Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение черты психического развития подростков как акцентуации характера.
Задачи исследования:
1.По выбранной теме провести анализ литературы.
2.В подростковом возрасте выявить психологические особенности и
возрастные границы.
3.В изучении проблемы характера подростка выяснить основные подходы.
4.Произвести анализ акцентуаций характера.
5.Рекомендации по общению с подростками.

Оглавление

Глава 1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуации характера у подростков.
1. Определение содержания понятия «акцентуация характера «
2. Психологические особенности характера подросткового возраста.
3. Учет возрастных особенностей при развитии акцентуации характера.
Выводы по 1-главе.
Глава 2.Исследование характера подростков.
2.1 . Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Выводы по 2-ой главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ира курсовая.docx

— 100.06 Кб (Скачать)

    По  Штерну, переходный возраст характеризует  не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн  описывает его как промежуточный  между детской игрой и серьезной  ответственной деятельностью и  подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной  игры" могут служить занятия  спортом и участие в юношеских  организациях, выбор профессии и  подготовка к ней, игры любовного  характера (флирт, кокетство). В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: Возникают трудности и отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне нее. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). Подросток начинает вести дневник. Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными "взрослыми умениями" - социальная и интеллектуальная взрослость. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм. Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

    Предпосылки девиации в подростковом возрасте

    Вспомним  некоторые сведения из анатомии и  физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические  особенности подростка характеризуются  неравномерностью его физического  развития, совершенствованием мускульного  аппарата, процессом окостенения  скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечнососудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выводы

    В данной проблеме видно характер подростка. 

       Каждый  возраст  характеризуется,  согласно  взглядам Л. С.  Выготского, своей своеобразной,  специфической  для  него, единственной  и  неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребенком  и его  средой.  "Социальная ситуация развития  данного возраста,--подчеркивал Л. С. Выготский,--  представляет собой  исходный момент для всех динамических изменений,  происходящих  в развитии в течение данного периода.

    Она  определяет  целиком и полностью  те формы, и тот путь, следуя по которому подросток приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая  их из среды,  как из  основной источника  своего  развития,  тот путь, по которому социальное становится индивидуальным". Из жизни ребенка  в данной социальной

    ситуации  возникает  основной, или  ведущий (по определению А. Н. Леонтьева) тип деятельности.  В  ней развиваются  новообразования, свойственные данному возрасту.  По  словам  Л.  С. Выготского,  они  служат  не  предпосылкой,  а результатом, или продуктом возрастного развития. Возникшие новообразования в развитии  ребенка  приходят в противоречие  со  старой  социальной ситуацией развития, ведут  к ее слому и построению новой  социальной ситуации, которая открывает  новые  возможности   для  психического  развития  ребенка  уже  в следующем возрастном периоде. Такая перестройка социальной ситуации развития и составляет, по Выготскому, главное содержание критических возрастов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2.2 Типы акцентуации характера (по А. Е. Личко).

    ГИПЕРТИМНЫЙ ТИПС детства гипертимные подростки  отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком  чувства дистанции в отношении  ко взрослым. С первых лет жизни  они везде вносят много шума, любят  компании сверстников и стремятся  командовать ими..Первые трудности  могут выявиться при поступлении  в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.Главная  черта гипертимных подростков –  почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка  и ненадолго эта солнечность  омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон...

    Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают  конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления  и нравоучения,"проработка" в  семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление "борьбы за самостоятельность", непослушание, нарочитое нарушение правил и  порядков. Стараясь вырваться из-под  опеки семьи, гипертимные подростки  охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются  нечасто...Реакция группирования  проходит не только под знаком постоянного  тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях...Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление "показать себя больше, чем есть на самом деле", как у настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации....

    Самооценка  гипертимных подростков отличается достаточной искренностью... ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.

    Подростковые  поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные  устремления и реакции группирования  со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью – в депрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным.. Выраженные нарушения поведения, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе. Самооценка характера у циклоидой формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна. Лабильный Тип. Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения...

    Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда  настроение меняется слишком часто  и чрезмерно круто, а поводы для  этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый  взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма  пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при  отсутствии каких-либо серьезных неприятностей  и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре  во время откровенных и волнующих  бесед, когда приходится касаться самых  разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться  слезы и вскоре радостную улыбку. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то, как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

    Маломотивированная  смена настроения иногда создает  впечатление о поверхностности  и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это, прежде всего, сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению.Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить...

    2.2АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ Тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце. Побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости и т. п., могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще, побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внимания, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специфически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общества с близким другом. Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также. что утомляемость и раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо...СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

Информация о работе Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет