Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат
1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
• методы
организации деятельности и
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• методы
контроля, самоконтроля и самооценки
в воспитании. Выбор методов воспитания
не есть произвольный акт. Он подчиняется
ряду закономерностей и зависимостей,
среди которых первостепенное значение
имеют цель, содержание и принципы воспитания,
конкретная педагогическая задача и условия
ее решения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. Методика воспитания
не допускает стереотипных решений и даже
хорошего шаблона по определению.
15. Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» — воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями. В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа». С первых же шагов создания сети внешкольных учреждений и начала ведения внешкольной воспитательной работы с детьми появилась необходимость разработать научные основы и общие принципы этой работы, определить содержание, формы и методы работы по отдельным направлениям. Принято считать, что основным назначением внешкольной воспитательной работы является пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация их досуга.
Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету (сбор пожеланий) о том, чем бы ребята хотели заняться после уроков. Далее, очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, людям. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения и т. д.Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков. При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Очень важным условием
действенности всех видов внеучебной
воспитательной работы с учащимися
является обеспечение их единства,
преемственности и
16. Дидактика — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности.Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования. Дидактика как отрасль педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему».Из русских дореволюционных педагогов наибольший вклад в развитие дидактики внес К. Д. Ушинский.Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения. Основные категории дидактики: Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения.
Процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.
Принципы обучения
представляют собой систему важнейших
дидактических требований, соблюдая
которые можно обеспечить эффективное
функционирование учебного процесса.
Принципы обучения опираются на выявленные
научные закономерности и передовой
опыт педагогической деятельности. Например,
очень важным, универсально применимым
(т. е. применяемым в преподавании всех
дисциплин и в обучении учащихся всех
возрастов) является принцип наглядности,
требующий, чтобы все то, что можно в обучении
предоставить восприятию с помощью органов
чувств учащихся, было преподнесено им
именно таким образом, т. е. чтобы учащиеся
могли это новое увидеть, услышать, пощупать
и потрогать, почувствовать запах, вкус. Содержание
образования представляет собой систему
знаний, умений и навыков, овладение которыми
закладывает основы для развития и формирования
личности человека.
17. Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
Структура процесса обучения
Процесс двусторонний:
1) преподавание (деятельность учителя)
2) учение (ученика)
Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся). Результативный (оценка, самооценка)Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.
Дидактические принципы обучения
1) научность
2) проблемность
3) наглядность
4) активность и сознательность
5) доступность
6) систематичность и последовательность
7) прочности
связь теории с
практикой
18. Термин “метода” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обучения насчитывается несколько десятков (М.Н.Скаткин). И несмотря на долгую историю развития этого понятия и на многообразие самих методов, пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории методов обучения. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1)это способ деятельности учителя и учащихся; 2)совокупность приемов работы; 3)путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Классификация методов обучения. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По характеру
взаимной деятельности учителя
и учащихся - система методов обучения
И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный
метод, репродуктивный метод,
метод проблемного изложения,
частично-поисковый, или
3. По основным
компонентам деятельности
4. По сочетанию
внешнего и внутреннего в
25. Вспомогательные формы организации обучения. Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы.
Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а также в проведении профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам является добровольным. При этом состав факультатива остается стабильным в течение учебного года.
Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную программу. Обычно факультативные занятия сочетают лекции преподавателя с различными видами самостоятельной работы учащихся, такими как проведение небольших самостоятельных исследований, написание практических и реферативных работ, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий и др.
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях выполняет главным образом обучающую, чем контролирующую функцию.
Занятия в кружках и клубах являются постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности учащихся. Они также как и факультативные занятия осуществляются на основе определенной программы. Эти занятия тоже имеют добровольный характер. Кружковая и клубная работа должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и предусматривать развитие их инициативы, склонностей и способностей.
В настоящее время,
наряду с постоянно действующими формами
внеучебной деятельности, все большее
распространение в учебном процессе получают
такие эпизодические мероприятия, как
олимпиады, конкурсы, смотры, выставки
и т.п.
19. Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский). Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки: