Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат
1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед
1 Предмет и
задачи педагогики. Свое название
педагогика получила от
2. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы. Наблюдение –специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Изучение опыта –изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе научно–педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе. Эксперимент – это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
3.развитие человека
— это процесс становления
и формирования его личности
под влиянием внешних и
4. педагогическая
наука при рассматривании развития
личности огромное значение придает активности
самой личности, ее творческо-преобразующей
деятельности. В зависимости от этой активности
и внутренней позиции личности по отношению
к средовым и воспитательным (внешним)
воздействиям она может формироваться
в самых различных направлениях. Если
учащийся негативно относится к этим воздействиям,
он будет развиваться в направлении, прямо
противоположном тому, на которое его
ориентирует воспитатель. Например, педагог
при проверке знаний незаслуженно занизил
оценку школьнику, и последний обиделся.
В таком случае все призывы учителя к улучшению
успеваемости будут вызывать у учащегося
скрытое, а иногда и открытое противодействие.
И так бывает во всех случаях, когда воспитатель,
его педагогическое воздействие не находит
положительного отклика во внутренней
сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.Понимание
этого явления привело к тому, что все
воздействия и влияния, которые сказываются
на развитии и формировании личности,
стали делить на две группы - внешние и
внутренние. Средовые влияния и воспитание
относятся к внешним факторам развития
личности. Природные же склонности и влечения,
а также вся совокупность чувств и переживаний
человека, которые возникают под влиянием
внешних воздействий (среды и воспитания),
относятся к факторам внутренним. Развитие
и формирование личности является результатом
взаимодействия этих двух факторов. Вполне
понятно, что воспитание играет определяющую
роль в развитии личности только при условии,
если оно оказывает положительное влияние
на внутреннее стимулирование ее активности
в работе над собой. Именно эта активность
и собственное стремление растущего человека
к своему личностному совершенствованию
в конечном итоге и определяют его развитие.
Важным фактором в развитии выступает
личность самого ученика (или человека
вообще) как саморегулирующей, самодвижущей,
саморазвивающейся, самовоспитывающейся
персоны.Активность личности человека
видится в двух аспектах: чисто физическая
и психическая. На человека оказывает
влияние ряд факторов, обусловливающих
его активность. Первым из них выступает
его наследственность, определяющая его
атомно-физиологическую и психическую
организацию. Вторым фактором выступают
средовые условия. И третий фактор — это
воспитание в широком смысле слова. Оно
может оказать влияние на развитие физической
и психической активности через систему
специально организованного обучения
и собственно воспитания. Для школьников
— это воспитание, развитие познавательного
интереса к учению, формирование мотивации
учения, развитие мыслительной активности,
развитие системы ценностных ориентации,
духовных идеалов, духовных и материальных
потребностей.
5. воспитание в
развитии личности выступает
важным фактором наряду с
6. В совр педагогике
приняты след периодизации:младенчество – эмоциональное общение
- ранний возраст(младенчество) – предметно-орудийная д-ть- дошкольный–игра- млад школьный– учебная д-ть
- подросток– интимно0личностное
общение-ранняя юность– учебно-профессиональная
д-тьВоспит и образов должны соответствовать
возрастным этапам развития человека.
А.Я. Каменский первым, настоял на строгом
учёте возрастных особенностей. Он выдвинул
и обосновал принцип природосообразности.Как
в природе, все происходит своим чередом,
так и в обучении и воспитании все должно
соответствовать возрастным этапам развития,
Этот принцип является одним из основополагающих,
опираясь на него, учитель планирует нагрузку,
определяет благоприятный режим дня, труда,
выбор форм и методов обучения. Младший школьный возраст.
Биологически: замедляется рост, увеличивается
вес, идет развитие мышечной системы. Ребенок
быстро овладевает навыками письма. Все
ткани находятся в состоянии роста. Психика
и мозг также быстро развиваются. Познавательная
деятельность младшего школьника происходит
в процессе обучения. Сфера общения расширяется.
Восприятие и внимание характеризуются
неустойчивостью, но для них характерна
острая любознательность. Средний школьный возраст.
Физиологически: быстрое развитие организма,окостенение
скелета, развитие мышц. Неравномерное
развитие органов организма
влияет на поведение:
много жестикуляции, но движения
плохо скоординированы. Происходит
половое созревание. Старший школьный возраст.
Завершается физическое развитие. В данный
период происходит выработка убеждений,
мировоззрения. Данный период – период
самоутверждения. Юность -пора первой любви. Огромное
значение в процессе развития имеют воспитание,
среда, особенно обстановка - в семье.
7. Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагогического воздействия. Дошкольный возраст — это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. В период дошкольного детства начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т. п. К концу дошкольного детства у ребенка накапливаются некоторый социальный опыт и знания, определяющие его готовность к поступлению в школу. Младший школьный возраст —В процессе обучения и воспитания в начальной школе значительное развитие получают познавательные интересы. От учителя, применяемых им методов обучения и способов оценки успехов учащихся зависит, чтобы огромный интерес к познанию, с которым ребенок приходит в школу, получил подкрепление и дальнейшее развитие, а не оказался бы заторможенным порицаниями и плохими оценками. Под воздействием порицания или осуждения ребенок может потерять веру в свои силы и утратить имевшийся у него в самом начале интерес к учению. В силу большой внушаемости детей этого возраста авторитет родителей продолжает оставаться значительным. Авторитет же учителя практически всегда непререкаем, и поэтому сила воздействия его на личность младшего школьника чрезвычайно велика. Начало подросткового возраста совпадает с переходом ученика в IV класс, завершение — с окончанием восьмилетней школы. Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам. В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. В воспитании учащихся старшего школьного (юношеского) возраста роль учителя особенно возрастает. Это период активного формирования основ мировоззрения молодого человека, усвоения им системы научных, этических и эстетических представлений, взглядов и убеждений, которые должны затем служить руководством в выборе жизненного пути. В эти годы еще больше развивается чувство собственного достоинства молодого человека. Учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником.
8.Воспитание - это
социальное, целенаправленное создание
условий (материальных, духовных, организационных)
для усвоения новым поколением общественно-исторического
опыта с поставленной задачей подготовки
его к общественной жизни и производительному
труду. Категория "воспитание" - одна
из основных в педагогике. Выделяют воспитание
в широком социальном смысле, включая
в него влияние на личность общества в
целом, и воспитание в узком смысле - как
целенаправленную дело, призванную сформировать
систему качеств личности, взглядов и
убеждений. Воспитание часто трактуется
в ещё более локальном значении - как решение
какой-либо конкретной воспитательной
задачи (например, воспитание определенных
черт характера, познавательной активности
и т. д.). Таким образом, воспитание - это
целенаправленное формирование личности
на основе формирования 1) определенных
отношений к предметам, явлениям окружающего
мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как
проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное,
нравственное, физическое, трудовое, эстетическое
и т. д.). Разрабатывая
общую концепцию гуманизма, воспитывающего
обучения, направленного на формирование
полноценной активной личности, особое
внимательность обращается, по мнению
В.С. Мухиной, на формирование у ребенка
отношения к правам и обязанностям, принятым
в обществе. Специалисты предлагают идею
обращения обязанностей детей в их права,
осознание и понимание которых поднимает
самоуважение ребенка. Социализация - это процесс
усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый
в общении и деятельности. Социализация
может происходить как в условиях стихийного
воздействия на личность различных разнонаправленных
обстоятельств жизни, так и в условиях
образования и воспитания - целенаправленного,
педагогически организованного, планомерного
процесса и результата развития человека.
9.Традиционно
главным институтом воспитания
является семья. То, что ребенок
в детские годы приобретает
в семье, он сохраняет в