Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования: изучение черты психического развития подростков как акцентуации характера.
Задачи исследования:
1.По выбранной теме провести анализ литературы.
2.В подростковом возрасте выявить психологические особенности и
возрастные границы.
3.В изучении проблемы характера подростка выяснить основные подходы.
4.Произвести анализ акцентуаций характера.
5.Рекомендации по общению с подростками.
Глава 1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуации характера у подростков.
1. Определение содержания понятия «акцентуация характера «
2. Психологические особенности характера подросткового возраста.
3. Учет возрастных особенностей при развитии акцентуации характера.
Выводы по 1-главе.
Глава 2.Исследование характера подростков.
2.1 . Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Выводы по 2-ой главе.
Заключение.
Список литературы.
С детства
проявляется пугливость и боязливость.
Такие дети часто боятся темноты,
сторонятся животных, страшатся остаться
одни. Они чуждаются слишком бойких
и шумных сверстников, не любят чрезмерно
подвижных и озорных игр, рискованных
шалостей, избегают больших детских
компаний, чувствуют робость и
застенчивость среди
Начало
пубертатного периода обычно проходит
без особых осложнений. Трудности
адаптации чаще возникают в 16-19 лет.
Реакция эмансипации у
В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью...
Самооценка
сенситивных подростков отличается
довольно высоким уровнем объективности.
Подмечается свойственная с детства
обидчивость и
Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и тревожная мнительность и любовь к самоанализу, и, наконец, легкость образования навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем
(футуристическая направленность). Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм...
Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям. Эта реакция проявляется у них самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты, когда требуется неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.
Физическое
развитие психастеников обычно оставляет
желать лучшего. Спорт, как и все
ручные навыки, дается им плохо. Обычно
у психастенических подростков особенно
слабы и неловки руки при более
сильных ногах. Самооценка, несмотря
на склонность к самоанализу, далеко не
всегда бывает правильной. Часто выступает
тенденция находить у себя самые разнообразные
черты характера, включая совершенно несвойственные
(например, истероидные)...
2.3 ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении...
... Шизоидные
черты выявляются раньше, чем
особенности характера всех
Как
правило, шизоидные подростки стоят
особняком от компаний сверстников.
Их замкнутость затрудняет вступление
в группу, а их неподатливость общему влиянию,
общей атмосфере, их неконформность не
позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться
ей. Попав же в подростковую группу, нередко
случайно, они остаются' в ней белыми воронами.
Иногда они подвергаются насмешкам и даже
жестоким преследованиям со стороны сверстников,
иногда же, благодаря своей независимости,
холодной сдержанности, неожиданному
умению постоять за себя, они внушают уважение
и заставляют соблюдать дистанцию. Успех
в группе сверстников может оказаться
в сфере сокровенных мечтаний шизоидного
подростка. В своих фантазиях он творит
подобные группы, где занимает положение
вождя и любимца, где чувствует себя свободно
и легко и получает те эмоциональные контакты,
которых не достает ему в реальной жизни.
. Большинство
шизоидных подростков любит
Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность... ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно- тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть...С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистические склонности – такие дети любят мучить животных, исподтишка избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и все, но всегда в свою пользу. Можно видеть также недетскую бережливость одежды, игрушек, всего своего". Любые попытки покуситься на их ребячью собственность вызывают крайне злобную реакцию. В первые школьные годы выступает мелочная скрупулезность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить суть дела, саму учебу. В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развертывается лишь в период полового созревания от 12 до 19 лет...Аффективные разряды могут быть следствием дисфории – подростки в этих состояниях нередко сами ищут повода для скандала. Но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые легко возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу.Эпилептоидный подросток в ярости способен наотмашь по лицу ударить престарелую бабку, столкнуть с лестницы показавшего ему язык малыша, броситься с кулаками на заведомо более сильного обидчика. В драке обнаруживается стремление бить противника по гениталиям.
Инстинктивная жизнь в подростковом возрасте оказывается особенно напряженной. Сексуальное влечение пробуждается с силой. Однако свойственная эпилептоидам повышенная забота о своем здоровье, "страх заразы" до поры до времени сдерживают случайные связи, заставляют отдать предпочтение более или менее постоянным партнерам. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство...
Реакция
эмансипации у эпилептоидных
подростков нередко протекает очень
тяжело. Дело может доходить до полного
разрыва с родными, в отношении
которых выступает крайняя
Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию, поэтому охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, не способных дать отпор. В группе такие подростки хотят установить свои порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Они чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть формальными постами, дающими в их руки определенную власть, установить диктат над другими и использовать сбое положение к собственной выгоде. Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. Подвижные коллективные игры даются им плохо. Совершенствование ручных навыков, особенно если это сулит определенные материальные блага (прикладное искусство, ювелирная работа и т. п.), также может оказаться в сфере увлечений. Многие из них любят музыку и пение. В отличие от истероидов охотно занимаются ими наедине, получая от своих упражнений какое-то особое чувственное удовольствие...ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП .Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, "псевдосуицидах", "суицидальном шантаже"...
Информация о работе Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет