Виды этнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами1.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………. стр. 2-3
Определение и классификация этнических конфликтов………… стр. 4-8
Модели (виды) Этнических конфликтов…………………………. стр. 9-11
Сущность, предпосылки возникновения этнических конфликтов стр.12-21
Заключение…………………………………………………………. стр.22-23
Список используемой литературы……………………………….. стр.24

Файлы: 1 файл

этнопсихология.docx

— 55.66 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 

   
Введение ……………………………………………………………. стр. 2-3
Определение и классификация этнических конфликтов………… стр. 4-8
Модели (виды) Этнических конфликтов…………………………. стр. 9-11
Сущность, предпосылки возникновения этнических конфликтов стр.12-21
Заключение…………………………………………………………. стр.22-23
Список  используемой литературы……………………………….. стр.24
 

 

     

     Введение 

     Этнические  конфликты, представляя собой проявление межнациональной напряженности  виде конкретных форм противодействия  между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей  во всех уголках земного шара. Поэтому  психология не может оставить их вне  поля своего зрения.

     Межгрупповые  отношения состоят из неразрывной  связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые  конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами1.

     Этнические  конфликты по своему происхождению, содержанию формам проявления, а также  причинам и факторам, их вызывающим, являются наиболее сложными феноменами современной социальной действительности. Их общий смысл можно представить  в виде конфронтации между национальными  движениями, политическими партиями, с одной стороны, и местными (или  центральными) государственными органами власти — с другой. Последние оценивают сложившуюся ситуацию либо как конфронтацию между этническими общностями, либо как конфронтацию этнической общности, находящегося в положении меньшинства населения страны, с государственными институтами, выражающими культурно-языковые, социально-экономические или политические интересы доминирующего этнического большинства.

     Таким образом, совершенно очевидно, что объективный  анализ и осмысление сущности и содержания этнических конфликтов (особенно в  социальной сфере) невозможны, во-первых, без учета социально-экономических, политических, социокультурных и  социально-психологических ценностей, существующих в конкретном обществе, во-вторых, вне понятий «борьба  за власть», «политические отношения».

     Во-первых, любой человек, так или иначе, стремится к власти над другими  людьми, поскольку чувствует в  себе определенные внутренние силы для  этого, очень часто испытывает и  превосходство над ними.

     Во-вторых, люди всегда выполняют в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине  каждый индивид или властвует, или  подчиняется.

     В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответственно власти) не может  существовать ни одно государство, так  как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.

     По  этой причине этнический конфликт —  это тоже борьба за власть конкретной этнической общности. 

 

     

Определение и классификации  этнических конфликтов 

     Э.Н. Ожиганов, рассматривая этнополитический конфликт, определяет его как «спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов».

     Такая трактовка, например, точно характеризует  молдо-приднестровский конфликт, где Молдова именно под флагом этнического национализма развернула полномасштабную военную агрессию против Приднестровья, которое, в свою очередь, в процессе этого противостояния, не могло, да и не хотело использовать свой этнонационалистический ресурс, и по причине полиэтничного состава своего населения (39% - молдаване, 26% - русские, 28% -украинцы, 7% - другие национальности), и по причине традиционно интернационального характера межэтнических отношений на своей территории.

     Этнополитические  конфликты современной эпохи  многочисленны и имеют место  практически во всех регионах планеты, подрывая стабильность как экономически слабых стран, так и стран с  развитой экономикой и высоким уровнем  жизни, как авторитарных и неразвитых демократически государств, так и  классических демократий.

     Генетические  корни современных конфликтов и этнополитических движений кроются в историческом противоречии между этническими и политическими принципами социального структурирования, которое, по существу, оценивается как противоречие между этносом или этнической группой и формирующейся нацией европейского типа. Не случайно, что этнический национализм как основополагающий идеологический принцип пропагандирует синонимичность понятий «этнос» и «нация». Названное противоречие имеет место во многих странах, независимо от уровня их экономического и политического развития. Особенно ощутимо оно там, где есть сложный этнический состав населения, а процессы нациестроительства далеко не завершены. Если же в этих странах имеются крупные этнические анклавы с высоким уровнем развития и неудовлетворенными политическими притязаниями, то здесь существует не только потенциальная угроза этнополитического конфликта, но и угроза самой целостности государства.

     Хотя  каждый конфликт имеет свои особенности, но, существуют основания, которые позволяют  делать обобщения и типологизировать все имеющиеся разновидности.

     Исследователи этнических конфликтов выделяют три типа их классификации:

     - по характеру действий конфликтующих сторон;

     - по целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона;

     - по сферам общественной жизни.

     Авторы  первого подхода на основе анализа конфликтогенной ситуации в последние годы существования СССР выделяют: конфликты стереотипов, когда в основе конфликтной ситуации лежат устойчивые негативные представления противостоящих сторон друг о друге (армяно-азербайджанские отношения); конфликты идей (события в Прибалтике) и конфликты действий (митинги, демонстрации, перерастающие в открытые столкновения)2.

     Автор второго подхода Л.М. Дробижева выделяет три типа конфликтов этнополитического характера: конституционные (борьба за независимость в союзных республиках бывшего СССР, несоответствие конституций республик Конституции Российской Федерации); территориальные (борьба за право проживать, владеть или управлять определенной территорией); межгрупповые (противостояния казаков и чеченцев, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев и т.п.). Эту типологию конфликтов можно считать общепринятой.

     Согласно  последней классификации, выделяются политические этнические конфликты, экономические конфликты, культурные конфликты и т.д. Но многие конфликты нельзя однозначно отнести к той или иной сфере общественного бытия, ибо они касаются и экономики, и политики, и сферы культуры.

     Межгрупповые  отношения состоят из неразрывной  связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые  конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:

     политические  конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;

     социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и  работодателями;

     этнические  – по поводу прав и интересов  этнических общностей (см. Здравомыслов, 1993).

     Итак, одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Однако можно согласиться с В.А.Тишковым, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует (см. Тишков, 1997). В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению

     Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социально-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон» (Тишков, 1997, с.304).

     Исследователи предлагают самые разные классификации  этнических конфликтов. При классификации  по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

     социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения):

     культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

     политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

     территориальные – на основе требований изменения  границ, присоединения к другому  – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства (см. Ямское, 1997).

     Итак, под этническим конфликтом в широком  смысле слова мы понимаем любую конкуренцию  между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов3.

     С точки зрения социолога или политолога, такое понимание этнического конфликта, видимо, не является точным. Но при включении социальной конкуренции в понятие конфликта его объяснение становится более комплексным, так как анализируются когнитивные и мотивационные процессы, которые могут предшествовать непосредственным столкновениям, влиять на их эскалацию и продолжаться после их завершения. 

 

     

     Модели (виды) этнических конфликтов 

     Этнические  конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей  классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

     1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

     2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане — погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области — столкновения киргизов и узбеков.

     Эти два вида конфликтов ученые часто  обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Информация о работе Виды этнических конфликтов