Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:15, реферат
Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами1.
Введение ……………………………………………………………. стр. 2-3
Определение и классификация этнических конфликтов………… стр. 4-8
Модели (виды) Этнических конфликтов…………………………. стр. 9-11
Сущность, предпосылки возникновения этнических конфликтов стр.12-21
Заключение…………………………………………………………. стр.22-23
Список используемой литературы……………………………….. стр.24
Социологи, политологи и этнологи, стремясь выделить конфликт из других близких к нему социальных феноменов, часто рассматривают конфликт исключительно как реальную борьбу между группами, как столкновение несовместимых интересов. При таком понимании конфликт представляет собой стадию крайнего обострения противоречий, проявляющуюся в конфликтном поведении, и имеет точную дату возникновения противоборства. Приходится признать что, на Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями.
При социологическом подходе к объяснению причин конфликтов анализируется взаимосвязь социальной стратификации общества с этнической принадлежностью населения. При политологическом подходе одной из самых распространенных является трактовка роли элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта.
Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, основанной на оценочном сравнении своей и чужой групп в пользу собственной. В ходе конфликта возрастает значение двух важных условий социальной конкуренции:
1.
Члены своего этноса
2.
Члены других этносов
Социальные противоречия хотя и играют решающую роль среди причин конфликтных действий, не связаны с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. При этом большое значение приобретает стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Например, пережитые «исторические несправедливости» вызывают желание восстановить справедливость, но это не обязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтных действий проходя г многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Так было во Франции после поражения в войне с Германией 1870 г. и потери Эльзас-Лотарингии.
С
психологической точки зрения конфликт
не только не начинается с началом
конфликтных действий, но и не заканчивается
с их окончанием. После завершения
прямого противодействия — на
этапе зализывания ран —
Поиск «козлов отпущения» в ходе межэтнических конфликтов осуществляется с помощью механизма социальной каузальной атрибуции. В мировой истории мы встречаемся с бесчисленным количеством примеров агрессивного поведения, прямо направленного на членов чужой группы, на которых возлагается ответственность за негативные события — эпидемии, голод и другие несчастья» Например, в средневековой Европе убийства евреев объяснялись их злодействами в распространении эпидемии чумы. Следовательно, с помощью социальной и этнической атрибуций большинство оправдывает совершаемые или планируемые ими действия против «чужаков».
То же самое наблюдается и на индивидуальном уровне: когда человек сталкивается с социально нежелательным или опасным положением дел, для него характерна тенденция воспринимать несчастья как результат чьих-то действий и найти кого-то, ответственного за них. Во многих документально подтвержденных исторических случаях эти «кто-то» — вредители или враги моральных устоев и политического порядка — обнаруживались. Социальное знание общества обеспечивало большой выбор козлов отпущения — преступников, злодеев, ведьм, колдунов и т. п.
Вариантом социальной каузальной атрибуции выступает атрибуция заговора, На основе подобной атрибуции строится все многообразие концепций заговора. Они встречаются и в так называемых примитивных, и в цивилизованных обществах, различаются степенью «наукообразности», могут затрагивать все сферы общественной жизни, описывать деятельность заговорщиков в местном и во вселенском масштабе. Но можно выделить и общие для всех концепций заговора черты. Обычно они возникают в ситуации экономического, социального, политического кризиса или форс-мажорных событий типа эпидемии. Подчеркивается групповой характер заговора—вредителями объявляются группы меньшинств (реального— масоны, правдоподобного— агенты зарубежных разведок, фантастического — ведьмы). Очень часто в качестве «заговорщиков» выступают группы этнических меньшинств.
В
объяснительных моделях природы
межэтнических конфликтов особое место
занимают поведенческие концепции.
Они не отрицают значения социально-структурных
факторов, но акцентируют внимание
на социально-психологических
Социологи
и психологи, изучая реальные социально-культурные
и политические ситуации, наполнили
эту теорию конкретным содержанием,
выделив в межэтнических
Таким
образом, под межэтническим конфликтом
в широком смысле этого слова
следует понимать любую конкуренцию
между этносами (или этническими
группами) — от реального противоборства
за обладание ограниченными
Заключение
Общество, являясь динамической системой, социальным организмом не может находиться в состоянии статиса (неизменности). В процессе своего функционирования и развития оно постоянно изменяется, и вопрос лишь в степени этих изменений за определенный промежуток времени и направленности этих изменений. Глубокие и резкие социально-политические трансформации в любом обществе всегда сопровождаются обострением политической ситуации, нагнетанием социальных противоречий, падением духовно-нравственного состояния общества, ростом страстей и амбиций в борьбе за политическую власть. Такое состояние политической системы проявляется, в том числе, в виде многочисленных конфликтов в разных сферах жизни общества. Не составляет исключения и сфера межнациональных (межэтнических) отношений.
Конфликт
как социальный феномен – неизбежное
явление в динамично
В наиболее общей трактовке, социальный конфликт - это явно выраженное состояние борьбы социальных групп, где участники оспаривают свои претензии на те или иные общественные ценности или ресурсы.
Итак, этнический конфликт это сложное многоаспектное социальное явление, особенность которого заключается в способности трансформации в другие виды социальных конфликтов, а также в наличии иррационального, алогичного, эмоциогенного у субъектов и участников конфликта. Очень часто "этничность" конфликта относится на самом деле не к его сущности, а к форме проявления. Попытки определения сущности этнического конфликта, его структуры, функций, динамики с помощью использования познавательных (описательных) и разъяснительных моделей осуществлялись учёными многих областей обществоведческого знания: социологического, политологического, психологического, культурологического и многих других.
Проблематика
этнического конфликта остаётся
актуальной на протяжении всего существования
человечества.
Список
используемой литературы:
1. Амелин В. Вызовы мобилизационной этничности: Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. – М., 1997.
2. Арсеньев В.А. Этнические конфликты: история и типология //Социологические исследования. – 1996. - №12.
3. Аршба
О.И. Современные концепции «управления»
этнополитическим конфликтом// Вестник
Московского университета. – Серия 18.
Социология и политология. – 2000. -№1.