Предмет и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед

Файлы: 1 файл

1 Предмет и задачи педагогики.doc

— 152.00 Кб (Скачать)
                      Признаки репродуктивных технологий
1.Знания  учащимся предлагаются в “готовом”  виде. 1.Учитель не только  сообщает знания, но и объясняет  их. 1.Уч-ся сознательно  усваивают знания, понимают и запоминают их. Критерием усвоения является правильное воспроизведение(репродукция знаний) Необходимая прочность  усвоения обеспечивается путем многократного  повторения знаний.

 Главное преимущество  данного метода – экономность.  Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.   В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Но при чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке. Структура репродуктивного

 ПОНИМАНИЕ :                         УСВОЕНИЕ:                    ОВЛАДЕНИЕ:

 Задача                                       Запоминание                Применение(на

Восприятие материала        Воспроизведение            уровне умений)

 Осмысление                                                                   Применение творческое

 Продуктивный  вариант обучения. Продуктивный  вариант учебной деятельности  содержит ряд элементов: логическое  и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.  Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.

Сущность  продуктивного метода обучения.
1.учитель  вместе с учащимися формулирует  проблему, разрешению которой посвящается  отрезок учебного времени.
2.знания  учащимся не сообщаются. Учащиеся  самостоятельно добывают их в  процессе разрешения(исследования) проблемы, сравнения различных вариантов  получаемых ответов. Средства  для достижения результата также  определяют сами учащиеся.
3.деятельность  учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.
4.учебный  процесс характеризуется высокой  интенсивностью, учение сопровождается  новым интересом, полученные знания  отличаются глубиной,прочностью,действенностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Виды обучения.Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение.Традиционное обучение.Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Дистанционное обучение.Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Развивающее обучение.Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами. С термином развивающее обучение мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы.

21. Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени(уч.г) причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс - один год», возникла в начале 16 века в Европе. Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.Многочисленные реформы классно-урочной системы пытались преодолеть основной недостаток этой системы - неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.Самая решительная модернизация классно-урочной системы основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали систему в определённых социально-политических и экономических условиях.Примером преобразования классно-урочной системы, которая становится частной технологией в новой системе образования, предложена в проекте образования третьего тысячелетия - Эвристической образовательной среде , которая является инновационной образовательной метатехнологией, предназначенной для всех систем, ступеней, видов и типов образования. Эвр. об. ср. в своей основе содержит социокультурный фактор, который трактуется как детская культура или культура человека развивающегося. Эвр. об. ср. интегрирована в систему детской культуры, охватывающую все стороны жизни и деятельности современных детей.

22. Концепцию развивающего обучения реализует система диагностики.При диагностических исследованиях необходимо получение своевременной информации. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль будет носить развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровня его развития. Диагностика уровня обучаемости:

Обучаемость – индивидуальные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов ( восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь).Выделяются следующие уровни обучаемости:

Творческий (учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).

Продуктивный ( учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию).

Репродуктивно-творческий ( учащиеся умеют делать простые  обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется  в учебнике, не внося нового; учебные  задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).

Данная диагностика  проводится следующими методами обучения: индивидуальные задания, формирование мобильных групп, различные формы  творческих заданий, типовые задания, выполнение заданий по образцу, использование дополнительной информации, самостоятельные задания, дифференцированные виды заданий.

Диагностика фактического уровня обученности.

Фактический уровень  обученности – это результат  предшествующего обучения, а также  условие успешности последующего обучения. Уровень обученности диагностируется на конечном этапе изучения какой-либо темы или произведения.

Основным видом  диагностики уровня обученности  по русскому языку является тест. Тестирование дает более полноценную информацию, чем обычный диктант по русскому языку. Тестовые задания можно разработать с учетом дифференцированного подхода: сложные, средние, облегченные варианты. Это поможет слабым учащимся выбрать пригодную для них степень работы, а сильным учащимся раскрыть свой потенциал и повысить уровень работы над самореализацией.Основное требование к тестовым заданиям - наличие однозначного правильного ответа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23. Тест – это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.Функции тестов: Обучающая – происходит анализ результатов, и учитель и ученик получают информацию, в результате которой возможно изменение учебного процесса;Воспитательная;Контроль – контролируется текущая и итоговая успеваемость, эффективность методов обучения.Учебно-организационная – осуществляется прогноз успешности обучения, диагноз пробелов, определение общего владения языком.Исследовательская-              возможна дополнительная обработка результатов тестирования, для         определения качества самого тестирования. Тесты делятся на: языковые (измеряют лингвистическую компетенцию: лексические, грамматические);речевые (тесты по чтению, тесты понимания на слух):традиционные выявляют навыки и умения чтения, аудирования и письма с помощью вопросно-ответных заданий;прагматические – это тесты на восстановление речевого отрезка;коммуникативные – это тесты устной речи, они различаются степенью коммуникативности.

 Тесты могут  быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты  предназначены, для того чтобы  объективно подтвердить достигнутый  учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

 Тестирование  обладает следующими достоинствами: большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;универсальность, охват всех стадий процесса обучения;многофункциональность, позволяющая быстрее понять, как дальше работать с данным учеником; В то же время, тестовый контроль имеет и недостатки: большая кропотливая работа над созданием теста;значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов и т.д. Одной из основных проблем тестового контроля является то, что испытуемому дается весь языковой материал, в том числе и тот, который представляет собой правильный ответ и который испытуемый должен лишь узнать (увидеть или услышать). Другими словами, в основе выполнения тестового задания лежит узнавание, а убедительных данных, определяющих условия, при которых узнавание свидетельствует о том, что испытуемый может воспроизвести эту же единицу самостоятельно, пока нет.

24. Основные принципы обучения называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами: принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;принцип систематичности и последовательности;принцип наглядности;принцип доступности и посильности;принцип учета возрастных особенностях обучаемых;

Принцип сознательности.ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения.

Принцип активности.  Этот принцип предполагает сообщение  учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком.

Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях.

Принцип систематичности  подразумевает концентрическое  усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.

Принцип доступности  и посильности реализуется в  делении учебного материала на этапы  и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

 Также существуют  методические принципы, характерные  именно для обучения иностранному  языку. Их разделяют на общеметодические и частнометодические принципы.

Информация о работе Предмет и задачи педагогики