смирнова Е.О. Агрессивные дети / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // http://www.psyparents.ru.
  40. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие / Под ред. Ерофеевой. – М.: Педагогика, 1999. – 327 с.
  41. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.- Л.,1930.
  42. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и  
    коррекция. – М.: Литера, 1996. – 396 с.
  43. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  44. Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград,1922.
  45. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.
  46. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1989.
  47. Эмоциональное развитие дошкольника. \ А.Д. Кошелева. - М.:  Просвещение, 1985.
  48. Эмоциональное развитие дошкольников: Пособие / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  49. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

План диагностической  беседы и интервью с родителями

1. Анкетные данные  и основные сведения о семье: Ф. И. О. ребенка. Дата рождения. Полный состав семьи. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка.

2. Общие сведения об  условиях развития ребенка до  и после рождения: семейное положение во время беременности. Была ли беременность запланирована. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка во время беременности. Как протекали роды, наличие родовых травм у ребенка.

3. Состояние ребенка  к моменту обследования и перенесенные  заболевания: наличие травм, операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Стоит ли ребенок на учете у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения.

4. Особенности воспитания  ребенка: где и кем воспитывался ребенок. Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни. Помещение ребенка в дошкольное учреждение. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями.

5. Развитие ребенка  в младенчестве или раннем  возрасте (до 3-х лет включительно): особенности развития двигательных реакций. Когда ребенок начал говорить простые предложения. Общительность ребенка. Сроки формирования навыков самообслуживания.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет): любимые игры, занятия. Кто и когда научил читать, писать. Особенности физического развития. Ранние проявления способностей.

Краткая характеристика ребенка.

 




Информация о работе Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста