Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:55, доклад
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений.
Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.
Основным путем
Организм человека справляется со стрессом тремя путями.
1. Стрессоры анализируются в
2. Стрессор оказывает влияние
и на вегетативную нервную
систему. Учащается пульс,
3. Из анализаторных отделов коры
сигналы поступают в
Наиболее продолжительные
Все эти биохимические и
Психофизиология памяти. Роль памяти и забывания. Виды научения. Виды памяти, нейронные механизмы памяти.
Научение – процесс, при помощи которого индивид приобретает новые знания, а память – механизм, позволяющий эти знания сохранить в течении длительного времени. Научение и память играют центральную роль в формировании личности, чувства индвидуальности, приспособления к окр среде. Благодаря памяти чел воссоздает свое прошлое, идентифицирует себя в настоящем, что позволяет ему прогнозировать будущее.
Энграмма – след памяти, сформированный в процессе научения. ЕЕ механизм: 1. Привыкание – уменьшение реакции при повторении (угасание) ориентировочого рефлекса; сенситизация – увеличение силы реакции при повторном действии раздражителя, снижение порога.
Хеб: энграмма сначала в неустойчивом состоянии (кратковрем память), затем сост консолидации (переход в долговременную память)
Антероградная амнезия – неспособность сформировать энграммму после воздействия, ретроградная –утрата памяти на опред события в период, предшествующий воздействию
Виды памяти
Модально-специфические виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная.
1. Образная память (аффективная)
2. Эмоциональная память
3. Словесно-логическая
Здесь должно быть по какому способу!!Нигде нет(
1. Имплицитная
(процедурная) память – на
2. Эксплицитная (декларативная) – осознана, на основе сознания
1) Эпизодическая (на события)
2) Семантическая (смысловая)
По долговременности:
1. Иконическая (сенсорная) память 350-400 м или сек от 12 до 20 элементов
2. Кратковременная (оперативная) 12 сек до нескоьких дней, Хранятся 7 плюс\минус 2 элемента КВД
3. Долговременная (декларативная) – года ДВП.: эксплицитная, имплицитная.
3 сост процесса памяти: 1)фиксация (запомнить), 2) зранение (помнить), 3) вспомнить.
На запоминание влияют: эмц окраска, новизна, повторение, ритмичность воздействия (стихи), ароматичесие воздействия, уровень питания мозга.
Способствуют забыванию: интерференция (наложение одной на др), неиспользование, возраст, тип информации (моторная дольше всех), подавление инфо (аффектов).
Нарушения:
1. Гипамнезия (ослабление)
2. Амнезия: Антероградня, ретроградня
3. Гиперамнезия (избыточная)
4. Парамнезия (ложное воспроизведение того, что не было)
5. Криптоамнезия (присвоние себе чужой инфо)
Нейронные механизмы оперативной памяти (ОП)
Оперативная память связана с хранением информации, необходимой для решения кокретной задачи, в течении времени, кот требуется для ее решения. Тем не менее она отлич от кратковрем памяти тем, что к оперативой памяти относятся только те следы, кот были воспроизведены, а в кр и вопроизв, и невоспроив инфо. В ОП характерно сочетание сиюминутного сознания и и мгновенного воспоминания о накопленной ранее инфо.
Пример : операция перноса при вычеслении в уме, планирование шахматных ходов.
Ифно из ОП может перейти в долговременную, если позднее будет прочно зафиксирована, или может исчезнуть, не оставив следа.
Особое значению играют префронтальные области коры – функционирует как посредник между памятью и действием. Повреждение этой области мозга не наносит ущерба знаниям о внешнем мире, но нарушает способность осознавать эти знания и пользоваться ими. Вспомогательное значение играют те области с кот она активно связана (гиппокамп, нижняя часть теменной коры, таламус)
Особенности формирования имплицитной и эксплицитной памяти.
Инфо в экс памяти может храниться бесконечно долго, тогда как следы импл памяти склонны угасать при отсутствии использования
Эксп память связана с быстрым осознанным обучением. С ее помощью чел чел различает знакомы и незнакомые события. Структуры, обеспечивающие функционирование этого типа памяти находятся в височных областях мозга. В настоящий момент считается, что эксп память на нейронном уровне представлена препостсинатическим совпадением активности нейрона. Этот ассоциативный механизм действует в гиппокампе.
Имплицитная память – связана с медленным обучением, при кот испытуемый иногда сам не знает, чему и как он обучился. В этом типе обучения участвуют сенсорные и моторные области мозга, непосредственно контролирующие сенсорные входы и двигательную активность, кот сочетаются в этом или ином задании. На нейронном уровне имплицитная память обусловлена премодулирующим ассоциативным механизмом, при кот условный и безусловный раздражители представлены внутри одной клетки конвергенцией двух сигналов (напр, кальция и серотонина) на одном и том же ферменте.
Психофизиологические теории памяти. Биохимические механизмы памяти и забывания. Запоминание эмоционально окрашенной информации.
Хебб, предложил термин ДП и КП
КП – циркуляция возбуждения по замкнутым цепям нейронов, затем, ДП- изменения в синапсах, структурные изменения. Создается цепочка, кот возбуждаются целиком, если возбужден один нейрон.
2.Синаптическая (роль синапсов) Линч и Видри. Повторная импульсация нейронов, связ с процессом запоминания, следовательно, увели ионов кальция в мемране, следовательно, расцепление белков мембраны, затем, появление глутомат-рецепторов, следовательно, увеличение проводимости синапсов. Кроме увеличения проводимости еще новые соединения (нов синапсы) и увелич длина синапсов, следовательно, появление энграмм.
3. Реверберационная теория. Форм замкнутые нейронные цепи (даже из одного нейрона) – нейронные ловушки.
4. Теория каскада молекулярных реакций (Кендал)
1) для КП – ковалентная модификация белков мембраны в месте синапса (белки меняют свою конфигурацию), от неск мин до неск часов.
2) на промежуточном уровне – фосфорирование белков, часы
3) уровень ДП – вкл ранее не работающие гены, синтезир белки, кот и сохраняют инфо, дльше, чем на день. Успешность обучения зависит от эффектов работы этих генов, обеспеч обучение.
Роль медиаторов в обучении: Холинэргические (инф сост обучения) и моноаминэргические системы (за эмоц и мотивац составляющую).
Речь. Психологические теории развития речи в онтогенезе. Функции речи, роль коры и подкорковых структур в формировании речевых процессов.
Речь – специфически человеческий феномен, средство общения. Свойственная только для человека форма существования языка (Язык – система знаков, с помощью которой передается информация).Человеческая речь включает в себя два аспекта. С одной стороны это сп-ть произносить слова и формулировать фразы. С другой стороны – способность понимать слова других и формировать понятия.
Функциональная ассиметрия и мозг.Речь – латерализованная функция. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей степени связано с ф-й речи. Левой полушарие отвечает за обработку и анализ поступающей речи. Также контролирует последовательность речевых движений для воспроизводства звуков.
Роль подкорковых структур в порождении речи. Задняя пресильвиева область – нарушение связывания фонем и отбор форм слова, не удается произносить некоторые слова, заменяют их сущ-ми. Передняя пресильвиева область ответственна за ритм речи и грамматику. С поражением этой части говорят без интонации, делают большие паузы, путаются в грамматике. С поражением переднее и средневисочных областей коры с трудом употребляют имена нарицательные, быстро и правильно воспринимают цвета. Лобная и теменная кора – использование глаголов. Лимбическая система участвует в порождении речи.
Теории развития речи. 1. Теории специфичных для формирования речи врожденных способностей («изнутри наружу»); 2. Теории неспецифичных для формирования речи врожденных способностей («снаружи-внутрь»). Теория Выготского (1. Выучивание слов, натуральная; 2. Накопление примитивного опыта, относительно важнейших св-в психич операций, овладение грамматическими структурами)
Развитие дыхательных
органов для возникновения
Сначала сигнал обрабатывается слуховой системой, потом первичная слуховая кора(зона Вернике) – понимание смысла слова, формирование речевого ответа, потом зона Брока, потом лицевая мускулатура и произнесение слова.
Речь и асимметрия полушарий. Нарушения речи.
Афазия Вернике. Нарушения в средней и задней части верхней височной извилины левого полушария. Затрудненной понимание внешней устной речи, нет проблем с артикуляцией. Плавная, беглая, грамматически правильная речь бессодержательна, несмотря на то, что они понимают, что должны сказать. Верхняя височная извилина является областью слуховой ассоциативной коры, обеспечивающая узнавание звуков. Включает в себя три вида речевых расстройств: нарушения узнавания воспринятыхслов, утрата понимания значения слов, неспособность выразить свою мысль в словах.
Роль подкорковых структур в порождении речи. Задняя пресильвиева область – нарушение связывания фонем и отбор форм слова, не удается произносить некоторые слова, заменяют их сущ-ми. Передняя пресильвиева область ответственна за ритм речи и грамматику. С поражением этой части говорят без интонации, делают большие паузы, путаются в грамматике. С поражением переднее и средневисочных областей коры с трудом употребляют имена нарицательные, быстро и правильно воспринимают цвета. Лобная и теменная кора – использование глаголов. Лимбическая система участвует в порождении речи.
Психофизиология мышления. Нейронные корреляты мышления. Принятие решения.
Мышление человека связано с двумя процессами, определяющими эффективность адаптации его к окружающей действительности. Это процессы формирования понятий и решение возникающих задач с использованием этих понятий. В понятии фиксируется обобщенное представление об объектах внеш мира или внутренних процессах. Таким образом М позволяет производить результат, который отсутствует в окружающей реальности и получать новые знания. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Взависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологической и логическое М. При логическом М отдельные высказывания формируют общее суждение, используется дедукция и индукция, обязательна проверка результата. В противопложность ему, мифологическое М не расчленяет объект на признаки, игнорирует факты. Другой тип классифиувции выделяет Теоретическое и практической М.