Предмет и задачи психофизиологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:55, доклад

Краткое описание

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений.

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психофизиологии.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

 

Существует несколько  структур, описывающих мыслительные процессы. Одна из первых принадлежит  Уоллесу. Он предположил, что в процессе решения проблемы человек проходит через этапы подготовки(сбора информации), инкубации (подспудное решение проблемы), инсайта (внезапное озарение) и разработки (проверка найденного решения с помощью известных методов). С точки зрения Лурии, человек сначала изучает условия задачи, затем формирует общийплан предполагаемых действий. Наследующем этапе вырабатывает конкретный метод. На четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными.

 

Анохин. На первом этапе  доминирующая мотивация направляет мышление человека. Затем, на стадии сбора  информации анализируются сенсорные  сигналы и сопоставляются с уже  имеющимися в памяти. Это позволяет выбрать область поиска решения проблемы и принять решение, чтои будет завершающей стадией.

 

Функциональная специализация  структур.На физиологическом уровне М представляет собой функциональное объединение нейронов. Проводился анализ электрической активности отдельных структур мозга было сформулировано представление о существовании особого языка мозга, на который переводится вся поступающая информация. Любая мыслительная операция сопровождается десинхронизацией альфа-ритма. При решении пространственных задач фокус активации располагается в париетотемпоральной области правого полушария (увеличение бета-ритма), при образной задаче – затылочные области, слуховые-височные. При решении знакомой задачи увеличивается бета-ритм.

 

 

 

 

 

Психофизиологический  подход к интеллекту. Творческое мышление.

 

 

 

Интеллект. Это способность  человека эффективно адаптироваться в  окружающей среде, то есть менять стратегию  поведения вследза ихменением обстоятельств, гибкость в структурировании атериала и его обработке.Интеллект выступает как форма организации индивидуального ментального опыта, в котором отражены картина устройства мира человека, положения его самого в нем,отношения между людьми.  Интеллект как савокупность познавательных св-вличности, то есть коэффициент интеллекта, который используется для сопоставления с другими особенностями личности. Выделяют разные виды интеллекта. Спирмен – генеральный И как единое основание самых разных способностей человека. Кэттел – человек имеет два вида И: потенциальный (врожденная способность, основа СП-ти мыслить)и кристаллический(савокупность знаний и навыков, полученныхпо ходу жизни). Айзенк выделял три разновидности И: биологический (качества, зависящие отпроцессов, протекающих в мозге и недоступных для наблюдения), психометрический (можно измерить с помощью тестов на интеллект)и социальный (способности человека адаптироваться в социуме).

 

Креативность (творческая деятельность).  Это способность преобразовывать знания,создавая нечто новое. Всвязи с этим были введены понятия конвергентного и дивергентного мышления. Конвергентное связано с потребностью найти единственно правильное решение, дивергентное предполагает неординарные решения, их поиск в разных направлениях. Фокус когерентности находится в правом полушарии, связан с автоматизированным выполнением алгоритмических задач. Была получена активация височных областей и правой лобной доли, а также парието-темпоральной области правого полушария.

 

У людей, успешно решающих творческие задачи, обнаруживается усиление когерентности  более отставленных участков мозга – между левой  затылочной и правой лобной долями. Симонов связывает творчествосо сверхсознанием и определяет комплекс участвующих структур: ядра миндалины определяют доминирующую мотивацию, гиппокамп обеспечивает актуализацию следов, чтобы конструировать гипотезы, которые формируются в лобных отделах мозга.

 

 

 

Асимметрия полушарий  ГМ и функционирования сенсорных  и эффекторных органов. Методы ее исследования. Теории эволюционного происхождения, развитие в онтогенезе, половые и возрастные особенности асимметрии.

 

Типы асимметрий. Асимметрия – отсутствие симметрии мозговых полушарий. Билатеральная А – правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве. Каждое из полушарий несет в себе черты,отличающие от второго. Межполушарная А – доминирование активности одного полушария.Функциональная А – специализация каждого полушария при выполнении отдельных функций. По характеру проявления можно выделить три вида асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Моторная – неравенство участия правой и левой половин тела в движении(праворукость\леорукость); Сенсорная А – Функциональное неравенство парных органов чувств (роль правого и левого глаза в бинокулярном зрении).Психическая А – левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферу правой части тела, а правое – наоборот.

 

История исследований. При  изучении афазии (нарушение воспроизведения  или понимания членораздельной  речи).в 1836 году Марк Дакс сделал доклад, в котором сообщил, что среди 40 наблюдаемых больных афазией не было ни одного человека без повреждения левой половины мозга. Он предположил, что с речью связано левоеполушарие. Далее Брока вывел правило, согласно которому полушарие, отвечающее за речь, противоположно ведущей руке. Было накоплено множество данных, свидетельствующих о приемуществе ЛП над ПП в сфере речевого общения.

 

Методы исследования. Комиссуротомия – хирургическое рассечение комиссур, обычно при тяжелой форме эпилепсии. У животных полностью прекращается передача информации между полушариями. У больных улучшение здоровья, внешне не замечалось ухудшение интеллектуальных ф-й. В экспериментальных ситуациях они легко называли предмет, который ощупывали пр рукой. Если предмет перекладывали в правую руку,то они не могли назвать его, однако находили на ощупь. Исследования с помощью тахистоскопа (позволяет предъявить изображение на очень короткое время). При предъявлении изображения в ЛП, больные всегда точно называют его. Если в правое, то утверждают,что видели лишь вспышку, однако если предложить выбрать то,что они видели, испытуемые легко найдут его. Так в одном из исследований на правое полушарие было предъявлено изображение обнаженной женщины. Испытуемая покраснела и засмеялась, но не смогла это ничем объяснить. Проба Вада позволяет определить ведущее полушарие. В одну из сонных артерий вводят амитал-натрий, просят больного поднять руки и отсчитать назад тройками. Рука, противоположная стороне инъекции начинает падать. Если полушарие, в которое попадает амитал натрий доминирует по речи, то больной перестает считать. Оказалось, что у 95% праворуких центр речи в правом полушарии, у 5% одновременно в обоих. У 70% лр центр в левом, у 15 в правом, у остальных 15 в обоих. ЭЭГ: регистрировалась в симметричных точках головы при исполнении испытуемыми вербальных и пространственных тестов. При выполнении вербального задания в ЛП снижается альфа ритм, а при создании конструкции из кубиков – в правом.

 

Леворукость и праворукость. Наиболее  устоявшейся точкой зрения на происхождение леворукости(лр) и праворукости(пр) является представление о том, что рукость определяется в тот момент, когда происходит становление центра речи. Формирование центра речи в ЛП определяет пр, в правом-лр. ЛР может быть двух видов: наследственной и связанной с ранним повреждением ЛП в следствии травмы или какого то заболевания. В этом случае ПП берет на себя ф-ю ЛП. Переучивание лр на пр ведет к возникновению заикания, повторению сказанного другим и невротическим явлениям. Среди лр чаще встречается заикание, аутизм, речевые расстройства, психические заболевания. При анализе лр трудно определить наследственные и приобретенные факторы, так как лр родители могут передавать этот признак посредством жизненного опыта. Некоторые исследования показали, что лр связана с порядком рождения (четвертые и позднее).  Мозг леворуких обладает менее выраженной функциональной асимметрией по сравнению с пр. Предпочтение руки фиксируется с началом произнесения первых слогов. У детей дошкольного возраста наблюдается преобладание активности ПП. полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированны относительно сложных. Левое обрабатывает поступающую в мозг информацию последовательно, а правое - уелостно. Левое: решение задач аналитически и индуктивно, правое - синтетически и дедуктивно. Правое служит адаптации.Взаимодействие полушарий: сотрудничество (распределение нугрузки между полушариями); интеграция (сравнение информации, полученной разными полушариями)

 

- метаконтроль (не знаю, что это).

 

 

 

Психофизиологические  механизмы раннего онтогенеза. Критические  периоды раннего развития. Пример критического периода при формировании зрительного восприятия. Депривационные эксперименты.

 

 

 

В  процессе развития организм тесно взаимодействует  с окружающей средой, эффектив-ть его функции-я определяется морфофункциональной зрелостью физиологических систем. Разные системы и их функциональное объединение созревают на разных этапах пре и постнатальной жизни. Эта особенность называется гетерохронностью. Структуры мозга дифференцируются и растут, в них происходят качественные и количественные изменения. Кач-е выраж-ся в возникновении новых взаимоотн-й м-у стр-ми. Сами эти структуры отличаются высокой пластичностью и чувствительностью к внеш возд-м. Это есть критический период – ограниченный временной отрезок того или иного органа, когда внеш возд-е может необратимо нарушить процесс его развития.

 

Во внутриутробном периоде  различные отделы мозга созревают  неодновременно. Этот процесс продолжается и после рождения. Позднее всех формируются ассоциативные об-ти коры. Височно-теменно-затылочная об-ть коры БП участвует в процессах высшей интеграции при восприятии и узнавании сложных зрит-х образов. В течении 1ого года жизни она значительно растет в толщину. Другая особ-ть ассоциативн об-й коры – более позднее обособление корковых полей по сравнению с проекционными зонами. Клеточная дифференцировка в них полностью заканчивается лишь к 17-20 годам. Особенно долго созревают поля переднеассоциативной зоны лобной области. Наиболее длительные перестройки претерпевают ансамбли нейронов. Условием их формирования является созревание пирамидных нейронов и нейронных группировок. На первом году жизни интенсивно развиваются нейроны базальных отделов, что обусловлено созреванием в первую очередь афф. Связей.

 

Критические периоды. Существует два противоположных предст-я о влиянии средовых и биологич-х усл-й на развитие мозга. По современным данным развитие обучение ребенка идет неравномерно, а рывками, зависит от невидимых глазом процессов созревания, обнаруживающихся при резких сдвигах готовности к получению и переработке новой информации. Эта особенность требует обогащенной среды, т.е. присутствия в ней избыточной информации для неограниченного роста организма на каждом этапе. Эксперименты, поставленные на крысах позволили предположить, что развитие человека связано с критическими (сензитивными) периодами, в течении которых формирование той или иной ф-и зависит от наличия специфических для данной ф-и сигналов. Яркий пример такого периода – импринтинг – запечатлевания образа родителя и будущего сексуального партнера(исследования Лренца с гусятами – находился с ними первые 18 часов после рождения и после этого они не реагировали на свою мать).

 

При рождении ребенок  наделен большим кол-м безусловных р-в, что позволяет ему начать воспринимать, отбирать и организовывать информацию. Существуют готовые врожденные механизмы предвидения. Новорожденные поворачиваются по направлению к звуку, вращают глазами и головой, атавистические р-сы есть у них еще. В возрасте меньше, чем неделя младенцы отчетливо определяют цвет и форму предметов, могут имитировать выражения лиц др людей.

 

Критический период развития речи составляет первые три года жизни. Если ребенок до трехлетнего возраста не слышал человеческую речь, то никакие  условия не разовьют в нем СП-ть членозаздельно говорить. Огромное значение в раннем возрасте имеет возм-ть ребенка передвигаться. .поэтому дети, плотно спленутые в течении длительного времени, отстают в интеллектуальном развитии от детей, имеющих возм-ть свободно жвигать своими конечностями.Критический период в формировании инициативы – первые 4-6 месяцев после рождения (формирование самостоят-х д-й). Наличие критич-х периодов обусловлено образованием нервных связей между нейронами. Формируется нервная трубка, в которой интенсивно делятся клетки….

 

Нейронная организация  коры больших полушарий в онтогенезе. Роль среды в развитии нейронных  сетей. Закономерности структурного созревания мозга.

 

 

 

Школьные трудности  как результат закономерностей  онтогенетического развития психических  функций.

 

 

 

Психофизиологические  особенности старения в норме  и при патологии. Что можно  сделать для улучшения качества жизни пожилых людей с точки  зрения психофизиологии.

 

Существование организма  связанно с постоянным процессом  обновления, при котором все молекулы замещаются на новые. С возрастом этот процесс приводит к накоплению повреждений, что является причинами изменений, ведущих к болезням старости. Различают нормальное и патологическое старение. В норме с возрастом уменьшается масса мозга, происходит отрофия нейронов, расширяются желудочки, сглаживаются извилины. К специфическим болезням старости относят болезнь Альцгеймера, инсульты, болезнь Паркинсона. Большинство изменений становятся заметными после 50-60-70 лет.

 

Возрастные изменения  мозговой ткани. Основные изменения  мозговой ткани связаны с нейронами. После рождения ребенка они не делятся, а в различные критические  периоды происходит их массовая гибель. В большей мере нейроны теряют черное вещество и голубое пятно, что приводит к нарушениям моторных ф-й (особеннопри болезни Паркинсона). Значительные потери происх в гиппокампе, что отражается на плохой памяти пожилых людей., нарушение перевода инф-и из КП в ДП. Также изменяются функции нейронов – ухудщение обучения,памяти, эмоционального реагирования. Изменения в строении нейронов – нейрофибриллярные клубки – скопление пучков белковых элементов (болезнь Альцгеймера, слабоумие). Кора мозга – сокращения крупных нейронов. Таламус – сокращение и гибель отдельных нейронов; ствол мозга, миндалина, мозжечок.

 

Возрастные изменения  нейрональной мозговой ткани. В процессе старения изменяется внеклеточное пространство гиппокампа, коры и других отделов мозга. Они заполняются синильными бляшками(бета-амилоидные белки). Они появляются также в кровеносных сосудах этих областей и мозговых оболочках.

 

Старение ДНК. Система  восстановления ДНК к концу жизни  ослабляет  свою активность, в синтезе  белка начинают участвовать поврежденные фрагменты ДНК……С возрастом изменяется текучесть всех мембран, что влияет на скорость передачи информации в мозговой ткани.

 

 

Когнитивные функции. Ухудшение  памяти, снижение функции внимания, замедление темпа психической д-ти, трудности в формировании новых навыков и переработке пространственной информации.

 

Болезнь Альцгеймера. Старческое слабоумие после 65 лет. Хроническое  состояние умственной отсталости.Забывание своих намерений, имен знаковых, местоположения. Расстройство интеллекта, безразличие, отсутствие интереса. Вызвана мутацией гена предшественника бета-амилоидного белка. Ген локализован на 21й хромосоме

 

 

 

Сознание: определение. Психофизиология осознанных психических  процессов. Кома и измененные состояния  сознания. Локализация сознания. Теории сознания.

 

Сознание . До сих пор не существует однозначной трактовки сознания. Одни относят к сознанию состояние бодрствования (в этом значении слово сознание применяется и по отношению к животным). В более научном смысле под сознанием понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией,отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми.

 

Локализация сознания. В  процесс сознания включены многие области  мозга, но доминирующая роль принадлежит  новой коре. Зрительная информация от  рецепторов сетчатки поступает  в новую кору через верхние  бугры четверохолмия и таламус. Гиппокамп является центральной структурой, отвечающей за долговременное хранение информации. Он расположен так, что способен получать сигналы практически из всех областей ГМ и посылать собственные во многие из них. Принцип нейронной активности – сознание в любой момент соответствует популяциям активированных нейронов.

Информация о работе Предмет и задачи психофизиологии