Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение черты психического развития подростков как акцентуации характера.
Задачи исследования:
1.По выбранной теме провести анализ литературы.
2.В подростковом возрасте выявить психологические особенности и
возрастные границы.
3.В изучении проблемы характера подростка выяснить основные подходы.
4.Произвести анализ акцентуаций характера.
5.Рекомендации по общению с подростками.

Оглавление

Глава 1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуации характера у подростков.
1. Определение содержания понятия «акцентуация характера «
2. Психологические особенности характера подросткового возраста.
3. Учет возрастных особенностей при развитии акцентуации характера.
Выводы по 1-главе.
Глава 2.Исследование характера подростков.
2.1 . Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
Выводы по 2-ой главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ира курсовая.docx

— 100.06 Кб (Скачать)

    Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных  моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется  сообщество, которое удается подчинить  себе. Такие подростки, среди которых  много гипертимов, являются главарями  в разных группах молодежи и при  хорошей направленности интересов  охотно занимаются полезной общественной деятельностью. Накопительские увлечения- это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам. Эгоцентрические увлечения- всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные ее формы- участие в любительских эстрадных ансамблях прежде всего, иногда спортивные соревнования- все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же может относиться увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно, все это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или в случаях страсти к броской одежде от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимание могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области. Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все ту же цель- демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому астероидные черты характера.

    Азартные  увлечения - картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидных и гипертимных подростков. Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений. В подростковом возрасте каждому типу психопатий и акцентуаций присущи определенные особенности сексуального поведения. Гипертимные подростки отличаются рано пробуждающимся и сильным сексуальным влечением и вследствие этого обычно ранним началом половой жизни. Эмоционально-лабильные подростки склонны отдавать предпочтение флирту и избегают сексуальных эксцессов. Сенситивные подростки и отчасти психастеники зачастую оказываются во власти глубоко скрываемых переживаний по поводу своей действительной или мнимой сексуальной неполноценности. Шизоидны, способны сочетать в себе высокий уровень моральных притязаний или показное безразличие к проблемам пола с грубой и даже извращенной сексуальностью. Половое влечение эпилептоидов отличается напряженностью и силой, рано пробуждается ревность. Эгоцентризм и жажда признания истероидов нигде, пожалуй, столь ярко не выступают, как в сексуальном поведении. Неустойчивые подростки нередко рано обогащаются сексуальным опытом в силу общений в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них вовсе не отличается большой силой.

    Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

     Особенность  подросткового возраста в том  и состоит, что внешне и по  своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям  и возможностям это во многом  еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся  у подростка потребность в  ласке, внимании, интерес к играм,  забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством  взрослости у подростка пробуждается  и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного  достоинства, осознание половой  принадлежности. Подростку свойственна  повышенная критичность. Если, будучи  ребенком, он на многие события  в окружающем мире не обращал  внимания или был снисходителен  в своих оценках, то став  подростком, он начинает переоценивать  давно знакомое и привычное,  вынося собственные суждения, нередко  очень прямолинейные, категоричные  и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.    Психическая пубертатность, по  Ш.  Бюлер, связана с вызреванием особой биологической  потребности  --  потребности  в  дополнении.  Именно  в  этом жизненном  явлении и  лежат,  по ее  мнению корни  тех переживаний,  которые

    характерны  для  подростковой возраста.  Внешнее  и  внутреннее  возбуждение, которым  сопровождается  созревание,  должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности  и спокойствия,  побудить  его  к поискам сближению  с существом другого пола.  Явления,  сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим,  неудовлетворенным в  своей замкнутости, и  его "Я"  должно

    быть  раскрыто для встречи с "Ты" Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной  По ее  мнению, с ростом культуры  происходит удлинение  период. Психической  пубертатности,  что и является  причиной  многих  трудностей, связанных с этим периодом жизни.    Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16годами, у девочек -- между 13  и 15  годами. Разумеется, существуют отличия между  городом  и  деревней,  между  отдельными  странами,  большое  влияние оказывает  климат. Нижней границей нормального начала  пубертатности следует считать 10-11 лет,  верхней  -- 18 лет. При более  раннем  или более позднем начале  созревания,  подчеркивала  Ш. Бюлер, мы имеем дело с патологическими

    случаями. Средняя норма лежит посредине.   Психические симптомы  переходного возраста  начинаются,  как правило,

    значительно  раньше Отдельные  "психические  симптомы появляются уже  в 11-12лет: подростки  необузданны и драчливы,  игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным  самолюбием и высокими идеалами они еще  не могут,  и в то же время у них нет  детского  подчинения авторитету.  Эта  фаза является, прелюдией к периоду психической пубертатности.     За  этой  фазой  следуют две  главные фазы, которые  Ш.  Бюлер называет пубертатной стадией  и юностью.  Граница  между  ними  проходит  в  17  лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению  к  окружающему  миру:  за жизнеотрицанием,  присущим  пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.     Основные  черты негативной  фазы, отмеченные Ш.  Бюлер, это "повышенная чувствительность  и   раздражительность,   беспокойное  и  легко  возбудимое состояние", а также  "физическое  и  душевное  недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворенны собой, их неудовлетворенность переносится  на окружающий  мир.  Ш.  Бюлер  пишет: "Они

    чувствуют, что их  состояние безрадостно, что  их поведение  дурно,  что  их требования и бессердечные поступки  не оправдываются   обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им." "Они должны бушевать и кричать, проклинать и  насмехаться,  хвастаться и сердиться, даже если  они  сами  замечают   странность  и  некрасивость  своего  поведения". Безрадостным называет Ш. Бюлер это время для зреющего человека. Ненависть к себе  и враждебность  к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи  одна с другой, а могут чередоваться,  приводя  подростка  к мысли о самоубийстве. К этому  присоединяется  еще  и ряд  новых  внутренних  влечений  "к  тайному, запрещенному,  необычному,  к тому,  что выходит за  пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни". Непослушание, занятие запрещенными делами

    обладает  в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых  и сверстников. К  этому присовокупляются разочарования.  "Всюду воспринимается, прежде всего, отрицательное",-- указывает Ш. Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную  меланхолию" и "агрессивную самозащиту".  Следствие

    всех   этих   явлений  --  общее  снижение  работоспособности,  изоляция  от окружающих  или  активно  враждебное  отношение  к  ним  и  различного  рода  асоциальные   поступки.   Все   это  отмечается   в   начале   фазы.   Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет,  у мальчиков от 14  до  16  лет.   Окончание негативной  фазы  характеризуется завершением телесного  созревания.  Правда, общее беспокойство еще остается, но  это уже "не столько беспокойство отчаяния,  возникающее помимо и даже против воли и отнимающее   силы,  сколько  радость  растущей  мощи,  душевной  и  телесной

    творческой  энергии, радость юности и роста". И здесь начинается вторая фаза - позитивная.      Позитивный период  приходит постепенно и начинается с того,  что перед  подростком  открываются  новые  источники  радости,  к  которым он до  этого времени не был восприимчив. "Широкий мир  ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья,  раскрывается   впервые   на   пороге   юности".   Ко  всему  этому присоединяется  любовь,  теперь уже сознательно направленная  на дополняющее "Ты". "Любовь дает выход самому тяжелому напряжению,"- отмечает Ш. Бюлер.

         Конечно,  нельзя  говорить о   том,  что в негативной фазе  присутствуют исключительно   мрачные   стороны,   а   в   позитивной   --   исключительно положительные. Ш.  Бюлер  пишет: "Стремление к  деятельности  и одушевление, мечтательное  обожание  и сексуально неосознанные  любовные порывы  являются  чрезвычайно  характерными  положительными  проявлениями  первой  стадии,   и обратно   --   радостное   жизнеощущение   юности   часто   уже   омрачается

    разочарованиями,   повседневными   обязанностями,  мыслями   о  профессии  и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба".

         Говоря о верхней границе юношеского  возраста, Ш.  Бюлер отмечает,  что» она  относится к  21-му  или  24-м годам, так  как в  это время  наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости.     Она писала:  "Первый период  бури  и натиска в это  время уже отзвучал, стало  ясным общее направление будущей жизни,  выбрана определенная точка опоры, и интенсивность первых усилий  и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности,  ослабевает,  уступая место более спокойному темпу прогресса.  Первые мощные переживания любви, природы,

    искусства,  творчества уже  испытаны, первое общее  социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади". 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.3 Учет возрастных особенностей при развитии акцентуации характера. 

    Подростковый  период развития охватывает возраст  от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется  началом перестройки организма  ребенка: ускоренным физическим развитием  и половым созреванием. В организме  возникают резкие перемены в связи  с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности  в деятельности организма и еще  не отрегулированная новая система  его функционирования являются основой  общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Подростковый возраст, по Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества: Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

    Третий  тип представляет собой такой  процесс развития, когда подросток  сам активно и сознательно  формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем  самоконтроля и самодисциплины. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Информация о работе Причины проявления акцентуаций характера у подростков 14-15 лет