Предмет и задачи психофизиологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:55, доклад

Краткое описание

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений.

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психофизиологии.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

 

Итак, в самом общем  виде условия возникновения реакции  на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию  — объективную (в коре больших  полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.

 

          Основным путем распространения  стрессогенной реакции в организме является вегетативная нервная система и, в первую очередь, ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

 

          Организм человека справляется  со стрессом тремя путями.

 

          1. Стрессоры анализируются в высших  отделах коры головного мозга,  после чего определенные сигналы  поступают к мышцам, ответственным  за движения, подготавливая организм  к ответу на стрессор.

 

          2. Стрессор оказывает влияние  и на вегетативную нервную  систему. Учащается пульс, повышается  давление, растет уровень эритроцитов  и содержание сахара в крови,  дыхание становится частым и  прерывистым. Тем самым увеличивается  количество поступающего к тканям  кислорода. Человек оказывается  готовым к борьбе или бегству.

 

          3. Из анализаторных отделов коры  сигналы поступают в гипоталамус  и надпочечники. Надпочечники регулируют  выброс в кровь адреналина, который  является общим быстродействующим  стимулятором. Гипоталамус передает  сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам,  в результате возрастает синтез  гормонов и их выброс в кровь.  Гормоны, в основном, осуществляют  медленнодействующую защиту организма.  Они изменяют водно-солевой баланс  крови, повышая давление, стимулируют  быстрое переваривание пищи и  освобождают энергию; гормоны  повышают число лейкоцитов в  крови, стимулируя иммунную систему  и аллергические реакции.

 

          Наиболее продолжительные соматические  реакции на стресс являются  результатом активации "эндокринных  осей". Этим термином обозначают  эндокринные пути, по которым  осуществляется реакция на стресс. Существуют три основные "эндокринные  оси", которые вовлекаются в  стрессовую реакцию человека: адрено-кортикальная, соматотропная и тироидная. Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Показано, что эти оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но, как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

 

          Все эти биохимические и физиологические  изменения мобилизуют организм  на "борьбу" или "бегство". Когда конфликтная ситуация требует  немедленного ответа, адаптивные  механизмы работают четко и  слаженно, биохимические реакции  ускоряются, а следующие за ними  функциональные изменения в органах  и тканях позволяют организму  реагировать на угрозу с удвоенной  силой.

 

 

Психофизиология памяти. Роль памяти и забывания. Виды научения. Виды памяти, нейронные механизмы памяти.

 

 

 

Научение – процесс, при помощи которого индивид приобретает новые знания, а память – механизм, позволяющий эти знания сохранить в течении длительного времени.  Научение и память играют центральную роль в формировании личности, чувства индвидуальности, приспособления к окр среде. Благодаря памяти чел воссоздает свое прошлое, идентифицирует себя в настоящем, что позволяет ему прогнозировать будущее.

 

Энграмма – след памяти, сформированный в процессе научения. ЕЕ механизм: 1. Привыкание – уменьшение реакции при повторении (угасание) ориентировочого рефлекса; сенситизация – увеличение силы реакции при повторном действии раздражителя, снижение порога.

 

Хеб: энграмма сначала в неустойчивом состоянии (кратковрем память), затем сост консолидации (переход в долговременную память)

 

Антероградная амнезия – неспособность сформировать энграммму после воздействия, ретроградная –утрата памяти на опред события в период, предшествующий воздействию

 

Виды памяти

 

Модально-специфические  виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная.

 

1.      Образная  память (аффективная)

 

2.      Эмоциональная  память

 

3.      Словесно-логическая

 

Здесь должно быть по какому способу!!Нигде нет(

 

1.      Имплицитная  (процедурная) память – на основе  усл рефлексов и неосознанна.

 

2.      Эксплицитная (декларативная) – осознана, на основе сознания

 

1)      Эпизодическая (на события)

 

2)      Семантическая  (смысловая)

 

По долговременности:

 

1.      Иконическая (сенсорная) память 350-400 м или сек от 12 до 20 элементов

 

2.      Кратковременная (оперативная) 12 сек до нескоьких дней, Хранятся 7 плюс\минус 2 элемента КВД

 

3.      Долговременная (декларативная) – года ДВП.: эксплицитная, имплицитная.

 

3 сост процесса памяти:  1)фиксация (запомнить), 2) зранение (помнить), 3) вспомнить.

 

На запоминание влияют: эмц окраска, новизна, повторение, ритмичность воздействия (стихи), ароматичесие воздействия, уровень питания мозга.

 

Способствуют забыванию: интерференция (наложение одной  на др), неиспользование, возраст, тип информации (моторная дольше всех), подавление инфо (аффектов).

 

Нарушения:

 

1.      Гипамнезия (ослабление)

 

2.      Амнезия:  Антероградня, ретроградня

 

3.      Гиперамнезия (избыточная)

 

4.      Парамнезия (ложное воспроизведение того, что  не было)

 

5.      Криптоамнезия (присвоние себе чужой инфо)

 

Нейронные механизмы  оперативной памяти (ОП)

 

Оперативная память связана  с хранением информации, необходимой  для решения кокретной задачи, в течении времени, кот требуется для ее решения. Тем не менее она отлич от кратковрем памяти тем, что к оперативой памяти относятся только те следы, кот были воспроизведены, а в кр и вопроизв, и невоспроив инфо. В ОП характерно сочетание сиюминутного сознания и и мгновенного воспоминания о накопленной ранее инфо.

 

Пример : операция перноса при вычеслении в уме, планирование шахматных ходов.

 

Ифно из ОП может перейти в долговременную, если позднее будет прочно зафиксирована, или может исчезнуть, не оставив следа.

 

Особое значению играют  префронтальные области коры – функционирует как посредник между памятью и действием. Повреждение этой области мозга не наносит ущерба знаниям о внешнем мире, но нарушает способность осознавать эти знания и пользоваться ими.  Вспомогательное значение играют  те области с кот она активно связана (гиппокамп, нижняя часть теменной коры, таламус)

 

Особенности формирования имплицитной и эксплицитной памяти.

 

Инфо в экс памяти может храниться бесконечно долго, тогда как следы импл памяти склонны угасать при отсутствии использования

 

Эксп память связана с быстрым осознанным обучением. С ее помощью чел чел различает знакомы и незнакомые события. Структуры, обеспечивающие функционирование этого типа памяти находятся в височных областях мозга. В настоящий момент считается, что эксп память на нейронном уровне представлена препостсинатическим совпадением активности нейрона. Этот ассоциативный механизм действует в гиппокампе.

 

Имплицитная память –  связана с медленным обучением, при кот испытуемый иногда сам не знает, чему и как он обучился. В этом типе обучения участвуют сенсорные и моторные области мозга, непосредственно контролирующие сенсорные входы и двигательную активность, кот сочетаются в этом или ином задании. На нейронном уровне имплицитная память обусловлена премодулирующим ассоциативным механизмом, при кот условный и безусловный раздражители представлены внутри одной клетки конвергенцией двух сигналов (напр, кальция и серотонина) на одном и том же ферменте.

 

 

Психофизиологические  теории памяти. Биохимические механизмы  памяти и забывания. Запоминание  эмоционально окрашенной информации.

 

 

 

Хебб, предложил термин ДП и КП

 

КП – циркуляция возбуждения  по замкнутым цепям нейронов, затем, ДП- изменения в синапсах, структурные изменения. Создается цепочка, кот возбуждаются целиком, если возбужден один нейрон.

 

2.Синаптическая (роль  синапсов) Линч и Видри. Повторная импульсация нейронов, связ с процессом запоминания, следовательно, увели ионов кальция в мемране, следовательно, расцепление белков мембраны, затем, появление глутомат-рецепторов, следовательно, увеличение проводимости синапсов. Кроме увеличения проводимости еще новые соединения (нов синапсы) и увелич длина синапсов, следовательно, появление энграмм.

 

3. Реверберационная теория. Форм замкнутые нейронные цепи (даже из одного нейрона) – нейронные ловушки.

 

4. Теория каскада молекулярных  реакций (Кендал)

 

1) для КП – ковалентная  модификация белков мембраны  в месте синапса (белки меняют  свою конфигурацию), от неск мин до неск часов.

 

2) на промежуточном  уровне – фосфорирование белков, часы

 

3) уровень ДП –  вкл ранее не работающие гены, синтезир белки, кот и сохраняют инфо, дльше, чем на день. Успешность обучения зависит от эффектов работы этих генов, обеспеч обучение.

 

Роль медиаторов в  обучении: Холинэргические (инф сост обучения) и моноаминэргические системы (за эмоц и мотивац составляющую).

 

 

 

Речь. Психологические  теории развития речи в онтогенезе. Функции речи, роль коры и подкорковых  структур в формировании речевых  процессов.

 

Речь – специфически человеческий феномен, средство общения.  Свойственная только для человека форма  существования языка (Язык – система  знаков, с помощью которой передается информация).Человеческая речь включает в себя два аспекта. С одной стороны это сп-ть произносить слова и формулировать фразы. С другой стороны – способность понимать слова других и формировать понятия.

 

Функциональная ассиметрия и мозг.Речь – латерализованная функция. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей степени связано с ф-й речи. Левой полушарие отвечает за обработку и анализ поступающей речи. Также контролирует последовательность речевых движений для воспроизводства звуков.

 

Роль подкорковых  структур в порождении речи. Задняя пресильвиева область – нарушение связывания фонем и отбор форм слова, не удается произносить некоторые слова, заменяют их сущ-ми. Передняя пресильвиева область ответственна за ритм речи и грамматику. С поражением этой части говорят без интонации, делают большие паузы, путаются в грамматике. С поражением переднее и средневисочных областей коры с трудом употребляют имена нарицательные, быстро и правильно воспринимают цвета. Лобная и теменная кора – использование глаголов. Лимбическая система участвует в порождении речи.

 

Теории развития речи. 1. Теории специфичных для формирования речи врожденных способностей («изнутри наружу»); 2. Теории неспецифичных для  формирования речи врожденных способностей («снаружи-внутрь»). Теория Выготского (1. Выучивание слов, натуральная; 2. Накопление примитивного опыта, относительно важнейших св-в психич операций, овладение грамматическими структурами)

 

Развитие дыхательных  органов для возникновения речи. Генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых  образуются волны(голосовые связки гортани, щели и затворы,возникающие во рту при артикуляции).Резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Речь образуется в результатеизменения формы и объема надставной трубки (полость рта, носа и глотки).

 

Сначала сигнал обрабатывается слуховой системой, потом первичная  слуховая кора(зона Вернике) – понимание смысла слова, формирование речевого ответа, потом зона Брока, потом лицевая мускулатура и произнесение слова.

 

Речь и асимметрия полушарий. Нарушения речи.

 

 

 

Афазия Вернике. Нарушения в средней и задней части верхней височной извилины левого полушария. Затрудненной понимание внешней устной речи, нет проблем с артикуляцией. Плавная, беглая, грамматически правильная речь бессодержательна, несмотря на то, что они понимают, что должны сказать. Верхняя височная извилина  является областью слуховой ассоциативной коры, обеспечивающая узнавание звуков. Включает в себя три вида речевых расстройств: нарушения узнавания воспринятыхслов, утрата понимания значения слов, неспособность выразить свою мысль в словах.

 

Роль подкорковых  структур в порождении речи. Задняя пресильвиева область – нарушение связывания фонем и отбор форм слова, не удается произносить некоторые слова, заменяют их сущ-ми. Передняя пресильвиева область ответственна за ритм речи и грамматику. С поражением этой части говорят без интонации, делают большие паузы, путаются в грамматике. С поражением переднее и средневисочных областей коры с трудом употребляют имена нарицательные, быстро и правильно воспринимают цвета. Лобная и теменная кора – использование глаголов. Лимбическая система участвует в порождении речи.

 

 

 

Психофизиология мышления. Нейронные корреляты мышления. Принятие решения.

 

Мышление человека связано  с двумя процессами, определяющими  эффективность адаптации его  к окружающей действительности. Это  процессы формирования понятий и  решение возникающих задач с  использованием этих понятий. В понятии  фиксируется обобщенное представление  об объектах внеш мира или внутренних процессах. Таким образом М позволяет производить результат, который отсутствует в окружающей реальности и получать новые знания. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Взависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологической и логическое М. При логическом М отдельные высказывания формируют общее суждение, используется дедукция и индукция, обязательна проверка результата. В противопложность ему, мифологическое М не расчленяет объект на признаки, игнорирует факты. Другой тип классифиувции выделяет Теоретическое и практической М.

Информация о работе Предмет и задачи психофизиологии