Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа
Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении этнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность[1].
Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта
Один из важных
аспектов исторического развития состоит
в неуклонном расширении этнических
контактов. Развитие коммуникаций, рост
мобильности населения, совершенствование
средств массовой информации — все
это разрушает замкнутость
По мнению
ряда политиков, географов, социологов,
существующие границы государств будут
терять свое значение, если они не соответствуют
языковым и территориальным границам
проживающих там этносов. Результатом
этой тенденции может стать
Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнических конфликтов можно выделить: межличностные, этносоциальные и межэтнические конфликты в строгом смысле термина.
По мере разрешения
главных идеологических конфликтов
XX в. затяжные этнические конфликты
непременно станут заметными и ожесточенными.
Важно уметь разобраться в
истоках межэтнических
Этнический конфликт — тип социального конфликта, выражающийся в противоречии интересов, взаимной неприязни, эмоциональной вражде, противоречивом состоянии и действиях этносов по отношению один к другому.
Основные
особенности межэтнических
· Эти конфликты имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры.
· Наряду с социальными и политическими целями имеют национальный аспект.
· Принимают
резкий характер при резком и существенном
изменении сложившейся
· Носят чаще всего более острый, непримиримый характер, чем другие социальные конфликты.
· Активное участие в разрешении конфликтов и в самом конфликте принимает государство.
· Разрешение межэтнического конфликта является более трудным и течет более медленно, чем многие другие социальные конфликты.
· Последствия межэтнического конфликта проявляются длительное время, откладываясь в исторической, этнической, коллективной памяти и национальной психологии этноса.
· Межэтнические конфликты особенно разгораются после достижения независимости государств, т.к. возникают споры о границах для угнетаемых ранее наций.
· Этнические права уже изначально заключают в себе элементы социального расизма.
· Тенденция
к демократии вступает в противоречие
со стремлением этносов к
Субъектом межэтнического конфликта является этническая группа[2].
Как и всякий конфликт, межэтнический конфликт играет как конструктивную, так и деструктивную роль.
Конструктивная роль межэтнического конфликта:
может привести к решению значимой этнической проблемы;
усиливает адаптационные возможности этноса. «Чем чаще и слабее происходят конфликты в социальной системе, тем вероятнее, что изменения в системе в результате приведут к повышению степени ее адаптированности и интегрированности»[3].
Деструктивная роль межэтнического конфликта заключается в том, что он приводит к разрушению государства.
Факторы, усиливающие этнический конфликт:
1. отсутствие национальной политики;
2. крайности,
непоследовательность в
3. рост национальной элиты;
4. бездействие власти в ответ на акции насилия;
5. давние
исторические корни
6. отрицательный образ центральной власти.
Итак, межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:
политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;
социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;
этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей[4].
Итак, одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Однако можно согласиться с В.А.Тишковым, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует[5]. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социально-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон»[6].
Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:
социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения):
культурно-языковые,
при которых выдвигаемые
политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства[7].
Социолога,
политологи и этнологи, стремясь выделить
конфликт из других близких феноменов,
часто рассматривают его
Но с точки
зрения психолога, учитывающего динамику
конфликта, само противоречие между
группами, имеющими несовместимые цели
в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию,
власть, престиж), оказывается лишь
одной из стадий конфликта – той
стадией, которую обычно называют объективной
конфликтной ситуацией. Любые межгрупповые
отношения состоят из непрерывной
связи конфликтов и сотрудничества.
Разделяют несколько типов
С общесистемной или общесоциальной точки зрения большинство этнических конфликтов - это выражение объективно существующих противоречий между группами, которые имеют несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж). Такие противоречия между этносами на Земле существуют, к сожалению, почти повсюду.
Чаще всего, как уже говорилось, напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством. Конфликт между ними в своем развитии проходит несколько стадий:
1. стадия
скрытой (тлеющей)
2. стадия
осознания и эмоционального
3. собственно конфликтное взаимодействие. Переход переходит, к счастью, далеко не всегда. Необходимым условием здесь служит нестабильность высокостатусного этноса, а "спусковые механизмы", как правило, эмоциональны или даже иррациональны. Пример: именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, настали самые удобные моменты для "мщения за травмы" (конфликты между осетинами и ингушами, между азербайджанцами и армянами, грузинами и абхазами и т.д.). Стадия имеет тенденцию к саморазрастанию (эскалации) - от массовых ненасильственных действий (митинги и пр.) к столкновениям и военным действиям.
4. прекращение
прямого противодействия,
Глава 3. Психологические и социальные аспекты межэтнических конфликтов
Психологическое
направление в изучении межэтнических
конфликтов связано с так называемой
«теорией фрустрации — агрессии —
смещения». Согласно ей конфликт между
группами — лишь проективный симптом
внутренних психических состояний
индивидов — результат
Негативные этнические предрассудки выступают лишь как инструмент на последней стадии развития агрессии (повод к ней), воплощаясь в конкретных этностереотипах.
Межэтнические конфликты — групповые. А в толпе агрессивность возрастает многократно, коллективная внушаемость также возрастает.
Разжигание
ненависти обуславливает
В основе отношения людей к власти лежит определенный образ восприятия ими этой власти. У каждого человека он разный. И в формировании этого образа огромную роль играют СМИ, с их огромными возможностями воздействия на сознание человека, манипуляции им.
Согласно
теории А. Грамши, большие изменения
происходят в результате регулярных
кратковременных воздействий на
мысли среднего человека. Эту функцию
успешно выполняют СМИ и
Человек воспринимает информацию о внешнем мире во многом избирательно. В психике существуют определенные «фильтры» восприятия информации: тактильные, ценностные, языковые, и др. (Д. Гриндер, Р. Бендлер). При переработке информации также действуют определенные ограничения. Информация, восприятие действительности у человека во многом искажены. Проще говоря, человек во многом видит то, что хочет видеть, и не видит того, чего видеть не хочет, с трудом меняет установки и убеждения («самая неприступная крепость — это человеческий череп» — восточная мудрость). Это в полной мере относится к этническим стереотипам.
Социологическое направление в исследованиях этнических конфликтов основано на постулате, что группы имеют несовместимые цели и конкурируют одна с другой за овладение ресурсами, которые не беспредельны.
Информация о работе Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта