Предмет и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед

Файлы: 1 файл

1 Предмет и задачи педагогики.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 В общении  вырабатываются принципы общения:

Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой  он есть.

Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка  на проблемы, принимает его позицию.

Равенство-предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

10.Природа не  создает человека как целостной  личности, она лишь закладывает  основы и создает предпосылки  для ее формирования. Воспитание - социально и педагогически организованный процесс формирования человека как личности.

Мотивы воспитания - побудительная причина действий и поступков человека. В процессе воспитания педагог должен постоянно заботиться о формировании у детей определенных мотивов самовоспитания через актуализацию необходимых потребностей. Постепенно в процессе усвоения знаний, приобретения социального опыта каждая личность самостоятельно начинает осознавать потребности, которые стимулируют внутренние побудительные силы - мотивы, программирует процесс самовоспитания.

Структура процесса воспитания предусматривает:

1. Овладение знаниями, нормами и правилами поведения.  Это первый этап вхождения  в систему воспитательного воздействия,  на котором действуют нормы,  правила, особенности жизненного  поведения. Человек (ребенок) становится членом определенной социальной системы (семьи, коллектива), где уже действуют определенные правила, нормы, которых ей придется соблюдать.

2. Формирование  чувств (устойчивых эмоциональных  отношений человека к явлениям  действительности). Они способствуют трансформации определенных действий личности из сферы умственного восприятия в сферу эмоциональных переживаний, что делает их устойчивыми, и активизации психических процессов человека;

3. Формирование  убеждений (интеллектуально-эмоционального отношения субъекта к любому знанию как к истинному (или неистинного). Убеждения, основанные на истинных знаниях, будут, с одной стороны, своеобразным мотивом деятельности, а с другой - «стержнем» поведения личности. Поэтому воспитание детей и есть формирование у них психологического «стержня», без которого личность будет безвольным, лишенной собственного «Я».

4. Формирование  умений и привычек поведения.  Формирование умений (усвоенного  способа выполнения действий, основанного  на совокупности имеющихся знаний и навыков) и привычек (склонности человека к относительно устоявшихся способов действий) требует постепенности и систематичности упражнения, посильности и целесообразности поставленных требований, их соответствия уровню развития учащихся. Оно связано с активной деятельностью личности в сфере реальных жизненных ситуаций.

 Воспитание  является сложным, многогранным  процессом, в котором тесно  переплетены внутренние (касающихся  личности воспитанника) и внешние  (касающиеся воспитательной среды)  противоречия. Структурными элементами процесса воспитания есть цель, задачи, закономерности, принципы, методы, средства, результаты воспитания и их корректировки.  
 

11. Основные требования к личности педагога. Трудно представить себе другую деятельность, такую же разнообразную и требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются значительной важностью и исключительной оригинальностью педагогической деятельности. Первым требованием к профессиональному педагогу – это наличие педагогических способностей. Вторая характерная черта педагогической деятельности – это многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс затрагивает семью, школу, внешкольные учреждения и.т.д. Поэтому педагогу нужно иметь в распоряжении время для самосовершенствования, постоянного повышения своей квалификации. Третья особенность процесса воспитания – это его длительность. Невозможно быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Терпение и оптимизм – это основные профессиональные качества педагога. Четвертая специфическая черта воспитательного процесса - концентризм в содержании воспитательной работы. Это значит, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности доводится неоднократно возвращаться. Пятая специфическая черта воспитания заключается в активном двустороннем процессе. Воспитанник - это объект и субъект воспитания. Поэтому главная цель педагога - воспитать у учащихся устойчивую потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Шестая особенность воспитания заключается в том, что последствия данного процесса неприметны для внешнего восприятия. Поэтому педагог обязан быть чрезвычайно скромным человеком, не только для того чтоб служить надлежащим примером своим воспитанникам, а также для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, происшествиях незаслуженного отношения к себе. И, последняя, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, которая устремлена в будущее. : быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования.

Специальность педагога вынуждает большого нервного и физического  усилия, а поэтому, как это ни кажется  странным, предъявляет очень большие  требования к здоровью. При работе педагога необходимо иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение, способности долго стоять, много ходить, легко двигаться. Нервная нагрузка у людей педагогических профессий весьма высока. Вероятно, поэтому долгожители среди педагогов редко встречаются. Особой важностью для педагога является обладание выдержкой, находчивостью, быстротой реакции и одновременно эмоциональная сдержанность, умением обладать своими эмоциями. Педагогу следует одеваться как большинство своих добропорядочных сверстников. Основное требование к педагогу, качество, определяющее выбор данной профессии – естественно, душевная доброта, нужда в общении с людьми, интерес к их жизни, почтение к личности любого человека.

12. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам,организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процессавоспитания. характеризуем требования, предъявляемые к  принципам воспитания: 1. Обязательность 2. Комплексность. 3. Равнозначность. Современная отечественная система воспи­тания

руководствуется следующими принципами:

— общественная направленность воспитания;

—      связь воспитания с жизнью, трудом

—      -опора на положительное в воспитании;

-гуманизация воспитания;

-личностный подход;

-единство воспитательных воздействий.

Во время воспитания в первую очередь необходимо развивать в ребенке личность, поощрять его индивидуальность. Но нельзя забывать и об общепринятых ценностях – правилах поведения, моральных и нравственных ценностях, которые помогут ребенку в будущем легко вливаться в коллектив и общество, быть самостоятельным и уметь действовать определенным образом. В процессе воспитания есть свои нюансы и правила. Во-первых, нужно быть ласковыми по отношению к ребенку. Ласка позволяет малышу чувствовать себя защищенным, уверенным в себе.

Во-вторых, требования родителей должны быть постоянны, не меняться в зависимости от настроения, и соответствовать возможностям ребенка. Нельзя требовать от него выполнения непосильных задач. Это формирует  волю ребенка, его целеустремленность.

В-третьих, нужно  дать малышу возможность самостоятельно оценивать собственные поступки. Даже если он совершает ошибку, не спешите  его останавливать, дайте ему  довести дело до конца и объясните, что именно он сделал не так. Это  способствует накоплению бесценного опыта и повышению самооценки.В-четвертых, воспитание детей должно строиться таким  образом, чтобы сформировать у ребенка потребность к знаниям. Речь идет не только о школьных дисциплинах, но и об окружающем мире. Ребенок должен понять, что он может познать мир, открыть что-то новое и увлекательное, сделать важное открытие. Именно от воспитания зависит восприятие ребенком окружающей действительности, его отношение к себе и окружающим людям, становление его личности.

 13.Влияние коллектива на развитие личности. Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Сделаем вывод: как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д. Идеал взаимоотношений - гармонизация личности и коллектива. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения. Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для недавней нашей школы, - сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути. Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии. 
 
 
 
 
 

Педагогическое  руководство коллективом. Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Эффективность управления определяется учетом особенностей коллектива и его возможностей самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как 2 взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика. Пути достижения этой интеграции:

• использования  комплекса педагогических воздействий  на коллектив;

• постоянной и  многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

• создания таких  ситуаций в жизни коллектива, которые  способствуют его положительному влиянию  на отдельных членов;

• расширения функций  ученического самоуправления;

• объединения  усилий всех тех, кто участвует в  работе с коллективом. Стили руководства коллективом. К.Левин выделил 3 стиля руководства (лидерства):

• авторитарный - жесткие способы управления;

• демократичный - коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;

• попустительский (либеральный) - отказ от управления, устранение от руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

 Методы воспитания  и методические приемы тесно  связаны между собой, могут  совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

 Классификация  методов обучения помогает выявить  общее и особенное, существенное  и случайное, теоретическое и  практическое и тем самым способствует  целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Информация о работе Предмет и задачи педагогики