Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение черты психического развития подростков как акцентуации характера.
Задачи исследования:
1.По выбранной теме провести анализ литературы.
2.В подростковом возрасте выявить психологические особенности и
возрастные границы.
3.В изучении проблемы характера подростка выяснить основные подходы.
4.Произвести анализ акцентуаций характера.
5.Рекомендации по общению с подростками.

Оглавление

Глава 1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуации характера у подростков.
1. Определение содержания понятия «акцентуация характера «
2. Психологические особенности характера подросткового возраста.
3. Учет возрастных особенностей при развитии акцентуации характера.
Выводы по 1-главе.
Глава 2.Исследование характера подростков.
2.1 . Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Выводы по 2-ой главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ира курсовая.docx

— 100.06 Кб (Скачать)

    Нередко причиной, толкнувшей астероидного подростка на "суицид", называется неудачная любовь. Однако часто удается выяснить, что это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола "избранника". Конечно, отвергнутая любовь, разрыв, предпочтение соперника или соперницы наносят чувствительный удар по эгоцентризму истероидного подростка, особенно если все события развертываются на глазах приятелей и подруг.

    ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП.

    У истероидных  подростков сохраняются черты детских  реакций оппозиции, имитации и др. Чаще всего приходится видеть реакцию  оппозиции на утрату или уменьшение привычного внимания со стороны родных, на потерю роли семейного кумира. Проявления реакции оппозиции могут быть теми же, что и в детстве, –  уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось, но чаще эта детская реакция оппозиции  выявляется подростковыми нарушениями  поведения. Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании предназначаются для того, чтобы  просигнализировать: "Верните мне  прежнее внимание, иначе я собьюсь  с пути!" Реакция имитации может  многое определять в поведении истероидного подростка. Однако модель, избранная  для подражания, не должна заслонять  саму подражающую персону. Поэтому  для имитации избирается образ абстрактный  или лицо, пользующееся популярностью  среди подростков, но не имеющее  непосредственного контакта с данной группой ("кумир моды").Реакция  эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа – от внимания и забот, близких они совсем не жаждут избавиться. Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Предпочитаются те виды искусства, которые наиболее модны среди подростков своего круга. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление... 

    3.3НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

    Их  безволие отчетливо выступает, когда  дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого  типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений.Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп.

     В  групповых правонарушениях им  приходится таскать каштаны из  огня, а плоды пожинают лидер  и более стеничные члены группы. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение.

    Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний – все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше.

    Побеги  из дому и интернатов – нередкий поступок неустойчивых подростков... Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Конформный ТИП. 

    Подобные  субъекты нередко хорошо учатся, получают высшее образование, при определенных условиях с успехом работают.

    Главная черта характера этого типа –  постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению..

    Представители конформного типа – это люди своей  среды. Их главное качество, главное  жизненное правило – думать "как  все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как  у всех" – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность – полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении – это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и как бы пагубным ни было. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, как раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки "за компанию" легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.Ко всему этому конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации...От еще одного качества зависит их профессиональный успех. Они – неинициативны. Очень хорошие результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы. Если именно этого от них требует ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована. Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, – это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет...Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.

    СМЕШАННЫЕ ТИПЫ

    Эти типы составляют почти половину случаев  явных акцентуаций. Их особенности  нетрудно представить на основании  предыдущих описаний.

    . К  ним относятся уже описанные  лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный  типы, а также сочетания лабильного  типа с астено- невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой.  
     
     
     
     
     
     
     

Заключение.

        Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения. В отношении с ребенком-подростком родителям необходимо перестроить свои отношения, изменить стиль воспитания. Особую роль играют их личностные особенности и ценностные ориентации семьи. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются менять свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов, приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между ними. Для нормального развития подростка необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это - взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. Следовательно, подтвердилось предположение относительно взаимосвязи типа акцентуации характера и стиля семейного воспитания. Итак, гипертимному, астероидному, психастеническому типам акцентуации характера соответствует такой стиль семейного воспитания как гипопротекция. Эпилептоидному и лабильному типам акцентуации характера соответствуют условия жестких взаимоотношений и эмоциональное отвержение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы. 

  1.   «Психология подростка» под редакцией А. А Реана Санкт-Петербург 2007г.
  2. Возрастная психология Л.Ф Обухова. СПБ., 2002г.
  3. Детская психология Д.Б Эльконин. Москва. Изд.центр «Академия». 2008г.
  4. Личко А.Е Психопатии и акцентуации хорактеров у подростков. Л:Медецина. 1983г.
  5. Ю. Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд. МГУ, 2005.
  6. Э. Шапренгер. Психология юношеского возраста. - М., 2005
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000г.
  8. Андреева Т.В «Социальная психология семейных отношений». Изд. СИБГУ.1998г.
  9. Божович Л.И «Этапы формирования личности в онтогенезе»
  10. Выгодский Л.С «Лекции по психологии».1999г.
  11. Леангард К. «Акцентуированные личности» 1981г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Базовые качества личности формируются в раннем детсве-это  фундаментальные черты личности. Предпосылки к их оформлению складываются в тот период жизни ребенка, когда  он еще не владеет речью. Основные личностные качества зависят от биологически обусловленных свойств организма (свойства нервной системы, состояние  здоровья, физическое развитие), условий  ухода за ребенком, удовлетворение потребностей ребенка в питании, движениях, ласке, новых впечатлениях. К числу таких личностных качеств  относятся экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность  и общительность, невротичность  и уравновешенность и др. Эти качества складываются и закрепляются у ребенка  в дошкольном возрасте под воздействием многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, подражания и др. факторов.В дошкольный период характер формируется в конкретной деятельности: в игре, в трудовой деятельности, в усвоении бытовых  правил. Наличие правил в игре воспитывает  у ребенка самоконтроль. Ответственность  за свои действия, целенаправленность, инициативность, произвольность движений. В рудовой деятельности ребенок  учится быть самостоятельным, аккуратным, дисциплинированным, трудолюбивым. Усвоение бытовых правил способствует формированию организованности, чувства долга, добросовестного отношения к своим обязанностям. Ребенок в этом возрасте любознателен, эмоционален, впечатлителен, общителен.

В младшем школьном возрасте ведущей для ребенка  становится учебная деятельность. Следовательно, характер формируется главным образом  в учебно-воспитательном процессе. Особенностью ребенка является доверие  к взрослым, подчинение и подражание им, послушание и исполнительность. Происходит усвоение сознательного  контроля и волевой регуляции  деятельности, воспитание сознательной дисциплины, выдержки. На базе полученного  опыта в учебной, игровой деятельности в младшем школьном возрасте складываются предпосылки для мотивации достижения успехов.

Переход к подростковому  возрасту характеризуются изменениями  в физиологии организма, в отношениях у подростка со взрослыми и  сверстниками, в уровне развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. В этот период формируются социальные установки, отношения к себе, к  людям, к обществу. Первостепенное значение имеет проблема самопознания, самовыражения  и самоутверждения. У подростка  усиливается стремление быть похожим  на старших, быть самостоятельным, требует  обращения с собой как со взрослым. Повышается сознательность и мотивированность интересов, в которых проявляется  характер подростка. Для этого периода  свойственны эмоциональность, решительность, активность, недостаток выдержки и  самоконтроля в поведении, настойчивость  в достижении цели, повышенная возбудимость.

В период ранней юности характер приобретает большую устойчивость, но временами в этом возрасте в  поведении может проявляться  бурность, противоречивость характера. У юношей и девушек возрастает уверенность в себе, повышается интерес  к другим людям. По сравнению с  подростковым возрастом, в период ранней юности снижается острота межличностных  конфликтов и негативизм, улучшается физические и эмоциональное самочувствие, повышается контактность и общительность. Происходит стабилизация жизни, сдержанность в поведении. Для данного возраста характерны обидчивость, импульсивность, склонность к категоричным суждениям  и недостаточно продуманным поступкам, быстрая и частая смена настроений, встречается обостренное чувство  одиночества.

Юношей и девушек  волнуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и невежества и другие общечеловеческие ценности. Они стараются лучше  познать себя, самостоятельно сделать  выбор. Ранний юношеский возраст - начальный  период становления социальных, культурных, религиозных, политических, экономических  и других позиций человека. Но в  ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно  продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Хотя многое из того, что человек приобретает в  школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Информация о работе Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет