Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:06, реферат
1 Предмет и задачи педагогики. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». , предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым осуществляются пед
В общении
вырабатываются принципы
Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
Равенство-предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
10.Природа не
создает человека как
Мотивы воспитания - побудительная причина действий и поступков человека. В процессе воспитания педагог должен постоянно заботиться о формировании у детей определенных мотивов самовоспитания через актуализацию необходимых потребностей. Постепенно в процессе усвоения знаний, приобретения социального опыта каждая личность самостоятельно начинает осознавать потребности, которые стимулируют внутренние побудительные силы - мотивы, программирует процесс самовоспитания.
Структура процесса воспитания предусматривает:
1. Овладение знаниями,
нормами и правилами поведения.
2. Формирование чувств (устойчивых эмоциональных отношений человека к явлениям действительности). Они способствуют трансформации определенных действий личности из сферы умственного восприятия в сферу эмоциональных переживаний, что делает их устойчивыми, и активизации психических процессов человека;
3. Формирование
убеждений (интеллектуально-
4. Формирование умений и привычек поведения. Формирование умений (усвоенного способа выполнения действий, основанного на совокупности имеющихся знаний и навыков) и привычек (склонности человека к относительно устоявшихся способов действий) требует постепенности и систематичности упражнения, посильности и целесообразности поставленных требований, их соответствия уровню развития учащихся. Оно связано с активной деятельностью личности в сфере реальных жизненных ситуаций.
Воспитание
является сложным,
11. Основные требования к личности педагога. Трудно представить себе другую деятельность, такую же разнообразную и требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются значительной важностью и исключительной оригинальностью педагогической деятельности. Первым требованием к профессиональному педагогу – это наличие педагогических способностей. Вторая характерная черта педагогической деятельности – это многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс затрагивает семью, школу, внешкольные учреждения и.т.д. Поэтому педагогу нужно иметь в распоряжении время для самосовершенствования, постоянного повышения своей квалификации. Третья особенность процесса воспитания – это его длительность. Невозможно быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Терпение и оптимизм – это основные профессиональные качества педагога. Четвертая специфическая черта воспитательного процесса - концентризм в содержании воспитательной работы. Это значит, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности доводится неоднократно возвращаться. Пятая специфическая черта воспитания заключается в активном двустороннем процессе. Воспитанник - это объект и субъект воспитания. Поэтому главная цель педагога - воспитать у учащихся устойчивую потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Шестая особенность воспитания заключается в том, что последствия данного процесса неприметны для внешнего восприятия. Поэтому педагог обязан быть чрезвычайно скромным человеком, не только для того чтоб служить надлежащим примером своим воспитанникам, а также для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, происшествиях незаслуженного отношения к себе. И, последняя, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, которая устремлена в будущее. : быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования.
Специальность педагога вынуждает большого нервного и физического усилия, а поэтому, как это ни кажется странным, предъявляет очень большие требования к здоровью. При работе педагога необходимо иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение, способности долго стоять, много ходить, легко двигаться. Нервная нагрузка у людей педагогических профессий весьма высока. Вероятно, поэтому долгожители среди педагогов редко встречаются. Особой важностью для педагога является обладание выдержкой, находчивостью, быстротой реакции и одновременно эмоциональная сдержанность, умением обладать своими эмоциями. Педагогу следует одеваться как большинство своих добропорядочных сверстников. Основное требование к педагогу, качество, определяющее выбор данной профессии – естественно, душевная доброта, нужда в общении с людьми, интерес к их жизни, почтение к личности любого человека.
12. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам,организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процессавоспитания. характеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания: 1. Обязательность 2. Комплексность. 3. Равнозначность. Современная отечественная система воспитания
руководствуется следующими принципами:
— общественная направленность воспитания;
— связь воспитания с жизнью, трудом
— -опора на положительное в воспитании;
-гуманизация воспитания;
-личностный подход;
-единство воспитательных воздействий.
Во время воспитания в первую очередь необходимо развивать в ребенке личность, поощрять его индивидуальность. Но нельзя забывать и об общепринятых ценностях – правилах поведения, моральных и нравственных ценностях, которые помогут ребенку в будущем легко вливаться в коллектив и общество, быть самостоятельным и уметь действовать определенным образом. В процессе воспитания есть свои нюансы и правила. Во-первых, нужно быть ласковыми по отношению к ребенку. Ласка позволяет малышу чувствовать себя защищенным, уверенным в себе.
Во-вторых, требования родителей должны быть постоянны, не меняться в зависимости от настроения, и соответствовать возможностям ребенка. Нельзя требовать от него выполнения непосильных задач. Это формирует волю ребенка, его целеустремленность.
В-третьих, нужно
дать малышу возможность самостоятельно
оценивать собственные
13.Влияние коллектива
на развитие личности. Вопрос об отношениях коллектива
и личности - один из ключевых, и в условиях
демократизации воспитания, соблюдения
прав и свобод человека он приобретает
особую важность. Процесс включения ученика
в систему коллективных отношений сложный,
неоднозначный, нередко противоречивый.
Прежде всего необходимо отметить, что
он глубоко индивидуален. Сделаем вывод: как сложатся
отношения личности и коллектива, зависит
не только от качеств самой личности, но
и от коллектива. Научными исследованиями
выделены три наиболее распространенные
модели развития отношений между личностью
и коллективом: 1) личность подчиняется
коллективу (конформизм); 2) личность и
коллектив находятся в оптимальных отношениях
(гармония); 3) личность подчиняет себе
коллектив (нонконформизм). В каждой из
этих общих моделей выделяется множество
линий взаимоотношений, например: коллектив
отвергает личность; личность отвергает
коллектив; сосуществование по принципу
невмешательства и т. д. Идеал взаимоотношений -
гармонизация личности и коллектива. В этом
случае между личностью и коллективом
никаких противоречий нет. Каждый член
коллектива заинтересован в существовании
дружного длительного объединения. Типичная
модель отношений личности и коллектива,
характерная для недавней нашей школы,
- сосуществование. Личность и коллектив
сосуществуют, соблюдая формальные отношения,
называясь при этом коллективом, но не
будучи им по сути. Разумеется, рассмотренными
моделями не исчерпывается все огромное
многообразие отношений личности и коллектива,
к анализу которого в каждом конкретном
случае надо подходить во всеоружии знания
психологических механизмов мотивации
деятельности и поведения личности, а
также закономерностей социальной педагогики
и психологии.
Педагогическое руководство коллективом. Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Эффективность управления определяется учетом особенностей коллектива и его возможностей самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как 2 взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика. Пути достижения этой интеграции:
• использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;
• постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
• создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;
• расширения функций ученического самоуправления;
• объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом. Стили руководства коллективом. К.Левин выделил 3 стиля руководства (лидерства):
• авторитарный - жесткие способы управления;
• демократичный - коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;
• попустительский
(либеральный) - отказ от управления,
устранение от руководства.
14. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
Классификация
методов обучения помогает