Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 00:36, реферат
Детский сад – это государство в государстве, со своей иерархией и законами. В тот момент, когда ваш малыш впервые переступает порог дошкольного образовательного учреждения, вы вместе с ним входите в коллектив и должны принять некоторые особенности содержания малышей в детском саду.
Введение………………………………………………………………….2
Понятие конфликта……………………………………………………….4
Этапы конфликтов………………………………………………………..5
Методы управления конфликтами……………………………………….6
Причины возникновения конфликтов между детьми и пути их
разрешения…………………………………………………………………7
Семь основных причин возникновения конфликтов……………………8
Способы воздействия детей на участников игрового конфликта………9
Разрешение детских конфликтов……………………………………..….13
Факторы для мирного решения детского конфликта…………………...13
Фазы развития конструктивного спора……………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………16
6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.
Особенности разрешения детских игровых конфликтов при рассмотрении исхода конфликта между детьми в игре было проанализировано прежде всего соотношение благополучно и неблагополучно разрешенных конфликтов. При этом под благополучным разрешением конфликта понималось продолжение игры в том же составе участников, которые смогли тем или иным образом договориться, т.е. решить спорный вопрос, возникший по ходу игры. Выяснение этого вопроса особенно важно для изучения процесса совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза, поскольку результаты подобных исследований показывают возрастную динамику овладения детьми разнообразными коммуникативными умениями, с помощью которых они вступают в общение со сверстниками.
Как показывает Я.Л.Коломинский и Б.П. Жизневский, у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) конфликты в основном завершаются неблагополучно. У детей же дошкольного возраста наблюдается примерно равное соотношение числа благополучно и неблагополучно завершившихся конфликтов. Другими словами, конфликты, возникающие в детских играх, зачастую не преодолеваются, что приводит к разрушению общения между детьми.
Полученные данные позволяют рассмотреть и вопрос о том, кто (сами участники конфликта, взрослый или другие дети) и в какой мере являются инициаторами успешного разрешения игрового конфликта.
Помощь взрослого в разрешении конфликта наиболее эффективна для детей в возрасте 3-4 лет. В среднем же дошкольном возрасте (4-5 лет) дети чаще всего самостоятельно решают возникающие у них в игре спорные вопросы. В этой связи представляет интерес мнение практических работников, воспитателей, о том, что средний дошкольный возраст является наиболее трудным для педагога в детском саду. Возможно, это связано с тем, что в данном возрасте дети приобретают определенную независимость от мнения взрослого в решении спорных вопросов, у них вырабатываются свои собственные правила поведения в подобных ситуациях.
Сказанное подтверждают и данные о роли сверстников в процессе благополучного разрешения конфликтов. Число таких случаев возрастает к концу дошкольного возраста до 9 %.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование работ различных авторов позволило наметить схему анализа структуры детских конфликтов в детских коллективах.
Теперь обратимся к способам разрешения детских конфликтов.
Проблема кризиса, конфликтов, трудностей — одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании детей. И от того, насколько взрослые педагоги-практики будут готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом будет зависеть полноценное развитие детей. А для этого не столько необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов и прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом, а сколько подсказывать и даже специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание детьми может послужить основой для выработки компромиссов, а некоторых случаях может вообще ликвидировать конфликт или решить его на более ранних этапах развития.
Разрешение детских конфликтов — способствование достижению соглашения по спорному вопросу между детьми, предполагающее обоюдную активность участников конфликта.
Если суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе детских конфликтов, то ими могут быть следующие:
-устранение объекта конфликта;
- раздел объекта конфликта между сторонами;
-установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
- разведение сторон конфликта;
- перенос отношений в
другую плоскость, предполагающую
выявление у них общего
Для мирного разрешения детского конфликта нужны следующие факторы:
-институциональный: регулярное проведение ознакомительной и тренинговой работы и наличие необходимых наглядных пособий для разрешения конфликтов («Солнышко», «Помирись-ка», «Коврик примирения», карточки с изображением предметов и действий, способствующих решению конфликтов (приложение 8)),
-консенсуальный: наличие
представлений у детей по
-фактор кумулятивности: не допустить обрастание конфликта новыми проблемами и участниками,
-фактор исторического
опыта: для разрешения своих
-фактор равновесия сил:
в группе детей педагог-
-психологический: разрешение
конфликта нередко зависит от
личных особенностей и
Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога, конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Но при желании разрешить спорный вопрос педагогу нужно следовать следующему плану действий и обучить ему детей.
Развитие конструктивного спора должно иметь три четкие и последовательные фазы:
1 фаза — вводная. «Пострадавший» должен сказать, что он хочет спросить,
2 фаза — средняя (собственно спор). Говорить необходимо о сути дела, обязательно реагировать на критику, на причину недоразумения, излагать мнения конкретно и четко.
3 фаза — заключительная,
когда принимается решение по
вопросу, вызвавшему противоречие,
признается ошибка или
В результате теоретического исследования конфликтов между детьми мы установили, что основная сложность разрешения детских конфликтов заключается с не достаточной сформированности волевых качеств, с помощью которых устанавливается возможность мирного разрешения конфликтов в ведущей деятельности дошкольников — игровой, о чем свидетельствуют причины возникновения конфликтов между детьми и выбор способов воздействия друг на друга в ходе межличностного конфликта. Поэтому и способы решения детских конфликтов, хотя и основаны на способах решения конфликтов вообще, имеют свои специфические особенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К любой ситуации, складывающейся в детском саду, необходимо относиться спокойно, конфликтами вы только ее усугубите, сотрудничество и поиск компромиссов - это путь, который поможет быстро решить все проблемы
Родителям прежде всего нужно помнить, что детский сад не заменит вашего воспитания. Сейчас появилось очень много разнообразных программ и методик — Монтессори, Вальдорфская, интегративная педагогика. Вы должны подобрать тот детский сад, который соответствует вашим педагогическим воззрениям, а не ломать себя и ребенка под чужеродную вам систему.
Вы должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. При вхождении в коллектив ребенок испытывает большое напряжение. Нужно проявить терпение, не нервничать, если стресс связан именно с адаптацией. Разобраться в том, что это за проблема — адаптация, непринятие воспитателя или противопоказанность ребенку данного коллектива, — может только специалист-психолог.
Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме. Например, попросив воспитателя давать ребенку лекарства по часам, мама должна понимать, что у воспитателя 20 детей и нужно, чтобы он нашел для этого время. Ваше понимание и помощь воспитателю могут выражаться в самых, на первый взгляд, простых вещах. Покупая ребенку одежду для детского сада, выбирайте такую, чтобы застежки и завязки не мешали ему одеваться самостоятельно, не заставляйте воспитателя многократно напоминать вам об оплате жировки (естественно, повторяя много раз одну и ту же просьбу, воспитатель раздражается на родителя, а как следствие, и на ребенка). В конце концов, можно повесить объявление или положить записку в шкафчик к ребенку.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
При управлении педагогическим коллективом особо важным моментом для руководителя выступает гармонизация формального и неформального аспекта организационной структуры. Если же в коллективе все взаимодействие педагогов и специалистов будет сведено только к формальному общению, это приведет к снижению качества образования, так как именно личное общение является залогом сотрудничества, доверия, открытости, взаимоуважения, что, в свою очередь, положительно влияет на результаты деятельности ДОУ.
Таким образом, чем более благоприятный психологический микроклимат создан в коллективе, чем выше заинтересованность в успехе своей деятельности и работе партнеров, чем успешнее сформирована мотивация каждого сотрудника, тем выше результаты его деятельности и коллектива в целом, а значит, выше и качество образования в конкретном дошкольном учреждении.
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.
- М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 14.
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров
Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2000,304
с.
3. Гришина Н. В.
Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000,
464с.
4. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций.
– М.: ЭКСМО, 2000,320 с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.
– Спб.: Питер, 2000, 215с.
6. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров
Д.К., Коновалов В.Г. Конфликтология: Учебник.
М.: ИНФРА-М, 2006, 302 с.
7. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе
руководителя. –М.: Экономика, 2000.
8. Лейси Хода. Как разрешить конфликт на рабочем месте. Пер. с англ. М: HIPPO, 2004, 208 с.
9. Эрих Фромм «Искусство любить»