Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:55, доклад
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений.
Существует несколько структур, описывающих мыслительные процессы. Одна из первых принадлежит Уоллесу. Он предположил, что в процессе решения проблемы человек проходит через этапы подготовки(сбора информации), инкубации (подспудное решение проблемы), инсайта (внезапное озарение) и разработки (проверка найденного решения с помощью известных методов). С точки зрения Лурии, человек сначала изучает условия задачи, затем формирует общийплан предполагаемых действий. Наследующем этапе вырабатывает конкретный метод. На четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными.
Анохин. На первом этапе доминирующая мотивация направляет мышление человека. Затем, на стадии сбора информации анализируются сенсорные сигналы и сопоставляются с уже имеющимися в памяти. Это позволяет выбрать область поиска решения проблемы и принять решение, чтои будет завершающей стадией.
Функциональная специализация структур.На физиологическом уровне М представляет собой функциональное объединение нейронов. Проводился анализ электрической активности отдельных структур мозга было сформулировано представление о существовании особого языка мозга, на который переводится вся поступающая информация. Любая мыслительная операция сопровождается десинхронизацией альфа-ритма. При решении пространственных задач фокус активации располагается в париетотемпоральной области правого полушария (увеличение бета-ритма), при образной задаче – затылочные области, слуховые-височные. При решении знакомой задачи увеличивается бета-ритм.
Психофизиологический подход к интеллекту. Творческое мышление.
Интеллект. Это способность человека эффективно адаптироваться в окружающей среде, то есть менять стратегию поведения вследза ихменением обстоятельств, гибкость в структурировании атериала и его обработке.Интеллект выступает как форма организации индивидуального ментального опыта, в котором отражены картина устройства мира человека, положения его самого в нем,отношения между людьми. Интеллект как савокупность познавательных св-вличности, то есть коэффициент интеллекта, который используется для сопоставления с другими особенностями личности. Выделяют разные виды интеллекта. Спирмен – генеральный И как единое основание самых разных способностей человека. Кэттел – человек имеет два вида И: потенциальный (врожденная способность, основа СП-ти мыслить)и кристаллический(савокупность знаний и навыков, полученныхпо ходу жизни). Айзенк выделял три разновидности И: биологический (качества, зависящие отпроцессов, протекающих в мозге и недоступных для наблюдения), психометрический (можно измерить с помощью тестов на интеллект)и социальный (способности человека адаптироваться в социуме).
Креативность (творческая деятельность). Это способность преобразовывать знания,создавая нечто новое. Всвязи с этим были введены понятия конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное связано с потребностью найти единственно правильное решение, дивергентное предполагает неординарные решения, их поиск в разных направлениях. Фокус когерентности находится в правом полушарии, связан с автоматизированным выполнением алгоритмических задач. Была получена активация височных областей и правой лобной доли, а также парието-темпоральной области правого полушария.
У людей, успешно решающих творческие задачи, обнаруживается усиление когерентности более отставленных участков мозга – между левой затылочной и правой лобной долями. Симонов связывает творчествосо сверхсознанием и определяет комплекс участвующих структур: ядра миндалины определяют доминирующую мотивацию, гиппокамп обеспечивает актуализацию следов, чтобы конструировать гипотезы, которые формируются в лобных отделах мозга.
Асимметрия полушарий ГМ и функционирования сенсорных и эффекторных органов. Методы ее исследования. Теории эволюционного происхождения, развитие в онтогенезе, половые и возрастные особенности асимметрии.
Типы асимметрий. Асимметрия
– отсутствие симметрии мозговых
полушарий. Билатеральная А – правый и
левый объекты подобны друг другу, но их
невозможно совместить путем обычных
перемещений в пространстве. Каждое из
полушарий несет в себе черты,отличающие
от второго. Межполушарная А – доминирование
активности одного полушария.Функциональная
А – специализация каждого полушария
при выполнении отдельных функций. По
характеру проявления можно выделить
три вида асимметрии: моторную, сенсорную
и психическую. Моторная – неравенство
участия правой и левой половин тела в
движении(праворукость\
История исследований. При изучении афазии (нарушение воспроизведения или понимания членораздельной речи).в 1836 году Марк Дакс сделал доклад, в котором сообщил, что среди 40 наблюдаемых больных афазией не было ни одного человека без повреждения левой половины мозга. Он предположил, что с речью связано левоеполушарие. Далее Брока вывел правило, согласно которому полушарие, отвечающее за речь, противоположно ведущей руке. Было накоплено множество данных, свидетельствующих о приемуществе ЛП над ПП в сфере речевого общения.
Методы исследования. Комиссуротомия – хирургическое рассечение комиссур, обычно при тяжелой форме эпилепсии. У животных полностью прекращается передача информации между полушариями. У больных улучшение здоровья, внешне не замечалось ухудшение интеллектуальных ф-й. В экспериментальных ситуациях они легко называли предмет, который ощупывали пр рукой. Если предмет перекладывали в правую руку,то они не могли назвать его, однако находили на ощупь. Исследования с помощью тахистоскопа (позволяет предъявить изображение на очень короткое время). При предъявлении изображения в ЛП, больные всегда точно называют его. Если в правое, то утверждают,что видели лишь вспышку, однако если предложить выбрать то,что они видели, испытуемые легко найдут его. Так в одном из исследований на правое полушарие было предъявлено изображение обнаженной женщины. Испытуемая покраснела и засмеялась, но не смогла это ничем объяснить. Проба Вада позволяет определить ведущее полушарие. В одну из сонных артерий вводят амитал-натрий, просят больного поднять руки и отсчитать назад тройками. Рука, противоположная стороне инъекции начинает падать. Если полушарие, в которое попадает амитал натрий доминирует по речи, то больной перестает считать. Оказалось, что у 95% праворуких центр речи в правом полушарии, у 5% одновременно в обоих. У 70% лр центр в левом, у 15 в правом, у остальных 15 в обоих. ЭЭГ: регистрировалась в симметричных точках головы при исполнении испытуемыми вербальных и пространственных тестов. При выполнении вербального задания в ЛП снижается альфа ритм, а при создании конструкции из кубиков – в правом.
Леворукость и праворукость. Наиболее устоявшейся точкой зрения на происхождение леворукости(лр) и праворукости(пр) является представление о том, что рукость определяется в тот момент, когда происходит становление центра речи. Формирование центра речи в ЛП определяет пр, в правом-лр. ЛР может быть двух видов: наследственной и связанной с ранним повреждением ЛП в следствии травмы или какого то заболевания. В этом случае ПП берет на себя ф-ю ЛП. Переучивание лр на пр ведет к возникновению заикания, повторению сказанного другим и невротическим явлениям. Среди лр чаще встречается заикание, аутизм, речевые расстройства, психические заболевания. При анализе лр трудно определить наследственные и приобретенные факторы, так как лр родители могут передавать этот признак посредством жизненного опыта. Некоторые исследования показали, что лр связана с порядком рождения (четвертые и позднее). Мозг леворуких обладает менее выраженной функциональной асимметрией по сравнению с пр. Предпочтение руки фиксируется с началом произнесения первых слогов. У детей дошкольного возраста наблюдается преобладание активности ПП. полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированны относительно сложных. Левое обрабатывает поступающую в мозг информацию последовательно, а правое - уелостно. Левое: решение задач аналитически и индуктивно, правое - синтетически и дедуктивно. Правое служит адаптации.Взаимодействие полушарий: сотрудничество (распределение нугрузки между полушариями); интеграция (сравнение информации, полученной разными полушариями)
- метаконтроль (не знаю, что это).
Психофизиологические механизмы раннего онтогенеза. Критические периоды раннего развития. Пример критического периода при формировании зрительного восприятия. Депривационные эксперименты.
В процессе развития организм тесно взаимодействует с окружающей средой, эффектив-ть его функции-я определяется морфофункциональной зрелостью физиологических систем. Разные системы и их функциональное объединение созревают на разных этапах пре и постнатальной жизни. Эта особенность называется гетерохронностью. Структуры мозга дифференцируются и растут, в них происходят качественные и количественные изменения. Кач-е выраж-ся в возникновении новых взаимоотн-й м-у стр-ми. Сами эти структуры отличаются высокой пластичностью и чувствительностью к внеш возд-м. Это есть критический период – ограниченный временной отрезок того или иного органа, когда внеш возд-е может необратимо нарушить процесс его развития.
Во внутриутробном периоде различные отделы мозга созревают неодновременно. Этот процесс продолжается и после рождения. Позднее всех формируются ассоциативные об-ти коры. Височно-теменно-затылочная об-ть коры БП участвует в процессах высшей интеграции при восприятии и узнавании сложных зрит-х образов. В течении 1ого года жизни она значительно растет в толщину. Другая особ-ть ассоциативн об-й коры – более позднее обособление корковых полей по сравнению с проекционными зонами. Клеточная дифференцировка в них полностью заканчивается лишь к 17-20 годам. Особенно долго созревают поля переднеассоциативной зоны лобной области. Наиболее длительные перестройки претерпевают ансамбли нейронов. Условием их формирования является созревание пирамидных нейронов и нейронных группировок. На первом году жизни интенсивно развиваются нейроны базальных отделов, что обусловлено созреванием в первую очередь афф. Связей.
Критические периоды. Существует два противоположных предст-я о влиянии средовых и биологич-х усл-й на развитие мозга. По современным данным развитие обучение ребенка идет неравномерно, а рывками, зависит от невидимых глазом процессов созревания, обнаруживающихся при резких сдвигах готовности к получению и переработке новой информации. Эта особенность требует обогащенной среды, т.е. присутствия в ней избыточной информации для неограниченного роста организма на каждом этапе. Эксперименты, поставленные на крысах позволили предположить, что развитие человека связано с критическими (сензитивными) периодами, в течении которых формирование той или иной ф-и зависит от наличия специфических для данной ф-и сигналов. Яркий пример такого периода – импринтинг – запечатлевания образа родителя и будущего сексуального партнера(исследования Лренца с гусятами – находился с ними первые 18 часов после рождения и после этого они не реагировали на свою мать).
При рождении ребенок
наделен большим кол-м
Критический период развития речи составляет первые три года жизни. Если ребенок до трехлетнего возраста не слышал человеческую речь, то никакие условия не разовьют в нем СП-ть членозаздельно говорить. Огромное значение в раннем возрасте имеет возм-ть ребенка передвигаться. .поэтому дети, плотно спленутые в течении длительного времени, отстают в интеллектуальном развитии от детей, имеющих возм-ть свободно жвигать своими конечностями.Критический период в формировании инициативы – первые 4-6 месяцев после рождения (формирование самостоят-х д-й). Наличие критич-х периодов обусловлено образованием нервных связей между нейронами. Формируется нервная трубка, в которой интенсивно делятся клетки….
Нейронная организация
коры больших полушарий в
Школьные трудности как результат закономерностей онтогенетического развития психических функций.
Психофизиологические особенности старения в норме и при патологии. Что можно сделать для улучшения качества жизни пожилых людей с точки зрения психофизиологии.
Существование организма связанно с постоянным процессом обновления, при котором все молекулы замещаются на новые. С возрастом этот процесс приводит к накоплению повреждений, что является причинами изменений, ведущих к болезням старости. Различают нормальное и патологическое старение. В норме с возрастом уменьшается масса мозга, происходит отрофия нейронов, расширяются желудочки, сглаживаются извилины. К специфическим болезням старости относят болезнь Альцгеймера, инсульты, болезнь Паркинсона. Большинство изменений становятся заметными после 50-60-70 лет.
Возрастные изменения мозговой ткани. Основные изменения мозговой ткани связаны с нейронами. После рождения ребенка они не делятся, а в различные критические периоды происходит их массовая гибель. В большей мере нейроны теряют черное вещество и голубое пятно, что приводит к нарушениям моторных ф-й (особеннопри болезни Паркинсона). Значительные потери происх в гиппокампе, что отражается на плохой памяти пожилых людей., нарушение перевода инф-и из КП в ДП. Также изменяются функции нейронов – ухудщение обучения,памяти, эмоционального реагирования. Изменения в строении нейронов – нейрофибриллярные клубки – скопление пучков белковых элементов (болезнь Альцгеймера, слабоумие). Кора мозга – сокращения крупных нейронов. Таламус – сокращение и гибель отдельных нейронов; ствол мозга, миндалина, мозжечок.
Возрастные изменения нейрональной мозговой ткани. В процессе старения изменяется внеклеточное пространство гиппокампа, коры и других отделов мозга. Они заполняются синильными бляшками(бета-амилоидные белки). Они появляются также в кровеносных сосудах этих областей и мозговых оболочках.
Старение ДНК. Система восстановления ДНК к концу жизни ослабляет свою активность, в синтезе белка начинают участвовать поврежденные фрагменты ДНК……С возрастом изменяется текучесть всех мембран, что влияет на скорость передачи информации в мозговой ткани.
Когнитивные функции. Ухудшение памяти, снижение функции внимания, замедление темпа психической д-ти, трудности в формировании новых навыков и переработке пространственной информации.
Болезнь Альцгеймера. Старческое слабоумие после 65 лет. Хроническое состояние умственной отсталости.Забывание своих намерений, имен знаковых, местоположения. Расстройство интеллекта, безразличие, отсутствие интереса. Вызвана мутацией гена предшественника бета-амилоидного белка. Ген локализован на 21й хромосоме
Сознание: определение. Психофизиология осознанных психических процессов. Кома и измененные состояния сознания. Локализация сознания. Теории сознания.
Сознание . До сих пор не существует однозначной трактовки сознания. Одни относят к сознанию состояние бодрствования (в этом значении слово сознание применяется и по отношению к животным). В более научном смысле под сознанием понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией,отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми.
Локализация сознания. В процесс сознания включены многие области мозга, но доминирующая роль принадлежит новой коре. Зрительная информация от рецепторов сетчатки поступает в новую кору через верхние бугры четверохолмия и таламус. Гиппокамп является центральной структурой, отвечающей за долговременное хранение информации. Он расположен так, что способен получать сигналы практически из всех областей ГМ и посылать собственные во многие из них. Принцип нейронной активности – сознание в любой момент соответствует популяциям активированных нейронов.