"доминанта
романтики" (стремление подростка
к неизвестному, рискованному, к приключениям,
к героизму). Л. И. Божович также отмечала,
что к началу переходного возраста, в общем
психическом развитии появляются
новые, более широкие интересы,
личные увлечения и стремление
занять более самостоятельную,
более "взрослую» позицию в
жизни. Однако в переходном возрасте
еще нет возможностей (ни внутренних,
ни внешних), чтобы занять эту позицию.
Л. И. Божович считала, что расхождение
между возникшими потребностями и обстоятельствами
жизни, ограничивающими возможность
их реализации, характерно
для каждого возрастного кризиса.
Но, тем не менее, какой бы субъективно
(а иногда и объективно) ни была
жизнь подростка, он все равно всем
существом своим направлен в
будущее, хотя "это будущее
представляется ему еще очень
туманно".
Характеризуя
подростковый возраст, Л. И.
Божович писала: "В течение этого
периода ломаются и перестраиваются
все прежние отношения ребенка к
миру и к самому себе... и развиваются
процессы самосознания и самоопределения,
приводящие, в конечном счете, к той
жизненной позиции, с которой школьник
начинает свою самостоятельную жизнь".
С мотивационной сферой тесно связано
нравственное развитие школьника,
которое существенным образом
изменяется именно переходном возрасте."
Усвоение ребенком нравственного образца
происходит тогда, когда он совершает
реальные нравственные поступки в
значимых для него ситуациях.
Но усвоение этого нравственного
образца не всегда проходит
гладко. Совершая различные поступки,
подросток больше поглощен частным
содержанием своих действий. Процессы
эти весьма глубинные, поэтому часто изменения,
происходящие в области нравственности,
остаются не замеченными ни родителями,
ни учителями. Но именно в этот
период существует возможность оказать
нужное педагогическое влияние, потому
что вследствие "недостаточной обобщенности
нравственного опыта" нравственные
убеждений, подростка находятся
еще в неустойчивом состоянии.
Нравственные убеждения возникают
и оформляются только в переходном
возрасте, хотя основа для их
возникновения был заложена гораздо раньше.
. Еще одно новообразование,
возникающее в конце переходного
периода, Л. И. Божович называла
"самоопределением". С субъективной
точки зрения оно характеризуется осознанием
себя в качестве члена общества
и конкретизируется в новой
общественно значимой позиции.
Самоопределение возникает в конце учебы
в школе, когда человек стоит
перед необходимостью решать проблему
своего будущего. Самоопределение
отличается от простого прогнозирования
своей будущей жизни, от мечтаний, связанных
с будущим. Оно основывается на
уже устойчиво сложившихся интересах
и стремлениях субъекта, предполагает
учет своих возможностей и внешних
обстоятельств, оно опирается на формирующееся
мировоззрение подростка и связано
с выбором профессии. Но подлинное
самоопределение, как отмечала
Л. И. Божович, не заканчивается в это время,
оно "как системное новообразование,
связанное с формированием внутренней
позиции
взрослого человека, возникает
значительно позже и является
завершающим последний этап онтогенетического
развития личности ребенка".
А в конце переходного периода самоопределение
характеризуется не только пониманием
самого себя - своих возможностей
и стремлений, но и пониманием своего места
в человеческом обществе и своего назначения
в жизни. Подросток - это еще недостаточно
зрелый и недостаточно социально возмужалый
человек, это личность, находящаяся на
особой стадии формирования ее важнейших
черт и качеств. Стадия эта пограничная
между детством и взрослостью. Личность
еще недостаточно развита, чтобы, считаться
взрослой, и в то же, время настолько развита,
что в состоянии сознательно вступить
в отношения с окружающими и следовать
в своих поступках и действиях требованиям
общественных норм и правил.
Понятие «акцентуация» близко к понятию
«расстройство личности». Основным отличием
является то, что три основные характеристики
расстройства личности (влияние на все
сферы жизни человека, стабильность во
времени, социальная дезадаптация) никогда
не присутствуют в акцентуации одновременно:
Акцентуированный
человек может специфически реагировать
на специфические психогенные воздействия,
но только на них, в то время как
человек с расстройством личности
на любые психогенные воздействия
реагирует в соответствии с особенностями
своего расстройства (влияние на все
сферы жизни).Акцентуации могут
наиболее ярко проявляться только в
течение определённого периода
жизни человека (например подросткового
периода) и обычно сглаживаются со временем,
в то время как для расстройств личности
характерно появление на ранних периодах
жизни и стабильность или усиление проявлений
в течение жизни (стабильность во времени).
Акцентуации могут не приводить к социальной
дезадаптации вообще или приводить к ней
лишь на непродолжительное время, в то
же время расстройства личности мешают
такой адаптации постоянно (социальная
дезадаптация). Понятие «акцентуация»
определяется через понятие. Хотя специально
это обычно не подчёркивается, можно видеть,
что «расстройство личности» («психопатия»),
и вторично по отношению к нему.
А. Е.
Личко разрабатывал свою концепцию
и диагностические методы исключительно
для работы с подростками, из-за чего
иногда можно встретить утверждения
других авторов, что понятие акцентуации
применимо только к подростковому
возрасту. Однако сам он нигде не
ограничивает область применения этого
понятия, и говорит только об области
применения своих теоретических
и практических разработок.
Явная
акцентуация — крайний вариант
нормы. Акцентуированные черты характера
достаточно выражены в течение всей
жизни. Компенсации не происходит даже
при отсутствии психических травм.
Скрытая
акцентуация — обычный вариант
нормы. Акцентуированные черты характера
проявляются в основном при психических
травмах, но не приводят к хронической
дезадаптации.
Классификация
акцентуаций. За время существования
понятия «акцентуация» было разработано
несколько типологий акцентуированных
личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит
автору концепции, Карлу Леонарду. Понятие
“акцентуации” впервые ввел немецкий
психиатр и психолог, профессор неврологии
неврологической клиники Берлинского
университета Карл Леонгард (K.Leonhard). Им
же разработана и описана известная классификация
акцентуаций личности. В нашей стране
получила распространение иная классификация
акцентуаций, которая была предложена
известным детским психиатром, профессором
А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе
сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
Акцентуацию -можно определить как дисгармоничность
развития характера, гипертрофированную
выраженность отдельных его черт, что
обусловливает повышенную уязвимость
личности в отношении определенного рода
воздействий и затрудняет ее адаптацию
в некоторых специфичных ситуациях В отечественной
психологии сложилась традиция четко,
а иногда и резко подчеркивать различие
в понятиях личность и характер, имеется
ввиду, что понятие личность более широкое,
включающее в себя направленность, мотивы,
установки, интеллект, способности и т.д..
Само понятие “акцентуация” появилось
и поначалу употреблялось преимущественно
в клинической психологии. Однако в работах
К.Леонгарда специально подчеркивалось,
что акцентуированные люди не являются
не нормальными. В противном случае нормой
следовало бы считать только среднюю посредственность,
а любое отклонение от нее рассматривать,
как патологию К.Леонгард даже полагал,
что человек без намека на акцентуацию,
конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную
сторону; но столь же мало вероятно, что
он как-нибудь отличается в положительную
сторону. Акцентуированным личностям,
напротив, присуща готовность к особенному,
т.е. как к социально положительному, так
и социально отрицательному развитию.
Можно заключить, что акцентуация является
не патологией, а крайним вариантом нормы.
Зависит от многих факторов. К этим факторам
относятся социокультурные особенности
среды, половые и возрастные особенности
и др. По данным К.Леонгарда и его сотрудников
доля акцентуированных личностей во взрослом
населении составляет приблизительно
50%. Однако авторы специально подчеркивают,
что в других странах соотношение акцентуированных
и неакцентуированных людей может быть
иным. Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций
разработан еще недостаточно, уже сейчас
определенно можно говорить о феномене
заострения черт акцентуированного характера
в подростковом возрасте. В дальнейшем,
очевидно, происходит их сглаживание или
компенсация, а также переход явный акцентуаций
в скрытые.
В детском
возрасте, по справедливому замечанию
В.В.Ковалева (1981), не сформирован еще
и тип характера, и можно говорить
лишь об отдельных акцентуированных
чертах. Каждому типу акцентуации характера
присущи свои, отличные от других типов
«слабые места»,. Акцентуации характера-
это крайние варианты его нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно
усилены, отчего обнаруживается избирательная
уязвимость в отношении определенного
рода психогенных воздействий при хорошей
и даже повышенной устойчивости к другим.
Поэтому «акцентуация характера» не может
быть психиатрическим диагнозом.
Психологические
особенности подросткового возраста,
когда они резко выражены, получили
название «подросткового комплекса»,
а обусловленные ими нарушения
поведения - «пубертатного криза» [Homburger
F., 1926]Подростковый комплекс включает
перепады настроения от безудержного
веселья к унынию и обратно без достаточных
причин, а также ряд других полярных качеств,
выступающих попеременно. Чувствительность
к оценке посторонними своей внешности,
способностей, умений сочетается с излишней
самонадеянностью и безапелляционными
суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность
порою уживается с поразительной черствостью,
болезненная застенчивость- с развязностью,
желание быть признанным и оцененным другими-
с показной независимостью, борьба с авторитетами,
общепринятыми правилами и распространенными
идеалами- с обожествлением случайных
кумиров, а чувственное фантазирование-
с сухим мудрствованием. В современной
западной психиатрической и психологической
литературе широкое распространение получила
концепция Е.Erikson (1968) о «кризисе идентичности»
как о главной особенности подросткового
периода. Под «идентичностью» подразумевается
определение себя как личности, как индивидуальности.
Формирование «идентичности» рассматривается
с психоаналитических позиций как результат
«распада детского Я» и необходимости
синтеза нового «взрослого Я», образования
«Сверх-Я» и т.п. Именно этот процесс, а
не факторы окружающей среды, рассматривается
как первоисточник всех трудностей и всех
нарушений поведения у подростков.
По
мнению G.Nissen (1971), пубертатный криз,
кроме «кризиса идентичности», слагается
также из «кризиса авторитета» и
«сексуального кризиса». Кризис авторитета
выводится как следствие «Эдипова
комплекса», как «протест против отца».
Слабая роль отца в современной семье
или его отсутствие в неполных семьях
ведет к распространению этого протеста
на все авторитеты мира взрослых. Крайним
проявлением этого кризиса являются побеги
из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности
связываются склонность к психогенным
депрессиям и суицидальному поведению,
а также эпизоды дереализации и деперсонализации.
С нашей
точки зрения, суть «подросткового
комплекса» составляют свойственные этому
возрасту определенные психологические
особенности, поведенческие модели,
специфически-подростковые поведенческие
реакции на воздействия окружающей
социальной среды. К ним относятся
описанные нами [Личко А.Е., 1973] реакции
эмансипации, группирования со сверстниками,
реакция увлечения (хобби-реакция) и
реакции, обусловленные формирующимся
сексуальным влечением.
РЕАКЦИЯ
ЭМАНСИПАЦИИЭта реакция проявляется
стремлением высвободиться из-под
опеки, контроля, покровительства старших-
родных, учителей, воспитателей, наставников,
старшего поколения вообще. Реакция может
распространяться на установленные старшими
порядки, правила, законы, стандарты их
поведения и духовные ценности. Потребность
высвободиться связана с борьбой за самостоятельность,
за самоутверждение как личности. Возможно,
реакция эмансипации имеет какие-то биологические,
филогенетические корни. Разумеется, эта
реакция у подростков развертывается
под действием социо-психологических
факторов (чрезмерная опека со стороны
старших, мелочный контроль, лишение минимальной
самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся
отношение к подростку как к маленькому
ребенку). Проявления реакции эмансипации
весьма разнообразны. Она может ощущаться
в каждодневном поведении подростка, в
желании всегда и везде поступать «по-своему»,
«самостоятельно» Но, даже не сказываясь
открыто на поведении, эта реакция получает
отражение в результатах психологического
исследования, оценивающего отношение
здоровых хорошо социально адаптированных
подростков к родным, к опеке над собой
и наставлениям, к критике и возражениям
в свой адрес, к правилам и законам [Иванов
Н.Я., 1973]. У гипертимных подростков реакция
эмансипации наиболее проявляется в поступках,
у астероидных и шизоидных - в высказываниях.
Реакцией эмансипации может быть продиктовано
поступление на учебу или на работу обязательно
в другом городе, чтобы жить отдельно от
родителей. Одной из крайних форм проявления
реакции эмансипации являются побеги
из дому и бродяжничество, когда они обусловлены
желанием «пожить свободной жизнью». РЕАКЦИЯ
ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
. Подросткам
свойственно почти инстинктивное
группирование со сверстниками.
Подростковые группы проходят
через всю историю человечества
от первобытного общества и
древней Спарты до современных
хиппи. Стремление подростков к группированию
со сверстниками, может быть, также имеет
какие-то филогенетические корни. У высших
млекопитающих, ведущих стадный образ
жизни (некоторые виды обезьян, копытных
и ластоногих), особи «подросткового возраста»
образуют отдельные группы на периферии
стада или даже обособляются в отдельные
временные стада [Боровский В.М., 1936; Chauvin
P., 1963]. Обезьяны-подростки реагируют депрессией
на изоляцию от группы сверстников; ни
у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться
депрессии, таким образом, не удается [Schweicheimer
F., 1972]. Однако подобное поведение молодняка
высших млекопитающих также не может служить
моделью для изучения подростковых групп,
возникающих и функционирующих по социо-психологическим
закономерностям. Эти закономерности
еще недостаточно изучены. Существуют
два типа подростковых групп. Одни отличаются
однополым составом, наличием постоянного
лидера, довольно жестко фиксированной
ролью каждого члена, его твердым местом
на иерархической лестнице внутригрупповых
взаимоотношений (подчиняемость одним,
помыкание другими). В этих группах есть
такие роли, как «адъютант лидера»- обычно
физически сильный подросток с невысоким
интеллектом, кулаками которого лидер
держит группу в повиновении, есть «анти-лидер»,
стремящийся занять место лидера, есть
«шестерка», которым все помыкают. Нередко
такая группа обладает «своей территорией»,
тщательно оберегаемой от вторжения сверстников
из других групп, в борьбе с которыми в
основном протекает жизнь. Состав групп
довольно стабилен, прием новых членов
нередко сопряжен с особыми «испытаниями»
или ритуалами. Примкнуть к группе без
согласия вожака немыслимо, тот же оценивает
новичка, прежде всего с точки зрения опасности
заполучить сильного «анти-лидера». Обнаруживается
склонность к внутригрупповому символизму-
условные знаки, свой «язык», свои клички,
свои обряды- например, обряд «братания
кровью» [Алмазов Б.Н., 1981]. Подобные группы
обычно образуются только из подростков
мужского пола. Другой тип подростковых
групп отличается нечетким распределением
ролей, отсутствием постоянного лидера-
его функцию несут разные члены группы
в зависимости от того, чем в данный момент
группа занята. Состав группы обычно разнополый
и нестабильный - одни уходят, другие приходят.
Жизнь такой группы минимально регламентирована,
нет каких-либо четких требований, удовлетворение
которым необходимо для вступления в нее.
По-видимому, существуют и промежуточные,
и иные типы подростковых групп. В закрытых
заведениях для подростков (интернаты,
спортивные лагеря, подростковые отделения
психиатрических больниц) реакция группирования
проявляется с особой силой и может быть
причиной серьезных нарушений режима.
В этих условиях, а также при семейно-педагогической
запущенности реакция группирования может
стать главным регулятором поведения
подростка. При психопатиях и акцентуациях
характера реакция группирования весьма
разнится в проявлениях в зависимости
от типа характера. У гипертимных, неустойчивых
и конформных подростков тяга к группированию
сильна и постоянна. Циклоидные подростки
обнаруживают это стремление в положительной
фазе. У стероидов реакция группирования
отличается капризной изменчивостью -
они тянутся к обществу сверстников и
экстравагантность этой группы для них
особенно привлекательна [Амбрумова А.Г.,
Жезлова Л.Я., 1973]. Однако обычно вскоре
они заявляют, что «разочаровались» в
своих приятелях. На самом же деле это
случается, когда группа раскусила их
самих - их театральность, лживость, склонность
предавать друзей и т.п. Конформные подростки
ценят место в привычной группе и боятся
его потерять. Для эпилептоида группа
представляет ценность, если дает в руки
определенную власть и позволяет извлечь
для себя выгоды. Реакция УВЛЕЧЕНИЯ - «ХОББИ-РЕАКЦИЯ»Для
подросткового возраста увлечения составляют
важнейшую черту. Подростковый возраст
без увлечений подобен детству, без игр.
Увлечения подростков и разнообразны,
и относительно ограниченны. Хоккей и
футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка
- наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х
годах у подростков мужского полаИнтеллектуально-эстетические
увлечения связаны с глубоким интересом
к любимому делу (музыке, рисованию, радиотехнике,
древней истории или к разведению цветов,
певчих птиц и т.д.). К этой же группе относятся
любители постоянно что-то изобретать
или конструировать. Нередко подобные
занятия для других, особенно старших,
кажутся ненужными и странными. Однако
для самого подростка они представляются
чрезвычайно интересными и важными; ему,
в сущности, безразлично, как на это смотрят
со стороны. Поглощенные увлекательным
для них делом, подростки иногда запускают
учебу и другие дела и почти все время
отдают избранному предмету. Этот вид
увлечений наиболее присущ шизоидным
подросткам. Телесно-мануальные увлечения
связаны с намерением укрепить свою силу,
выносливость, приобрести ловкость или
какие-либо искусные мануальные навыки.
Сюда относятся занятия различными видами
спорта (например, карате, ставшее модным
в 70-х годах среди подростков мужского
пола) а также стремление научиться что-то
мастерить, вышивать, ездить на велосипеде,
водить мотоцикл или автомашину. Но все
эти увлечения, казалось бы, весьма разнообразные,
можно отнести к данному типу, если за
ними стоит именно желание развиться в
определенном физическом отношении, овладеть
какими-то умениями и т.п. Здесь удовольствие
нередко доставляет не столько сам процесс
занятий, сколько достигаемые результаты.
К телесно-мануальным увлечениям особенно
склонны бывают сенситивные юноши, у которых
эти увлечения тесно переплетаются с реакцией
гиперкомпенсации.