Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:06, контрольная работа
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов.
Причины и виды……………………………………………………………… .. 4
2. Последствия внутриличностных конфликтов ……………………………. 6
3. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов …… 7
Заключение ……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы ………………………………………… 11
Министерство Образования Российской Федерации
Кубанский
Государственный
Выполнила
Студентка 4 курса
План
Введение ………………………………………………………………………… 3
1.
Общая характеристика
Причины
и виды………………………………………………………………
2.
Последствия внутриличностных
3.
Факторы и механизмы
Заключение ……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы ………………………………………… 11
Введение
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
В рамках психоаналитического направления изучения этого вопроса акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-Я.
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.
В
теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт
- это регресс в сферу
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.
Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний.
Интеракционизм понимает внутриличностный конфликт как диссонанс ролей.
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера:
снижение самооценки,
осознание своего состояния как психологического тупика,
задержка принятия решения,
глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;
2. эмоциональная сфера:
психоэмоциональное напряжение,
частые и
3. поведенческая сфера:
снижение качества и интенсивности деятельности,
снижение
негативный
4. интегральные показатели:
ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
Форма проявления | Симптомы |
Неврастения | Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли |
Эйфория | Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы» |
Регрессия | Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности |
Проекция | Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная |
Номадизм | Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки |
Рационализм | Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых |
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу».
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте | Вид внутриличностного конфликта | ||
«хочу»
(«Я хочу») |
«надо»
(«Я должен») |
«могу»
(«Я есть») | |
Мотивационный конфликт | |||
Нравственный конфликт | |||
Конфликт нереализованного желания | |||
Ролевой конфликт | |||
Адаптационный конфликт | |||
Конфликт неадекватной самооценки |
Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
Тип конфликта | Причина | Модель разрешения |
Эквивалентный
(приближение-приближение) |
Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс |
Витальный
(избегание-избегание) |
Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс |
Амбивалентный
(приближение-избегание) |
Выбор объекта,
в котором одновременно присутствуют
привлекательная и |
Примирение |
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Он всегда - результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
1 – конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные);
2
- конфликты, возникающие из
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих;
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением;
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
2.
Последствия внутриличностных
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Одним
из серьезных последствий
У нас в стране ежегодно около полумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. В США доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет за последние 20 лет увеличилось вдвое. Самый низкий уровень самоубийств наблюдается сегодня в Италии и Испании, что связано, видимо, и с высоким уровнем жизни, и с огромным влиянием в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишить себя жизни.
Суицидальное поведение включает различные формы активности, служащие деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей. Центральную роль в возникновении такой ситуации играют следующие конфликты:
• обусловленные спецификой семейных взаимоотношений:
неразделенная любовь, измена любимого человека, развод, тяжелая болезнь или смерть близких;
• обусловленные спецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия: неудачи в выполнении конкретных задач, межличностные конфликты с коллегами по работе, служебные конфликты с начальниками или подчиненными;
•
связанные с антисоциальным поведением
человека: страх уголовной
• обусловленные состоянием здоровья: психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостаток), половая несостоятельность;
• обусловленные материально-бытовыми трудностями.
Суицидальное поведение строится на основе внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом — наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера. Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучных семьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантное поведение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% уже пытались покончить с собой (А. Боенко).
Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция). Среди мотивов молодежи выделяются следующие: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» - 40%, «заставить сожалеть человека, который плохо с тобой поступил» - 30%, «повлиять на другого, заставить изменить решение» - 25%, «выяснить, действительно ли тебя любят» - 25%.
3.
Факторы и механизмы
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
Преодоление
внутриличностного конфликта
Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность». Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее.
Отрицание — один наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами. Их игнорированием.
«Обвини это»
Проекция - создается для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.
Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.
Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.
Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «—» каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого «+» и «—» в каждой из тенденций и их суммирование.
Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
«Трансформируй это»
Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).
Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.
Компенсация —сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.
Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.
Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Заключение
Внутриличностный конфликт - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу».
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:
1
– конфликты, возникающие как
результат перехода
2
- конфликты, возникающие из
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих;
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением;
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
Список использованной литературы
Информация о работе Причины и последствия внутриличностного конфликта