Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель исследования: изучение черты психического развития подростков как акцентуации характера.
Задачи исследования:
1.По выбранной теме провести анализ литературы.
2.В подростковом возрасте выявить психологические особенности и
возрастные границы.
3.В изучении проблемы характера подростка выяснить основные подходы.
4.Произвести анализ акцентуаций характера.
5.Рекомендации по общению с подростками.
Глава 1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуации характера у подростков.
1. Определение содержания понятия «акцентуация характера «
2. Психологические особенности характера подросткового возраста.
3. Учет возрастных особенностей при развитии акцентуации характера.
Выводы по 1-главе.
Глава 2.Исследование характера подростков.
2.1 . Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Выводы по 2-ой главе.
Заключение.
Список литературы.
По
Штерну, переходный возраст характеризует
не только особая направленность мыслей
и чувств, стремлений и идеалов, но
и особый образ действий. Штерн
описывает его как
Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Вспомним
некоторые сведения из анатомии и
физиологии, психологии и педагогики,
которые характеризуют личность
подростка. Анатомо-физиологические
особенности подростка
Выводы
В данной
проблеме видно характер подростка.
Каждый возраст характеризуется, согласно взглядам Л. С. Выготского, своей своеобразной, специфической для него, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, которая есть не что иное, как отношение между ребенком и его средой. "Социальная ситуация развития данного возраста,--подчеркивал Л. С. Выготский,-- представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.
Она определяет целиком и полностью те формы, и тот путь, следуя по которому подросток приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основной источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным". Из жизни ребенка в данной социальной
ситуации
возникает основной, или ведущий
(по определению А. Н. Леонтьева) тип
деятельности. В ней развиваются
новообразования, свойственные данному
возрасту. По словам Л. С.
Выготского, они служат не
предпосылкой, а результатом, или продуктом
возрастного развития. Возникшие новообразования
в развитии ребенка приходят в противоречие
со старой социальной ситуацией
развития, ведут к ее слому и построению
новой социальной ситуации, которая
открывает новые возможности
для психического развития ребенка
уже в следующем возрастном периоде.
Такая перестройка социальной ситуации
развития и составляет, по Выготскому,
главное содержание критических возрастов.
Глава 2.2 Типы акцентуации характера (по А. Е. Личко).
ГИПЕРТИМНЫЙ
ТИПС детства гипертимные подростки
отличаются большой подвижностью, общительностью,
болтливостью, чрезмерной самостоятельностью,
склонностью к озорству, недостатком
чувства дистанции в отношении
ко взрослым. С первых лет жизни
они везде вносят много шума, любят
компании сверстников и стремятся
командовать ими..Первые трудности
могут выявиться при
Реакция
эмансипации бывает особенно отчетливой.
В силу этого с родителями, педагогами,
воспитателями легко возникают
конфликты. К ним ведут мелочный
контроль, повседневная опека, наставления
и нравоучения,"проработка" в
семье и на публичных собраниях.
Все это обычно вызывает только усиление
"борьбы за самостоятельность", непослушание,
нарочитое нарушение правил и
порядков. Стараясь вырваться из-под
опеки семьи, гипертимные подростки
охотно уезжают в лагеря, уходят
в туристские походы и т.Истинные
побеги из дому у гипертимов встречаются
нечасто...Реакция
Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью... ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.
Подростковые
поведенческие реакции у
Можно
говорить о намечающемся формировании
лабильного типа в случаях, когда
настроение меняется слишком часто
и чрезмерно круто, а поводы для
этих коренных перемен бывают ничтожными.
Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый
взгляд случайного собеседника, некстати
пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма
пуговица способны погрузить в унылое
и мрачное расположение духа при
отсутствии каких-либо серьезных неприятностей
и неудач. В то же время какая-нибудь
приятная беседа, интересная новость,
мимолетный комплимент, удачно к случаю
одетый костюм, услышанные от кого-либо,
хотя и малореальные, но заманчивые
перспективы могут поднять
Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это, прежде всего, сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению.Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить...
2.2АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ Тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце. Побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости и т. п., могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще, побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внимания, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специфически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общества с близким другом. Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также. что утомляемость и раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо...СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
Информация о работе Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет