Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:48, реферат
Исходя из того, что этносы (народы)- это суть разновидности больших социальных групп, на них распространяются законы социальных взаимодействий. Значит, межэтнические конфликты с полным основанием можно отнести к социальным конфликтам. Но, как и любые другие, со своей спецификой. Дело в том, что одной из важнейших причин противоречий здесь является этническое своеобразие, в том числе, различия в самоидентификации, в мировосприятии, в понимании окружающей действительности и характере включенности в неё своего и других этнических сообществ.
1) Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление
2) Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта
3) Системные причины возникновения этнополитических конфликтов
Библиография
Реферат
на тему «Этнические конфликты»
Выполнил: студент ист.ф-та 301 гр.
Постников
Михаил
Челябинск 2011
Содержание
1) Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление
2) Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта
3) Системные причины возникновения этнополитических конфликтов
Библиография
Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление
Общество, являясь динамической системой, социальным организмом не может находиться в состоянии статиса (неизменности). В процессе своего функционирования и развития оно постоянно изменяется, и вопрос лишь в степени этих изменений за определенный промежуток времени и направленности этих изменений. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межнациональных (межэтнических) отношений.
Конфликт
как социальный феномен – неизбежное
явление в динамично
В наиболее общей трактовке, социальный конфликт - это явно выраженное состояние борьбы социальных групп, где участники оспаривают свои претензии на те или иные общественные ценности или ресурсы.
Исходя
из того, что этносы (народы)- это
суть разновидности больших
Г.Т. Тавадов в своем словаре – справочнике «Этнология» дал такое определение: «Межнациональный (межэтнический) конфликт - форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку».
Но этнические конфликты - это особая форма социальных конфликтов. Он обладает способностью вовлекать в свою орбиту предметные области и объекты других типов конфликтов и в чистом виде встречается не часто. Более того, часть специалистов полагает, что чисто этнических конфликтов, т.е. конфликтов из-за этнических различий, в природе не существует.
Между
тем опыт всемирной истории показывает,
что эти конфликты могли
В литературе встречаются разные названия таких конфликтов. В одном случае речь идет о межэтническом (этническом) конфликте, в другом - об этнополитическом. В начале 90-х годов чаще встречалось последнее название. Между тем существенной разницы между ними нет. Этнополитический конфликт можно считать особой разновидностью межэтнических конфликтов. Главная его особенность в том, что он затрагивает одновременно две важнейшие сферы жизни этноса – политическую и этническую, при этом политическая составляющая (борьба за власть, за ресурсы, за самоопределение) выходит в таком конфликте, как правило, на первый план. В силу этого обстоятельства этнополитческие конфликты можно отнести к одной из форм социально-политического конфликта – столкновения интересов больших политчески организованных групп по поводу несовпадения базовых ценностей и суверенитета территорий.
Такой
конфликт может возникнуть как общедемократическое
движение, этнический фактор в его
начальной фазе может быть малозаметен.
Но по мере развития конфликтной ситуации,
вовлечения в нее значительных масс населения
события начинают все больше подчиняться
логике коллективного поведения. Участниками
этнополитических конфликтов в этих условиях
становятся общественные движения, партии,
сами конфликты сопровождаются массовыми
беспорядками, гражданскими войнами. В
сознании господствует одна-единственная
доминанта — «Наших бьют!». Тускнеют, отходят
на задний план первопричины конфликта,
зато гипертрофированное значение приобретают
обиды и несправедливости, без которых
не обходится ни одно противостояние.
А поскольку противостояние это проходит
по линии этнической границы, то и сам
конфликт все больше и больше начинает
восприниматься как межэтнический.
Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта
Э.Н. Ожиганов, рассматривая этнополитический конфликт, определяет его как «спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов».
Такая трактовка, например, точно характеризует молдо-приднестровский конфликт, где Молдова именно под флагом этнического национализма развернула полномасштабную военную агрессию против Приднестровья, которое, в свою очередь, в процессе этого противостояния, не могло, да и не хотело использовать свой этнонационалистический ресурс, и по причине полиэтничного состава своего населения (39% - молдаване, 26% - русские, 28% -украинцы, 7% - другие национальности), и по причине традиционно интернационального характера межэтнических отношений на своей территории.
Этнополитические конфликты современной эпохи многочисленны и имеют место практически во всех регионах планеты, подрывая стабильность как экономически слабых стран, так и стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, как авторитарных и неразвитых демократически государств, так и классических демократий.
Генетические корни современных конфликтов и этнополитических движений кроются в историческом противоречии между этническими и политическими принципами социального структурирования, которое, по существу, оценивается как противоречие между этносом или этнической группой и формирующейся нацией европейского типа. Не случайно, что этнический национализм как основополагающий идеологический принцип пропагандирует синонимичность понятий «этнос» и «нация». Названное противоречие имеет место во многих странах, независимо от уровня их экономического и политического развития. Особенно ощутимо оно там, где есть сложный этнический состав населения, а процессы нациестроительства далеко не завершены. Если же в этих странах имеются крупные этнические анклавы с высоким уровнем развития и неудовлетворенными политическими притязаниями, то здесь существует не только потенциальная угроза этнополитического конфликта, но и угроза самой целостности государства.
К примеру, в 1995г. на грани распада оказалась такая, казалось бы, благополучная страна, как Канада. По требованию квебекских франкофонов в этой провинции состоялся референдум по поводу ее государственной независимости. Сторонники независимости оказалиcь в меньшинстве, но защитники целостности государства набрали на референдуме 30 октября 1995 г. только на 1% больше голосов, нежели их противники.
Хотя каждый конфликт имеет свои особенности, но, существуют основания, которые позволяют делать обобщения и типологизировать все имеющиеся разновидности.
Исследователи этнических конфликтов выделяют три типа их классификации: по характеру действий конфликтующих сторон, по целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона, и по сферам общественной жизни. Авторы первого подхода на основе анализа конфликтогенной ситуации в последние годы существования СССР выделяют: конфликты стереотипов, когда в основе конфликтной ситуации лежат устойчивые негативные представления противостоящих сторон друг о друге (армяно-азербайджанские отношения); конфликты идей (события в Прибалтике) и конфликты действий (митинги, демонстрации, перерастающие в открытые столкновения).
Автор второго подхода Л.М. Дробижева выделяет три типа конфликтов этнополитического характера: конституционные (борьба за независимость в союзных республиках бывшего СССР, несоответствие конституций республик Конституции Российской Федерации); территориальные (борьба за право проживать, владеть или управлять определенной территорией); межгрупповые (противостояния казаков и чеченцев, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев и т.п.). Эту типологию конфликтов можно считать общепринятой.
Согласно
последней классификации, выделяются
политические этнические конфликты, экономические
конфликты, культурные конфликты и
т.д. Но многие конфликты нельзя однозначно
отнести к той или иной сфере
общественного бытия, ибо они
касаются и экономики, и политики,
и сферы культуры.
Системные причины возникновения этнополитических конфликтов
Причины возникновения конфликтов многообразны. Не менее многообразны и объяснения этих причин. В настоящее время наибольшее признание получила структурная концепция (некоторые авторы называют ее системной).
В
соответствии со структурной концепцией
в основе межэтнической напряженности,
приводящей, в конечном счете, к конфликтам,
лежат процессы, связанные с модернизацией,
точнее, неравномерностью темпов модернизации
экономики, общественной структуры, других
сфер жизни этносов в различных
районах многонациональных
Механизм
возникновения таких конфликтов
достаточно прост. Модернизация активизирует
этническое сознание, способствует росту
устремлений к национальной автономии.
Неравномерность социально-
Различные темпы общественного развития для отдельных частей государства — объективная реальность, это своего рода "тлеющие утаи", но, чтобы они превратились в открытый пожар, нужны, как правило, определенные условия. Такие условия и сложились в СССР в конце 80-х годов. В процессе либерализации политической системы центр потерял эффективный контроль над этнической периферией, не сумел направить освобождающуюся от тоталитаризма энергию народов в русло реального реформирования общества. Точную оценку ситуации дал в свое время сам М. Горбачев: хотели изменить положение дел, ничего не меняя. Отсутствием реальных реформ, стихийным недовольством их результатами воспользовалась в республиках этническая элита, направившая энергию масс на борьбу за самоопределение и отделение от центра.
Среди
других структурных (системных) причин,
характерных для обновленной
России, некоторые авторы называют
патронажный тип экономических
отношений. Отказ от прямого государственного
регулирования экономики привел
в России не к рыночным отношениям,
а к патронажному регулированию
отдельных отраслей хозяйства и
субъектов федерации. Государственная
бюрократия, обладая монопольным
правом устанавливать различные
льготы (налоговые, таможенные и пр.),
создает тем самым для
Особый
интерес для чиновничества