Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении этнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность[1].

Файлы: 1 файл

Ответы Этноконфликтология.docx

— 58.78 Кб (Скачать)

Объективные причины возникновения конфликтов: управленческие решения, организационные  факторы,  профессиональные споры, экономические  реалии работы конкретного предприятия.

Возникновение всех этих причин во многом может не зависеть от руководителя. Но его задача состоит в том, что бы вовремя  заметить и разрешить возникающие  из-за них конфликтные ситуации. А вот субъективные причины конфликтов - всегда связаны с личностями, как  самого руководителя, так и персонала  компании. Часто субъективной причиной конфликта становятся ошибочные  действия руководителя.

Условно такие  действия можно сгруппировать в  три потока:

- нарушения  служебной этики; 

- нарушения  трудового законодательства;

- несправедливая  оценка подчиненных и результатов  их труда.

Еще одной  субъективной причиной конфликта в  коллективе может стать невнимание "к человеческому фактору". Золотое правило управления:

Каждый работник, работая на интересы фирмы должен достигать удовлетворения собственных  интересов.

Типология конфликтов:

по направленности воздействия — вертикальные и  горизонтальные;

                       по количеству участников —  внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, внутри организации (охватывающие всю организацию);

                       по степени выраженности —  открытые, скрытые, потенциальные;

                       по природе возникновения —  социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные,  эмоциональные;

                       по способу разрешения — антагонистические  (разрушение структур всех конфликтующих  сторон) и компромиссные.

6.Существует несколько способов разрешения конфликтов

1 уклонение  – чел-к, предвидя возник-ние конфликта, выбирает такой стиль поведения, кот. не приведет к конфликту

2 сглаживание  конфликта: "Сглаживатель" добивается временной гармонии среди работников,  но отрицательные эмоции живут у них внутри и накапливаются.

3 принуждение  – противника заставляют принять  другую точку зрения. Такой вид  поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия  с подчиненным.  Это может быть  эффективным в ситуациях, когда  начальник обладает значительной  властью над подчиненными

4 компромисс  – одна сторона принимает точку  зрения другой, но лишь частично

5 Решение  проблем.  признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными  точками  зрения,  чтобы  понять причины конфликта и найти курс действий,  приемлемый для всех сторон.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации:

1) признать  существование конфликта и наличие  противоположных целей у оппонентов, определить объект и субъект  конфликта;

2) определить  возможность переговоров и их  целесообразность, возможность проведения  переговоров с посредником или  без него;

3) согласовать  процедуру переговоров, определить, где, когда и как начнутся  переговоры;

4) выявить  круг вопросов, составляющих предмет  конфликта, предварительно выявить  позиции сторон, определить точки  наибольшего разногласия и точки  возможного сближения позиций;

5) разработать  варианты решений;

6) принять  согласованное решение;

7) реализовать  принятое решение на практике.

Типология этических конфликтов.

Особенности межэтнических конфликтных ситуаций определяются их типом. Так, этносоциологи, оценивая межэтнические конфликты в СССР и СНГ, предложили их следующую типологию [2].

 

Первый тип  — статусные институциональные  конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Как уже отмечалось, суть та­ких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Так, с са­мого начала национальных движений в Эстонии, Литве, Латвии, Молдавии, Армении, на Украине, в Грузии, вы­двигались требования реализации этнонациональных ин­тересов. В процессе развития этих движений от этнона­циональных требований переходили к требованиям госу­дарственной независимости, но мобилизация по этниче­скому принципу оставалась.

 

Основная  форма конфликтов этого типа была инсти­туциональной. Так, острый конституционный конфликт возник, когда Эстония, а за ней и ряд других союзных республик приняли поправки к своим конституциям, внеся в них приоритетное право на использование мест­ных ресурсов и верховенство республиканских законов. Президиум Верховного Совета СССР отменил эти по­правки. Однако решения законодательных органов Эсто­нии, Литвы, Латвии поддерживало большинство титуль­ных национальностей. Следовательно, есть все основа­ния относить эти институциональные (конституционные)

 

конфликты к  этнонациональным, которые переросли в движение за независимость республик. По такому же сценарию развивались события в Грузии, Молдавии и ряде других союзных республик.

 

Второй тип  — статусные конфликты в союзных  и автономных республиках, автономных областях, воз­никшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для со­юзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана. Впоследствии, после создания не­зависимой России, радикальная часть национального движения поставила вопрос об ассоциированном членст­ве Татарстана в Российской Федерации. Конфликт за­вершился подписанием Договора между государствен­ными органами Российской Федерации и государствен­ными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Заметим, что конфликт имел не только институциональ­ный характер, поскольку с конца 80-х годов и вплоть до 1993 г. акции правительства Татарстана сопровождались достаточно высокой этнонациональной мобилизацией татар в республике.

 

За конфедеративный  тип отношений боролась элита  Башкортостана, Тувы, но там не было массовых нацио­нальных движений. Такого же типа временные конфликты имели место в автономных областях, претендовавших на статус республик, и четыре из пяти автономных областей в составе Российской Федерации получили его. За повы­шение статуса республики до уровня конфедеративных отношений борются абхазы в Грузии. К этому типу кон-

 

фликтов можно отнести и движения за создание своих национальных образований, например ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев и лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии. Автономистские требования выдви­гались также среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыр-гызстана, кыргызов Горного Бадахшана в Узбекистане.

 

Третий тип  — этнотерриториальные конфликты. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 экстерриториальных споров, к 1996г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. Конечно, не все заявленные притязания пе­рерастают в конфликт. Специалисты считают, что к это­му типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Это борьба за восстановление автономий (немцы Повол­жья, крымские татары), правовой, социальной, культур­ной реабилитации (греки, корейцы и др.) или стремление вернуться на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы — в Грузию). И только в ряде случаев речь идет о действительно территориальных спорах.

 

Четвертый тип  — конфликты межгрупповые (ме­жобщинные). Именно к такому типу относятся кон­фликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986 г.), в Туве (1990 г.), а также русско-эстонский в Эстонии, русско-латышский в Латвии и русско-молдавский в Молдавии. Причем если первые два имели характер меж­групповых столкновений, переросших в демонстрацион­ные формы противостояния, а в Туве — ив последую­щий отток русских из зоны конфликта, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств,

 

направленными на «вытеснение» нетитульного населе­ния, и акциями национал-экстремистов, а с другой — с организацией сопротивления.

 

В развитии этнического конфликта центральное  зна­чение имеют следующие социально-перцептивные меха­низмы:

 

1. Смещение  баланса эмоционального позитива  «в пользу» собственной этнической  группы. В результате повышается  избирательность межэтнического  воспри­ятия. Происходит отсев позитивной информации и иска­жение поступающей по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая нега­тивные стереотипы, а не подтверждающая их отбрасыва­ется. Негативные этносоциальные представления имеют устойчивую тенденцию к самовопроизводству и само­поддержанию.

 

2. Актуализация  межэтнических различий. При этом  увеличиваются межгрупповые и  уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация от­дельных представителей других этнических групп и уси­ливаются тенденции деперсонализации членов собствен­ной группы.

 

3. «Этническая»  генерализация негативного эмоцио­нального потока и поиск виноватого по этническому критерию.

 

4. Объяснение  недостатков и неудач собственной  группы внешними факторами и  обстоятельствами, а не внутренними  причинами (личностные характеристики, мотивы и цели). Победа своей  группы над другой при этом чаще интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника. А в случае превосходст­ва другой этнической группы ее достижения объясняют­ся «ситуационными» причинами. Это результат действия

 

общего социально-перцептивного  механизма «фундамен­тальной атрибутивной ошибки», при котором, во-первых, недооцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях, во-вторых, ответственность и вина за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы переносится на другие этнические группы.

 

5. Смещение  «оправдательных» и «обвинительных»  критериев. Примером этого является  превращение в очень короткий  срок в республиках бывшего  СССР «братских народов» в  «мигрантов», «инородцев» и «ок­купантов». Это результат действия атрибутивного меха­низма эмоциональной инверсии.

 

6. Проецирование  собственных, но неосознаваемых  и потому неприемлемых для  своего народа негативных чувств, качеств и особенностей на  представителей дру­гих этнических групп.

 

Механизм  проекции имеет особое значение в  сфере межэтнического восприятия. Через  проецирование не­контролируемого страха, собственных недостатков  и психических расстройств на другой народ отчуждается коллективная «тень». В условиях межэтнического кон­фликта вытеснение «тени» происходит достаточно жест­ко. Негативное содержание бессознательного получает дополнительную энергию, в результате проекция ускоря­ется и широко распространяется. Это один из механиз­мов возникновения в обществе массовых невротических и психотических состояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам. Люди склонны проецировать собственную «тень» не только на полити­ческих врагов, но и на всякого, кто отличается или отда­лен от них.

 

В межэтнических  конфликтах особое место занима­ют так называемые этнокультурные конфликты.

 

Этнокультурный  конфликт— это конфликт ста­рых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, ко­торый он покинул, и новых, свойственных тому этносу, в который он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный кон­фликт— это конфликт двух культур на уровне индиви­дуального сознания [20].

 

6.Существует пять способов разрешения такого рода конфликтов.

 

Первый способ можно условно назвать геттоизаци-ей (от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплемен­ников, отгораживаясь этим окружением от влияния ино-культурной среды. Практически в любом крупном запад­ном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями дру­гих культур. Это китайские кварталы или целые чайна-тауны, это кварталы или районы, где поселяются выход­цы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и ин­теллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая ди­аспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жите­лей — турки и даже улицы имеют турецкий облик, кото­рый придают им реклама и объявления почти исключи­тельно на турецком языке, турецкие закусочные и ресто­раны, турецкие банки и бюро путешествий, представи­тельства турецких партий и турецкие политические ло-

Информация о работе Предмет этноконфликтологии. Понятие этнического конфликта