Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 00:36, реферат
Детский сад – это государство в государстве, со своей иерархией и законами. В тот момент, когда ваш малыш впервые переступает порог дошкольного образовательного учреждения, вы вместе с ним входите в коллектив и должны принять некоторые особенности содержания малышей в детском саду.
Введение………………………………………………………………….2
Понятие конфликта……………………………………………………….4
Этапы конфликтов………………………………………………………..5
Методы управления конфликтами……………………………………….6
Причины возникновения конфликтов между детьми и пути их
разрешения…………………………………………………………………7
Семь основных причин возникновения конфликтов……………………8
Способы воздействия детей на участников игрового конфликта………9
Разрешение детских конфликтов……………………………………..….13
Факторы для мирного решения детского конфликта…………………...13
Фазы развития конструктивного спора……………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Понятие конфликта………………………………………………………
Этапы конфликтов……………………………………………………
Методы управления конфликтами……………………………………….6
Причины возникновения конфликтов между детьми и пути их
разрешения……………………………………………………
Семь основных причин возникновения конфликтов……………………8
Способы воздействия детей на участников игрового конфликта………9
Разрешение детских конфликтов……………………………………..….13
Факторы для мирного решения детского конфликта…………………...13
Фазы развития конструктивного спора……………………………….…14
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Детский сад – это государство в государстве, со своей иерархией и законами. В тот момент, когда ваш малыш впервые переступает порог дошкольного образовательного учреждения, вы вместе с ним входите в коллектив и должны принять некоторые особенности содержания малышей в детском саду.
В настоящее время наблюдается
определенный дефицит теоретических исследований
в области социологии конфликта. При большом
количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии,
практически нет работ, в которых бы анализировались
глубинные причины конфликтов и их влияние
на жизни общества в целом и индивида и
частности. Вместе с тем, проблематика
конфликта носит сугубо прикладной характер.
Она пользуется широким спросом при решении
вполне конкретных ситуаций, в которых
наблюдается столкновение интересов двух
или большего числа сторон. Чтобы найти
оптимальное решение, нужно обладать знанием
того, как развиваются такого рода конфликты.
Столкновение точек зрения, мнений, позиций
- очень частое явление производственной
и общественной жизни. Чтобы выработать
верную линию поведения в различных конфликтных
ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию.
Знание конфликтов повышает культуру
общения и делает жизнь человека не только
более спокойной, но и более устойчивой
в психологическом отношении.
С практической точки
зрения актуальность работы не менее значительна.
В настоящее время руководителям детских
садов ,и не только, не хватает элементарной
конфликтологической культуры, не хватает
знаний о конфликтах, о путях их мирного
решения. Многие руководители предпочитают
решать возникающие конфликтные ситуации
силовыми методами, даже не догадываясь,
что есть мирные и конструктивные методы
выхода из конфликта, приводящие к ситуации
«выигрыш – выигрыш».
Изучению проблемы конфликтов в организациях
посвящены труды отечественных и зарубежных
ученых, среди которых А.Я. Анцупов, Ф.М.
Бородкин, Г.И. Козырев, Н.В. Гришина, А.Г.
Здравомыслов, Н.Н. Обозов, С.М. Емельянов,
Б.И. Хасан, В. Зигерт, Л. Ланг, У. Мастенбрук,
X. Корнелиус, Ш. Фэйр, Р. Фишер, У. Юри.
Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, типы, виды, возможные последствия для того, чтобы использовать наиболее эффективные методы его разрешения. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных психологов, социологов и конфликтологов, представляющих методологию анализа конфликтных ситуаций в организации.
Конфликты — одно из важнейших явлений современной жизни человека. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.
Анализируя причины поведения сторон в разных конфликтных ситуациях нетрудно заметить, что они обычно сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, обида — вот лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов. Иной является мотивация групповых конфликтов: экономические трудности, политические симпатии и антипатии, стремление к лидерству, национальная гордость и многое другое.
Мотивы конфликтов способны отразить всю сложность современной жизни. Однако мотивы поведения индивидов и социальных общностей не являются глубинными причинами конфликтов, ведь сами эти мотивы требуют объяснения.
Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.
Участники конфликта — это, люди. Они могут выступать в конфликте как частные, как официальные или как юридические лица. Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственно противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта.
Также необходимо различать прямых и косвенных (представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте собственные интересы) участников конфликта.
Инцидент, провоцирующий конфликт - ситуация побуждающая к вступлению в конфликт.
Обязательным является также учет этапов (фаз) конфликта (рассмотрим на примере конфликта в детском коллективе):
Исходное положение дел; интересы сторон; степень их взаимопонимания. Так, представим себе случай, когда ребенок (Алеша Т.) выбрал роль врача в игре, но другие дети (Катя С. и Коля Б.) тоже хотели бы «лечить», а не « лечиться».
Инициирующая сторона — причины и характер ее действий. Катя С. и Коля Б. Не желают «лечиться» у Алеши Т. и их действия направлены на захват роли.
Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта — изменение исходного положения дел. Алеша Т., пытаясь удержать «пациентов» в «узде», вступает в решительное противоборство с ними.
Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны. Из конфликтной ситуации выходит, лишь Катя Е. увлекшись новой игрой, а противоборство мальчиков обостряется.
Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
Использование силы или угрозы силой (демонстрации силы) в ходе отстаивания своих интересов. Мальчики угрожают друг другу, похоже забыв о самой проблеме, переходя на личные оскорбления.
Мобилизация контрресурсов; проникновение конфликта во все структуры и отношения.
Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов. Мальчики обращаются за помощью к воспитателю для разрешения спора.
Переосмысливание, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны. С помощью воспитателя мальчики приходят к пониманию возможности совместной игры.
Новый этап взаимодействия. Совместная игра ребят.
Разрешение конфликта — достижение соглашения по спорному вопросу между участниками, в том числе соглашение в результате совпадения мнений; соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; соглашение, навязанное одной из противоборствующих сторон.
В рамках этого подхода и были разработаны структурные методы «управления» конфликтами. Среди них:
-четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих конфликты, является разъяснение требований к результатам деятельности; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей , правил выполнения того или иного действия.
-использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципов единоначалия облегчает управление конфликтными ситуациями.
-установление единых целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность людей, осведомленность о состоянии дел в целом. Наличие единых целей позволяет людям лучше понять, как им следует вести себя в условиях конфликта, превращая их в функциональные.
-система поощрения. Установление таких критериев совместной деятельности, которые исключают столкновение их интересов. Работа с конфликтами отнюдь не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены другие весьма эффективные методы управления конфликтными ситуациями.
Причины возникновения конфликтов между детьми
и пути их разрешения.
Многие исследователи считают (Коломинским Я.Л, Жизневским Б.П. и др.), что большинство конфликтов в детском возрасте в детских коллективах происходит в игровой деятельности и обусловлено это тем, что для детей игра является наиболее значимым видом деятельности и здесь чаще всего возникают конфликты между ними.
Коломинским Я.Л и Жизневским Б.П. [18] и был осуществлен анализ собранного материала. Главным является именно анализ тех элементов взаимодействия, которые в своей совокупности составляют структуру конфликта. Основными компонентами этой структуры, выделенными в качестве аспектов анализа, являются следующие: причины возникновения конфликтов между детьми в игре, способы воздействия детей друг на друга в ходе конфликта и особенности разрешения детских игровых конфликтов.
При выявлении причин возникновения конфликтов мы исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Мы предположили, что конфликты между детьми будут возникать именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач. Наши предположения были подтверждены исследованиями Я.Л.Коломенского и Б.П.Жизневского.
Я.Л.Коломинским и Б.П.Жизневским были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:
1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.
3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.
4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
В целом можно отметить два особых возрастных периода: во-первых, это возраст 3-4 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правильность игровых действий, выбор общей темы игры, что свидетельствует, по нашему мнению, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности; и во-вторых, это средний дошкольный возраст (4-5 лет), где, в добавление к предыдущим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, кто с кем будет играть, т. е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совместной игры в направлении формирования определенных, достаточно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы.
Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д. Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры.
Вместе с тем полуденные данные показывают и то, что конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнения игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т.е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек. Возможно, это связано с недостаточным уровнем развития игры, ослаблением внимания к ней в современной практике работы детских садов, что отмечается в соответствующей литературе («Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста», 1975).
В исследованиях были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:
1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.
2. «Опосредованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.
4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.
5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»;угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.