Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:21, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Основывая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, он с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………..


6
Общая характеристика агрессии у старших дошкольников……………...
6
1.2 Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников………………
20
1.3 Виды музыкальных занятий………………………………………………...
30
1.3.1 Музыкальные занятия индивидуальные и по группам………………….
31
1.3.2 Фронтальные занятия……………………………………………………...
34
1.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
42
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………..


44
2.1 База и методы экспериментального исследования………………………..
44
2.2 Предоставление результатов эмпирического исследования……………...
62
2.3 Статистический анализ и интерпретация полученных данных…………..
68
2.4 Выводы…………..…………………………………………………………...
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
76
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

САТ — проективный метод или апперцептивный метод, метод исследования динамических значений индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. 

САТ - разработан, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам. Картина были разработаны для извлечения ответов на пищевые проблемы - в частности, исследовать проблемы конкуренции братьев - сестер, осветить отношение к родительским фигурам и способ, каким эти фигуры воспринимаются, фантазиям ребенка об агрессии, о принятии взрослого мира, о его страхе остаться одному, поведении, касающемся туалета и родительские реакции на это.

При анализе апперцептивного  поведения обычно рассматривается, что он видит и мыслит в отличие  от оценки выраженного поведения.

С другой стороны, САТ приспособлен обнаруживать динамику межличностных отношений, комплекс побуждений и способы защиты от них.

Итак, мы полагаем, что САТ приспособлен клинически, что обусловлено тем, что динамические факторы могут быть связаны с детскими реакциями в группе, школе или детском саду, или на события в семье. САТ может быть полезен в руках психоаналитика, психолога, социального работника и учителя, так же как и для психологической подготовки педиатра. САТ может пригодиться для очень нужного лонгитюдного исследования детского развития, если САТ проводить с детьми, начиная с 3 лет с полугодовым интервалом. Мы можем многое изучить в судьбе некоторых психологических проблем, которые всесторонне изучались только в психоаналитических исследованиях. При применении САТ следует принять в расчет основные проблемы детского тестирования. С ребенком должно быть установлено хорошее взаимопонимание. Это значительно труднее с маленькими детьми, так же как и с более тревожными. Всякий раз, когда это возможно, САТ следует предъявлять не как тест, а как игру.

Для настоящей инструкции может быть лучше сказать, что мы собираемся провести игру, в которой он должен рассказывать истории на картинках, что он должен рассказать, что происходит, что животные делают сейчас. Подходящим замечанием будет вопрос к ребенку о том, что было в рассказе до того и что случится после. Вероятно, побуждения и поощрения необходимы, заминки допускаются. Какие-либо побуждения не должны быть внушающими. После того, как все истории рассказаны, следует изучить в деталях каждого из них, спрашивая по тщательно разработанным определенным пунктам таким как: кто иногда получает определенные имена, соответственные именам места, возраст и т.д. и даже вопросы, связанные с определенным типом исхода истории. Все стороны высказываний и деятельности должны быть записаны по отношению к рассказанным историям.

Полезно держать все  картинки за пределами взгляда воспринимающего, который имеет с ними дело, т.к. маленькие дети имеют тенденцию  играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй. 

Эти картинки нумерованы и проранжированы в определенной последовательности и поэтому следует проводить в определенном порядке. Если, тем не менее, ребенок беспокойный, есть некоторые показатели, что эта проблема может быть связана с текущим напряжением. Можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно особенно давать карты 1 и 4 и т д.

Проведение тестирования.

При обследовании с помощью САТ необходимо учитывать, прежде всего, общие требования, предъявляемые к тестированию детей. Следует установить с ребенком хороший контакт. Чем младше и беспокойнее ребенок, тем труднее это сделать. По возможности, обследование с помощью САТ следует проводить в форме игры, а не следуя строгим правилам тестирования. Если перед Вами ребенок, который явно убежден в том, что подвергается тестированию (то ли он уже участвовал в подобном исследовании, то ли самостоятельно пришел к такому выводу), лучше открыто признать факт тестирования, тщательно объяснив ребенку, что этот тест отличается от методик, побуждающих ребенка демонстрировать свои достижения в ситуациях сравнения с другими.

Инструктируя ребенка, лучше всего предложить ему поиграть в игру, во время которой он должен составить рассказ по каждой картинке, рассказать, что происходит на картинках, что делают животные в данную минуту. В подходящий момент ребенка можно спросить, что происходило раньше и что произойдет в будущем.

Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но, не откладывая надолго после предъявления теста.

Следует записывать все  комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу. Могут возникнуть затруднения, когда ребенок попросит исследователя, чтобы он сам составил рассказ; прежде всего, следует рассматривать такую ситуацию как преобладание у ребенка желания получить что-либо, нежели отдать. Хотя такая ситуация может предоставить некоторые сведения об отношении ребенка к изображенному на картинке, следует дать ему обещание (и выполнить его) придумать рассказ позже или приостановить тестирование до восстановления контакта с ребенком, т.е. до того момента, когда он сможет перейти к другому рисунку, после чего можно вернуться к отложенному.

Стимульный материал должен находиться вне поля зрения испытуемого, за исключением картинки, с которой ведется работа, т.к. маленьким детям нравится играть со всеми картинками сразу, выбирая наугад картинку для составления рассказа. Эти картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, и должны, следовательно, предъявляться в указанном порядке.

Если, однако, ребенок  особенно беспокоен, а исследователь  осведомлен о проблемах, с которыми связано его нынешнее состояние, можно ограничиться предъявлением всего лишь нескольких рисунков, рассказы по которым могут пролить свет на эти конкретные проблемы. Так, ребенку, у которого явно имеются проблемы соперничества с братьями или сестрами, можно, в частности, предложить составить рассказы по картинкам 1, 4 и т.д.

Наблюдая поведение  при тестировании, будет весьма полезно  иметь в виду 12 эго-функций, и фиксировать  их наиболее яркие проявления. Затем необходимо провести сравнение этих данных с рейтингами эго-функций, полученными на основе оценивания рассказов испытуемого.

Описание и типичные реакции на картины САТ. 

Ниже представлены типичные темы, видимые как ответы на различные  картины.

Картина А 1. Цыплята сидят  за столом, на котором большая миска  с пищей. С одной стороны большая  курица, неясно очерченная.

Ответы вращаются вокруг пищи, достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев  — сестер вводятся около того, кто  получит больше, кто лучше себя ведет или нет и т.д. Пища может оказаться подкреплением или, наоборот, от нее отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с удовлетворением или - фрустрацией, пищевыми проблемами и т.п.

Картинка А 2. Один медведь, тянущий канат в одну сторону  в то время, как другой медведь  с медвежонком тянут в другую сторону.

Интересно наблюдать идентифицирует ли ребенок с фигурой, с которой сотрудничает, с отцом или матерью. Это может выглядеть как серьезная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией, которая завершает собственную агрессию или автономию ребенка.

Более мягко эта картина может казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником рассмотрения - канат порвался — это является источником последующей опасности.

Картинка А 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Это обычно видят как  фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться, как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет бояться. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить - мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь видят большинство  детей и часто она дается нам  как идентификационная фигура. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т.д.

Картина А 4. Кенгуру в  дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В ее сумке кенгуренок с воздушным шаром, на велосипеде кенгуренок больше.

Тут обычно извлекаются  темы о конкуренции с братом или  сестрой, или беспокойство по поводу появления беби. В то же время, связь с матерью - часто важная черта.

Иногда ребенок, который  старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребенок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Тема бегства от опасности также может быть введена. Наш опыт показывает, что это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

Картинка А 5. Затемненная  комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Ребенок рассматривает  то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоционального включения у части детей. Два ребенка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

Картина А 6. Темная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди. Это используется в сумме с А 5. А 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на все, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации.

Проблема мастурбации  во время пребывания в постели  может проявиться в реакциях на картину А 5, так и А 6.

Картина А 7. Тигр с обнаженными  клыками и когтями, прыгающий  на обезьяну, которая также прыгает  в воздух.

Здесь демонстрируются  страхи, агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребенка.

Картина А 8. Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Тут часто выявляется роль, в которую ребенок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия или как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

Картина А 9. Темная комната  просматривается из освещенной комнаты  через открытую дверь. В темноте - кролик, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

Щенок, лежащий на лапах  взрослой собаки, обе фигуры с минимумом  выразительных черт, фигуры расположены  на переднем плане в ванной комнате. Алгоритм интерпретации методики приложен в приложении 5.

В качестве метода экспериментального вмешательства были использованы специально составленные музыкальные занятия. Составление программ этих занятий проходило с учетом стоящей перед нами цели – коррекции детской агрессии. Занятия проходили два раза в неделю по одному часу. Всего занятия с детьми проводились в течение двух месяцев. План музыкальных занятий прилагается в приложении 6.

 

2.2 Предоставление результатов  эмпирического исследования

 

После того, как нами были сформированы экспериментальная и контрольная группа, была проведена первичная диагностика уровня агрессии.

Представим результаты, полученные в процессе первичной  диагностики. По результатам опросника «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» в экспериментальной группе 13 человек (52% от группы) демонстрируют средний уровень агрессивности, 5 человек (20%) – низкий уровень, а 7 человек (28%) – высокий (рис. 1). В контрольной группе у 14 человек (56% от группы) диагностируется средний уровень агрессии, у 5 человек (20%) – низкий уровень, а у 6 человек (24%) – высокий (рис. 2).


Рисунок 1. Соотношение уровня агрессивности у детей экспериментальной группы (%)

 


Рисунок 2. Соотношение уровня агрессивности у детей контрольной  группы (%)

 

Сразу же посмотрим результаты данной методики, полученные во вторичной диагностике. Так в экспериментальной группе средний уровень агрессии показывает 18 человек (72% от общего числа испытуемых в группе), высокие показатели по агрессии у 4 испытуемых (16%), а низкие – у 3 человек (12%). В контрольной группе дети демонстрируют несколько иную картину. Так средний уровень показывают 13 человек (52%), у 6 детей (24%) высокий уровень агрессии, а у 6 (24%) – низкий. Графическое изображение данных показано на рис. 3 и 4, соответственно.

Рисунок 3. Соотношение уровня агрессивности у детей экспериментальной группы при вторичной диагностике (%)


 

Рисунок 4. Соотношение уровня агрессивности у детей контрольной группы при вторичной диагностике (%)

Информация о работе Применение музыкальных занятий для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возроста