Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат
1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед
Признаки репродуктивных | |||
1.Знания
учащимся предлагаются в “ |
1.Учитель не только сообщает знания, но и объясняет их. | 1.Уч-ся сознательно усваивают знания, понимают и запоминают их. Критерием усвоения является правильное воспроизведение(репродукция знаний) | Необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. |
Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной. В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Но при чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке. Структура репродуктивного
ПОНИМАНИЕ :
Задача
Восприятие материала Воспроизведение уровне умений)
Осмысление
Продуктивный
вариант обучения. Продуктивный
вариант учебной деятельности
содержит ряд элементов:
Сущность продуктивного метода обучения. |
1.учитель
вместе с учащимися |
2.знания
учащимся не сообщаются. Учащиеся
самостоятельно добывают их в
процессе разрешения( |
3.деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. |
4.учебный
процесс характеризуется |
20. Виды обучения.Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение.Традиционное обучение.Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Дистанционное обучение.Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.
Развивающее обучение.Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами. С термином развивающее обучение мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы.
21. Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени(уч.г) причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс - один год», возникла в начале 16 века в Европе. Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.Многочисленные реформы классно-урочной системы пытались преодолеть основной недостаток этой системы - неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.Самая решительная модернизация классно-урочной системы основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали систему в определённых социально-политических и экономических условиях.Примером преобразования классно-урочной системы, которая становится частной технологией в новой системе образования, предложена в проекте образования третьего тысячелетия - Эвристической образовательной среде , которая является инновационной образовательной метатехнологией, предназначенной для всех систем, ступеней, видов и типов образования. Эвр. об. ср. в своей основе содержит социокультурный фактор, который трактуется как детская культура или культура человека развивающегося. Эвр. об. ср. интегрирована в систему детской культуры, охватывающую все стороны жизни и деятельности современных детей.
22. Концепцию развивающего обучения реализует система диагностики.При диагностических исследованиях необходимо получение своевременной информации. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль будет носить развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровня его развития. Диагностика уровня обучаемости:
Обучаемость – индивидуальные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов ( восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь).Выделяются следующие уровни обучаемости:
Творческий (учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).
Продуктивный ( учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию).
Репродуктивно-творческий
( учащиеся умеют делать простые
обобщения, сцеплять простые выводы
в более сложные, овладевают материалом
в том объеме, который имеется
в учебнике, не внося нового; учебные
задания первоначально
Данная диагностика проводится следующими методами обучения: индивидуальные задания, формирование мобильных групп, различные формы творческих заданий, типовые задания, выполнение заданий по образцу, использование дополнительной информации, самостоятельные задания, дифференцированные виды заданий.
Диагностика фактического уровня обученности.
Фактический уровень обученности – это результат предшествующего обучения, а также условие успешности последующего обучения. Уровень обученности диагностируется на конечном этапе изучения какой-либо темы или произведения.
Основным видом
диагностики уровня обученности
по русскому языку является тест. Тестирование
дает более полноценную информацию,
чем обычный диктант по русскому языку.
Тестовые задания можно разработать с
учетом дифференцированного подхода:
сложные, средние, облегченные варианты.
Это поможет слабым учащимся выбрать пригодную
для них степень работы, а сильным учащимся
раскрыть свой потенциал и повысить уровень
работы над самореализацией.Основное
требование к тестовым заданиям - наличие
однозначного правильного ответа.
23. Тест – это кратковременное,
технически просто обставленное испытание,
проводимое в равных для всех испытуемых
условиях и имеющее вид такого задания,
решение которого поддается количественному
учету и служит показателем степени развития
к данному моменту известной функции у
данного испытуемого.Функции тестов: Обучающая
– происходит анализ результатов, и учитель
и ученик получают информацию, в результате
которой возможно изменение учебного
процесса;Воспитательная;
Тесты могут
быть итоговыми или
Тестирование
обладает следующими достоинствами:
большая объективность и, как следствие,
большее позитивное стимулирующее воздействие
на познавательную деятельность учащегося;исключается
воздействие негативного влияния на результаты
тестирования таких факторов как настроение,
уровень квалификации и др. характеристики
конкретного преподавателя;универсальность,
охват всех стадий процесса обучения;
24. Основные принципы обучения называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами: принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;принцип систематичности и последовательности;принцип наглядности;принцип доступности и посильности;принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
Принцип сознательности.ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения.
Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях.
Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
Также существуют
методические принципы, характерные
именно для обучения