Предмет и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед

Файлы: 1 файл

1 Предмет и задачи педагогики.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 Исходя из  вышесказанного, предлагаем систему  общих методов воспитания:

 • методы  формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

 • методы  организации деятельности и формирования  опыта общественного поведения  личности (приучение, метод создания  воспитывающих ситуаций, педагогическое  требование, инструктаж, иллюстрации  и демонстрации);

 • методы  стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

 • методы  контроля, самоконтроля и самооценки  в воспитании. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона по определению. 
 
 
 
 

15. Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» — воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями. В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа». С первых же шагов создания сети внешкольных учреждений и начала ведения внешкольной воспитательной работы с детьми появилась необходимость разработать научные основы и общие принципы этой работы, определить содержание, формы и методы работы по отдельным направлениям. Принято считать, что основным назначением внешкольной воспитательной работы является пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация их досуга.

Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности  воспитательного процесса. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету (сбор пожеланий) о том, чем бы ребята хотели заняться после уроков. Далее, очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, людям. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения и т. д.Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков. При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с учащимися  является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

16. Дидактика — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности.Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования. Дидактика как отрасль педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему».Из русских дореволюционных педагогов наибольший вклад в развитие дидактики внес К. Д. Ушинский.Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения. Основные категории дидактики: Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения.

Процесс обучения — это целенаправленный процесс  взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения представляют собой систему важнейших  дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное  функционирование учебного процесса. Принципы обучения опираются на выявленные научные закономерности и передовой опыт педагогической деятельности. Например, очень важным, универсально применимым (т. е. применяемым в преподавании всех дисциплин и в обучении учащихся всех возрастов) является принцип наглядности, требующий, чтобы все то, что можно в обучении предоставить восприятию с помощью органов чувств учащихся, было преподнесено им именно таким образом, т. е. чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус. Содержание образования представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека. 
 

17. Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.

Структура процесса обучения

Процесс двусторонний:

1) преподавание (деятельность  учителя)

2) учение (ученика)

Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и  задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся). Результативный (оценка, самооценка)Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.

Дидактические принципы обучения

1) научность

2) проблемность

3) наглядность

4) активность и  сознательность

5) доступность

6) систематичность  и последовательность

7) прочности

связь теории с  практикой 
 
 

18. Термин “метода” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обучения насчитывается несколько десятков (М.Н.Скаткин). И несмотря на долгую историю развития этого понятия и на многообразие самих методов, пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории методов обучения. В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1)это способ деятельности учителя и учащихся; 2)совокупность приемов работы; 3)путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Классификация методов  обучения. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру  взаимной деятельности учителя  и учащихся - система методов обучения  И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный  метод, репродуктивный метод,  метод проблемного изложения,  частично-поисковый, или эвристический,  метод, исследовательский метод.

3. По основным  компонентам деятельности учителя  - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы  методов обучения: а) методы организации  и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию  внешнего и внутреннего в деятельности  учителя и учащегося - система  методов М.И. Махмутова: включает  систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

25. Вспомогательные формы организации обучения. Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы.

Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а также в проведении профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам является добровольным. При этом состав факультатива остается стабильным в течение учебного года.

Факультатив работает по определенной программе, которая  не дублирует учебную программу. Обычно факультативные занятия сочетают лекции преподавателя с различными видами самостоятельной работы учащихся, такими как проведение небольших самостоятельных исследований, написание практических и реферативных работ, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий и др.

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях выполняет главным образом обучающую, чем контролирующую функцию.

Занятия в кружках  и клубах являются постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности учащихся. Они также  как и факультативные занятия  осуществляются на основе определенной программы. Эти занятия тоже имеют добровольный характер. Кружковая и клубная работа должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и предусматривать развитие их инициативы, склонностей и способностей.

В настоящее время, наряду с постоянно действующими формами внеучебной деятельности, все большее распространение в учебном процессе получают такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, конкурсы, смотры, выставки и т.п. 

19. Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский). Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.  Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.  В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки:

Информация о работе Предмет и задачи педагогики