Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа
Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении этнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность[1].
- изучение
реальных конфликтных ситуаций
в естественных условиях
- исследование
взаимодействия и
- анализ
некоторых специфических видов
взаимодействия людей, которые
можно рассматривать как
- изучение конфликтов с помощью методов математического моделирования;
- работы, посвященные
развитию теоретической
На основании результатов, полученных в исследованиях, ведущихся по всем вышеперечисленным направлениям, происходит оформление понятийного аппарата концепции межличностных конфликтов в отечественной психологии.
Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта, понимая его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению какой-либо цели.
А.А. Ершов расширяет и углубляет такое понимание и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, что сам по себе конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны.
К. А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать и как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений. В тактическом плане конфликт - одно из крайних средств регулирования межличностных отношений. С таким подходом можно согласиться, так как социально-психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон.
Отмеченные аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликта должны отражаться сущностные черты изучаемого явления, а не отдельные его грани или стороны.
Принципиально
важное определение межличностного
конфликта через противоречие мы
находим у А. Г. Ковалева, который
считает, что конфликт - это противоречие,
возникающее между людьми в связи
с решением тех или иных вопросов
социальной и личной жизни. Однако,
по мнению автора, не всякое противоречие
можно назвать конфликтом. Противоречия
приводят к конфликтам тогда, когда
они затрагивают социальный статус
группы или личности, материальные
или духовные интересы людей, их престиж,
моральное достоинство
Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Участниками или сторонами межличностного конфликта могут являться личности или группы людей. В связи с этим возможны конфликты типа: личность-личность, личность-группа и группа-группа. Характеристики участников конфликта существенно влияют на его возникновение и развитие. Кроме того, помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от социально-психологической среды, представленной различными социальными группами с их специфичной структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д.; без учета влияния этого параметра невозможно понять содержательную сторону конфликта.
Как указывает Н.И. Шевандрин, условия протекания конфликта могут быть пространственно-временными, социально-психологическими и социальными.
Таким образом, анализируя любой межличностный конфликт, необходимо в первую очередь исходить из характеристик социальной среды, в которой он произошел, и особенностей его участников. Именно эти параметры определяют конфликтное поведение сторон.
В целом, можно
сделать вывод, что к настоящему
времени в психологии пока не сложилось
общепризнанного понимания
Но несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления - резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако, если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом - личность, то социально-психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми.
Рассматривая
межличностный конфликт с точки
зрения школы В. С. Мерлина - Б. А. Вяткина
(1964; 1995), мы определяем его как крайний
случай обострения противоречия, возникающего
в процессе непосредственного
Сущность, объективные и субъективные предпосылки этнических конфликтов.
Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциями переживаниями. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключая в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негатив. эмоциями. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта явл. наличие у субъектов соц. взаимод-я противопол-но направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негатив-х. эмоций, или наоборот, переживают негатив-е эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации явл. предконфликтными. Противод-е субъектов конфликта может разворачив-ся в трех сферах: общении, поведении и деят-ти. Можно сформулир-ть общее понятие конфлика, имеющее методологическое знач-е. В этом плане всякий конфликт есть опред-ое кач-во взаимод-я между людьми, которое выраж-ся в противоборстве между его различ. сторонами. Такими сторонами взаимод-я могут выст-ть индивиды, соц. группы, общности и гос-ва. В том случае, когда противоборство сторон осущ-ся на уровне отдельного индивида, такими сторонами выст-ют различные мотивы лич-ти, составл-ие ее внутр-юю струк-ру. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утвержд-е своих интересов, и эта борьба сопровожд-ся, как правило, негатив-ми эмоциями. Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, на который направлен главный интерес науки. Предмет и объект науки - тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия. Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии – это сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего. Предметом конфликтологии является изучение следующих вопросов:
- причина конфликтов;
- сущность конфликтов;
- различные формы конфликтов;
- динамика конфликтов;
- поиск наиболее
эффективных и безболезненных
путей предупреждения и
Структура конфликта
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта,
2) участники конфликта,
3) социальная среда, условия конфликта,
4)субъективное
восприятие конфликта и его
личностные элементы. 1 Объект конфликта.
Всякий конфликт имеет свою
причину, возникает по поводу
необходимости удовлетворения
5.Динамика конфликта
Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
1 На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию. 2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
• расширение числа участников;
• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
• смещение
эмоциональной окраски
• возрастание
степени психической
Конфликт – несогласие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды или её цели или помешать другой стороне сделать то же самое.
Информация о работе Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта