Предмет и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед

Файлы: 1 файл

1 Предмет и задачи педагогики.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

1 Предмет и  задачи педагогики.  Свое название  педагогика получила от греческих  слов paides — дети и ago — вести.  В дословном переводе «пайдагогос»  означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются педагогические процессы и которые объясняют педагогические явления, действительность. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.  

2. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы. Наблюдение –специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Изучение опыта –изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе научно–педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе. Эксперимент – это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

3.развитие человека  — это процесс становления  и формирования его личности  под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых  факторов. Развитие представляет  собой процесс физического, умственного  и нравственного роста человека  и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Советская педагогика внимательно изучает характер и механизмы этого взаимодействия, с тем чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие человека, каковы границы и возможности воспитания в преодолении неблагоприятных влияний и как следует более эффективно использовать все то, что благоприятствует целенаправленным воспитательным воздействиям. 
 
 
 
 
 
 
 

4. педагогическая  наука при рассматривании развития личности огромное значение придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие. Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей. 

5. воспитание в  развитии личности выступает  важным фактором наряду с наследственностью  и средой. Оно обеспечивает социализацию  личности, программирует параметры  ее развития с учетом многогранности  воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.  При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности. Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя. Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. В совр педагогике

 приняты след  периодизации:младенчество – эмоциональное общение

- ранний возраст(младенчество) – предметно-орудийная д-ть- дошкольный–игра-  млад школьный– учебная д-ть

- подросток– интимно0личностное  общение-ранняя юность– учебно-профессиональная д-тьВоспит и образов должны соответствовать возрастным этапам развития человека. А.Я. Каменский первым, настоял на строгом учёте возрастных особенностей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности.Как в природе, все происходит своим чередом, так и в обучении и воспитании  все должно соответствовать возрастным этапам развития, Этот принцип является одним из основополагающих, опираясь на него, учитель планирует нагрузку, определяет благоприятный режим дня, труда, выбор форм и методов обучения. Младший школьный возраст. Биологически: замедляется рост, увеличивается вес, идет развитие мышечной системы. Ребенок быстро овладевает навыками письма. Все ткани находятся в состоянии роста. Психика и мозг также быстро развиваются. Познавательная деятельность младшего школьника происходит в процессе обучения. Сфера общения расширяется. Восприятие и внимание характеризуются неустойчивостью, но для них характерна острая любознательность. Средний школьный возраст. Физиологически: быстрое развитие организма,окостенение скелета, развитие мышц. Неравномерное  развитие   органов организма   влияет   на   поведение:   много   жестикуляции,   но движения  плохо скоординированы.  Происходит  половое  созревание. Старший школьный возраст. Завершается физическое развитие. В данный период происходит выработка убеждений, мировоззрения. Данный период – период самоутверждения. Юность -пора первой любви. Огромное значение в процессе развития имеют воспитание, среда, особенно обстановка - в семье. 
 
 
 
 
 
 

7. Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагогического воздействия. Дошкольный возраст — это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. В период дошкольного детства начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т. п. К концу дошкольного детства у ребенка накапливаются некоторый социальный опыт и знания, определяющие его готовность к поступлению в школу. Младший школьный возраст —В процессе обучения и воспитания в начальной школе значительное развитие получают познавательные интересы. От учителя, применяемых им методов обучения и способов оценки успехов учащихся зависит, чтобы огромный интерес к познанию, с которым ребенок приходит в школу, получил подкрепление и дальнейшее развитие, а не оказался бы заторможенным порицаниями и плохими оценками. Под воздействием порицания или осуждения ребенок может потерять веру в свои силы и утратить имевшийся у него в самом начале интерес к учению. В силу большой внушаемости детей этого возраста авторитет родителей продолжает оставаться значительным. Авторитет же учителя практически всегда непререкаем, и поэтому сила воздействия его на личность младшего школьника чрезвычайно велика. Начало подросткового возраста совпадает с переходом ученика в IV класс, завершение — с окончанием восьмилетней школы. Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам. В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему. В воспитании учащихся старшего школьного (юношеского) возраста роль учителя особенно возрастает. Это период активного формирования основ мировоззрения молодого человека, усвоения им системы научных, этических и эстетических представлений, взглядов и убеждений, которые должны затем служить руководством в выборе жизненного пути. В эти годы еще больше развивается чувство собственного достоинства  молодого человека. Учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником.

8.Воспитание - это  социальное, целенаправленное создание  условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с поставленной задачей подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него влияние на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную дело, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). Разрабатывая общую концепцию гуманизма, воспитывающего обучения, направленного на формирование полноценной активной личности, особое внимательность обращается, по мнению В.С. Мухиной, на формирование у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Специалисты предлагают идею обращения обязанностей детей в их права, осознание и понимание которых поднимает самоуважение ребенка. Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека. 
 
 
 
 
 
 
 

9.Традиционно  главным институтом воспитания  является семья. То, что ребенок  в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность  семьи как института воспитания  обусловлена тем, что в ней  ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Задачи родителей:Найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Информация о работе Предмет и задачи педагогики