Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении этнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность[1].

Файлы: 1 файл

Ответы Этноконфликтология.docx

— 58.78 Кб (Скачать)

- изучение  реальных конфликтных ситуаций  в естественных условиях человеческого  общения;

- исследование  взаимодействия и взаимоотношений  людей в системе лабораторно  созданного экспериментального  конфликта;

- анализ  некоторых специфических видов  взаимодействия людей, которые  можно рассматривать как конфликтное  взаимодействие;

- изучение  конфликтов с помощью методов  математического моделирования;

- работы, посвященные  развитию теоретической концепции  межличностных конфликтов.

На основании  результатов, полученных в исследованиях, ведущихся по всем вышеперечисленным  направлениям, происходит оформление понятийного аппарата концепции  межличностных конфликтов в отечественной  психологии.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта, понимая его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами  поведения, установками людей в  условиях стремления их к достижению какой-либо цели.

А.А. Ершов  расширяет и углубляет такое  понимание и отмечает, что межличностный  конфликт означает столкновение личностей  ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, что сам по себе конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны.

К. А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать и как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений. В тактическом плане конфликт - одно из крайних средств регулирования межличностных отношений. С таким подходом можно согласиться, так как социально-психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон.

Отмеченные  аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликта  должны отражаться сущностные черты  изучаемого явления, а не отдельные  его грани или стороны.

Принципиально важное определение межличностного конфликта через противоречие мы находим у А. Г. Ковалева, который  считает, что конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи  с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Однако, по мнению автора, не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда  они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности. Межличностные конфликты вызывают размышления, необходимость определения  оценок своего поведения и поведения  оппонента, негативные эмоции. Отсюда следует определить конфликт как  такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Здесь важно подчеркнуть, что  конфликт определяется как действие, развернутое во времени. Указав на это  существенное свойство конфликта, автор, однако, не раскрыл, не развил его должным  образом.  

Анализируя  структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Участниками или сторонами межличностного конфликта могут являться личности или группы людей. В связи с этим возможны конфликты типа: личность-личность, личность-группа и группа-группа. Характеристики участников конфликта существенно влияют на его возникновение и развитие. Кроме того, помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от социально-психологической среды, представленной различными социальными группами с их специфичной структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д.; без учета влияния этого параметра невозможно понять содержательную сторону конфликта.

Как указывает  Н.И. Шевандрин, условия протекания конфликта могут быть пространственно-временными, социально-психологическими и социальными.

Таким образом, анализируя любой межличностный  конфликт, необходимо в первую очередь  исходить из характеристик социальной среды, в которой он произошел, и  особенностей его участников. Именно эти параметры определяют конфликтное  поведение сторон.

В целом, можно  сделать вывод, что к настоящему времени в психологии пока не сложилось  общепризнанного понимания конфликта  и, в частности, межличностного. Значительная часть психологов (С. В. Ковалев (1988), А. Я. Лукьян (1986), В. Ф. Франки (1990) P. X. Шакуров (1988) и др.) рассматривает его как противоречие. Ряд других психологов рассматривают его как столкновение или противодействие (В. М. Афонькова (1979), А. Н. Алексеева (1983), П. В. Симонов (1987), К. Флейк-Хобсон (1993) и др.).

Но несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления - резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако, если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом - личность, то социально-психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми.

Рассматривая  межличностный конфликт с точки  зрения школы В. С. Мерлина - Б. А. Вяткина (1964; 1995), мы определяем его как крайний  случай обострения противоречия, возникающего в процессе непосредственного взаимодействия и обусловленного противоположно выбранными целями, действиями и операциями, детерминированными разноуровневыми компонентами интегральной индивидуальности.

  Сущность, объективные и субъективные предпосылки этнических конфликтов.

Самым общим  образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциями переживаниями. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключая в противодействии субъектов  конфликта и обычно сопровождается негатив. эмоциями. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта явл. наличие у субъектов соц. взаимод-я противопол-но направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негатив-х. эмоций, или наоборот, переживают негатив-е эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации явл. предконфликтными. Противод-е субъектов конфликта может разворачив-ся в трех сферах: общении, поведении и деят-ти. Можно сформулир-ть общее понятие конфлика, имеющее методологическое знач-е. В этом плане всякий конфликт есть опред-ое кач-во взаимод-я между людьми, которое выраж-ся в противоборстве между его различ. сторонами. Такими сторонами взаимод-я могут выст-ть индивиды, соц. группы, общности и гос-ва. В том случае, когда противоборство сторон осущ-ся на уровне отдельного индивида, такими сторонами выст-ют различные мотивы лич-ти, составл-ие ее внутр-юю струк-ру. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утвержд-е своих интересов, и эта борьба сопровожд-ся, как правило, негатив-ми эмоциями. Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, на который направлен главный интерес науки. Предмет и объект науки - тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия. Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии – это сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего. Предметом конфликтологии является изучение следующих вопросов:

- причина  конфликтов;

- сущность  конфликтов;

- различные  формы конфликтов;

- динамика  конфликтов;

- поиск наиболее  эффективных и безболезненных  путей предупреждения и разрешения  конфликтов. Существуют некоторые трудности в процессе изучения конфликтологии: например, среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», «если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, и от нее раз и навсегда надо избавиться, что впереди общество без конфликтов. Но, тем не менее, мы живем и независимо от различных точек зрения существование конфликтов признается. Задачи конфликтологии носят не только теоретический, но и чисто практический характер, так как помимо выявления сущности сущности конфликтов, их причин, этапов и участников, ученым необходимо на основе этого изучения – определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология

Структура конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект  конфликта,

2) участники  конфликта,

3) социальная  среда, условия конфликта,

4)субъективное  восприятие конфликта и его  личностные элементы. 1 Объект конфликта.  Всякий конфликт имеет свою  причину, возникает по поводу  необходимости удовлетворения какой-либо  потребности. Та ценность, которая  способна удовлетворить эту потребность  и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности. 2 Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа: 1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом; 2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; 3) конфликт типа личность — группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»; 4) и наконец, конфликт группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства. Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности.. Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников. 3 Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом. 4 Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют. Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата. Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

5.Динамика конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную  стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию  открытого конфликта,

3) стадию  разрешения (завершения) конфликта.

1 На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию. 2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

• расширение числа участников;

• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых  проблем к личностным;

• смещение эмоциональной окраски конфликта  в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть  и т.п.;

• возрастание  степени психической напряженности  до уровня стрессовой ситуации. Вся  совокупность действий участников конфликта  на его открытой стадии характеризуется  терминам эскалация, под которым  понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки  для негативного исхода конфликта. Последствия эскалации, целиком  зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов. В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны  последствия открытой стадии конфликта  могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или  даже к уничтожению одной из сторон.

Конфликт  – несогласие между двумя и  более сторонами, когда каждая сторона  старается сделать так, чтобы  были приняты именно её взгляды или  её цели или помешать другой стороне сделать то же самое.

Информация о работе Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта