Этнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:48, реферат

Краткое описание

Исходя из того, что этносы (народы)- это суть разновидности больших социальных групп, на них распространяются законы социальных взаимодействий. Значит, межэтнические конфликты с полным основанием можно отнести к социальным конфликтам. Но, как и любые другие, со своей спецификой. Дело в том, что одной из важнейших причин противоречий здесь является этническое своеобразие, в том числе, различия в самоидентификации, в мировосприятии, в понимании окружающей действительности и характере включенности в неё своего и других этнических сообществ.

Оглавление

1) Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление
2) Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта
3) Системные причины возникновения этнополитических конфликтов
Библиография

Файлы: 1 файл

Этнические конфликты.docx

— 24.61 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

    Реферат на тему «Этнические конфликты» 
 

    Выполнил: студент ист.ф-та 301 гр.

    Постников Михаил 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Челябинск 2011

    Содержание

    1) Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление

    2) Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта

    3) Системные причины возникновения этнополитических конфликтов

    Библиография 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление

    Общество, являясь динамической системой, социальным организмом не может находиться в  состоянии статиса (неизменности). В процессе своего функционирования и развития оно постоянно изменяется, и вопрос лишь в степени этих изменений за определенный промежуток времени и направленности этих изменений. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межнациональных (межэтнических) отношений.

    Конфликт  как социальный феномен – неизбежное явление в динамично развивающихся  социальных системах. Конфликт имеет  место там, где сталкиваются интересы различных социальных сил.

    В наиболее общей трактовке, социальный конфликт - это явно выраженное состояние  борьбы социальных групп, где участники  оспаривают свои претензии на те или иные общественные ценности или ресурсы.

    Исходя  из того, что этносы (народы)- это  суть разновидности больших социальных групп, на них распространяются законы социальных взаимодействий. Значит, межэтнические  конфликты с полным основанием можно  отнести к социальным конфликтам. Но, как и любые другие, со своей  спецификой. Дело в том, что одной  из важнейших причин противоречий здесь  является этническое своеобразие, в  том числе, различия в самоидентификации, в мировосприятии, в понимании  окружающей действительности и характере  включенности в неё своего и других этнических сообществ.

    Г.Т. Тавадов в своем словаре – справочнике «Этнология» дал такое определение: «Межнациональный (межэтнический) конфликт - форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку».

    Но  этнические конфликты - это особая форма  социальных конфликтов. Он обладает способностью вовлекать в свою орбиту предметные области и объекты других типов  конфликтов и в чистом виде встречается  не часто. Более того, часть специалистов полагает, что чисто этнических конфликтов, т.е. конфликтов из-за этнических различий, в природе не существует.

    Между тем опыт всемирной истории показывает, что эти конфликты могли приобретать  значительные масштабы. Дело в том, что любой этнический конфликт одновременно выступал и как политический. По этому поводу Г.Т. Тавадов заметил: «Этнический конфликт - всегда явление политическое, потому что для решения задач в культурно-языковой или социально-экономической области и достижения других национальных целей, как правило, необходимо использовать политические пути и методы».

    В литературе встречаются разные названия таких конфликтов. В одном случае речь идет о межэтническом (этническом) конфликте, в другом - об этнополитическом. В начале 90-х годов чаще встречалось последнее название. Между тем существенной разницы между ними нет. Этнополитический конфликт можно считать особой разновидностью межэтнических конфликтов. Главная его особенность в том, что он затрагивает одновременно две важнейшие сферы жизни этноса – политическую и этническую, при этом политическая составляющая (борьба за власть, за ресурсы, за самоопределение) выходит в таком конфликте, как правило, на первый план. В силу этого обстоятельства этнополитческие конфликты можно отнести к одной из форм социально-политического конфликта – столкновения интересов больших политчески организованных групп по поводу несовпадения базовых ценностей и суверенитета территорий.

    Такой конфликт может возникнуть как общедемократическое  движение, этнический фактор в его  начальной фазе может быть малозаметен. Но по мере развития конфликтной ситуации, вовлечения в нее значительных масс населения события начинают все больше подчиняться логике коллективного поведения. Участниками этнополитических конфликтов в этих условиях становятся общественные движения, партии, сами конфликты сопровождаются массовыми беспорядками, гражданскими войнами. В сознании господствует одна-единственная доминанта — «Наших бьют!». Тускнеют, отходят на задний план первопричины конфликта, зато гипертрофированное значение приобретают обиды и несправедливости, без которых не обходится ни одно противостояние. А поскольку противостояние это проходит по линии этнической границы, то и сам конфликт все больше и больше начинает восприниматься как межэтнический.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Трактовка, корни и типология  этнополитического  конфликта

    Э.Н. Ожиганов, рассматривая этнополитический конфликт, определяет его как «спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов».

    Такая трактовка, например, точно характеризует  молдо-приднестровский конфликт, где Молдова именно под флагом этнического национализма развернула полномасштабную военную агрессию против Приднестровья, которое, в свою очередь, в процессе этого противостояния, не могло, да и не хотело использовать свой этнонационалистический ресурс, и по причине полиэтничного состава своего населения (39% - молдаване, 26% - русские, 28% -украинцы, 7% - другие национальности), и по причине традиционно интернационального характера межэтнических отношений на своей территории.

    Этнополитические  конфликты современной эпохи  многочисленны и имеют место  практически во всех регионах планеты, подрывая стабильность как экономически слабых стран, так и стран с  развитой экономикой и высоким уровнем  жизни, как авторитарных и неразвитых демократически государств, так и  классических демократий.

    Генетические  корни современных конфликтов и  этнополитических движений кроются  в историческом противоречии между  этническими и политическими  принципами социального структурирования, которое, по существу, оценивается как  противоречие между этносом или  этнической группой и формирующейся  нацией европейского типа. Не случайно, что этнический национализм как  основополагающий идеологический принцип  пропагандирует синонимичность понятий  «этнос» и «нация». Названное  противоречие имеет место во многих странах, независимо от уровня их экономического и политического развития. Особенно ощутимо оно там, где есть сложный  этнический состав населения, а процессы нациестроительства далеко не завершены. Если же в этих странах имеются крупные этнические анклавы с высоким уровнем развития и неудовлетворенными политическими притязаниями, то здесь существует не только потенциальная угроза этнополитического конфликта, но и угроза самой целостности государства.

    К примеру, в 1995г. на грани распада  оказалась такая, казалось бы, благополучная  страна, как Канада. По требованию квебекских франкофонов в этой провинции состоялся референдум по поводу ее государственной независимости. Сторонники независимости оказалиcь в меньшинстве, но защитники целостности государства набрали на референдуме 30 октября 1995 г. только на 1% больше голосов, нежели их противники.

    Хотя  каждый конфликт имеет свои особенности, но, существуют основания, которые позволяют  делать обобщения и типологизировать все имеющиеся разновидности.

    Исследователи этнических конфликтов выделяют три  типа их классификации: по характеру  действий конфликтующих сторон, по целям, которые ставит выдвигающая  претензии сторона, и по сферам общественной жизни. Авторы первого подхода на основе анализа конфликтогенной ситуации в последние годы существования СССР выделяют: конфликты стереотипов, когда в основе конфликтной ситуации лежат устойчивые негативные представления противостоящих сторон друг о друге (армяно-азербайджанские отношения); конфликты идей (события в Прибалтике) и конфликты действий (митинги, демонстрации, перерастающие в открытые столкновения).

    Автор второго подхода Л.М. Дробижева выделяет три типа конфликтов этнополитического характера: конституционные (борьба за независимость в союзных республиках бывшего СССР, несоответствие конституций республик Конституции Российской Федерации); территориальные (борьба за право проживать, владеть или управлять определенной территорией); межгрупповые (противостояния казаков и чеченцев, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев и т.п.). Эту типологию конфликтов можно считать общепринятой.

    Согласно  последней классификации, выделяются политические этнические конфликты, экономические  конфликты, культурные конфликты и  т.д. Но многие конфликты нельзя однозначно отнести к той или иной сфере  общественного бытия, ибо они  касаются и экономики, и политики, и сферы культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Системные причины возникновения  этнополитических конфликтов

    Причины возникновения конфликтов многообразны. Не менее многообразны и объяснения этих причин. В настоящее время  наибольшее признание получила структурная  концепция (некоторые авторы называют ее системной).

    В соответствии со структурной концепцией в основе межэтнической напряженности, приводящей, в конечном счете, к конфликтам, лежат процессы, связанные с модернизацией, точнее, неравномерностью темпов модернизации экономики, общественной структуры, других сфер жизни этносов в различных  районах многонациональных государств. В этом случае конфликт возникает  между притязанием этнических групп  и реальными возможностями государства  гарантировать обеспечение их прав в области экономического и социального  развития. Уровень жизни населения  в таких районах, как правило, ниже общегосударственных стандартов и значительно уступает уровню в  более развитых районах страны. Подобные конфликты носят универсальный  характер, через них прошли в свое время практически все страны Западной Европы, в ряде стран (Бельгия, Шотландия, Италия) они дают о себе знать и в настоящее время.

    Механизм  возникновения таких конфликтов достаточно прост. Модернизация активизирует этническое сознание, способствует росту  устремлений к национальной автономии. Неравномерность социально-экономического развития отдельных частей государства, различия в уровне жизни населения  порождают убеждения одних, что  они живут плохо, потому что вынуждены "кормить" других, другие убеждены в том, что их "грабят". Объективная  обделенность периферии (более низкий уровень развития) в процессе модернизации воспринимается населением как сознательная политика центра. Ответной реакцией этнической периферии на такую политику обычно бывает формирование этнонационализма.

    Различные темпы общественного развития для  отдельных частей государства —  объективная реальность, это своего рода "тлеющие утаи", но, чтобы  они превратились в открытый пожар, нужны, как правило, определенные условия. Такие условия и сложились в СССР в конце 80-х годов. В процессе либерализации политической системы центр потерял эффективный контроль над этнической периферией, не сумел направить освобождающуюся от тоталитаризма энергию народов в русло реального реформирования общества. Точную оценку ситуации дал в свое время сам М. Горбачев: хотели изменить положение дел, ничего не меняя. Отсутствием реальных реформ, стихийным недовольством их результатами воспользовалась в республиках этническая элита, направившая энергию масс на борьбу за самоопределение и отделение от центра.

    Среди других структурных (системных) причин, характерных для обновленной  России, некоторые авторы называют патронажный тип экономических  отношений. Отказ от прямого государственного регулирования экономики привел в России не к рыночным отношениям, а к патронажному регулированию  отдельных отраслей хозяйства и  субъектов федерации. Государственная  бюрократия, обладая монопольным  правом устанавливать различные  льготы (налоговые, таможенные и пр.), создает тем самым для избранных  условия наибольшего благоприятствования.  

    Особый  интерес для чиновничества представляют сырьевые отрасли, особенно добыча нефти  и газа. Контроль за нефтяным бизнесом стал важным побудительным мотивом сначала для провозглашения независимости Чечено-Ингушской Республики, а затем и целой серии конфликтов внутри нее (соперничество между чеченской и ингушской хозяйственными элитами, между правительством, президентом и парламентом Чечни и т.п.). К такому развитию событий элиту откровенно подталкивали определенные финансово-экономические группы России, стихавшие, что в этом случае им будет легче договориться о разделе нефтяного пирога. В условиях многонационального характера Северного Кавказа подобная политика не могла не привести к этнополитическим конфликтам и, в конечном счете — к кровопролитной войне с Чечней. О жестком прессинге на российский режим со стороны мощной нефтяной мафии, имеющей в богатом чеченском крае свои алчные интересы, как одной из основных причин начала русско-чеченской войны говорили в свое время многие политики.

Информация о работе Этнические конфликты