Предмет и задачи психофизиологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:55, доклад

Краткое описание

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений.

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психофизиологии.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

 

    Теория Джеймса-Ланге — одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс:" мы грустим, потому  что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим".

 

            Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга - таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий. (см. рис.)

 

    Активационная  теория Линдсли. Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

 

     Биологическая  теория П.К. Анохина, как и  теория Дарвина, подчеркивает  эволюционный приспособительный  характер эмоций, их регуляторную  функцию в обеспечении поведения  и адаптации организма к окружающей  среде. Согласно этой теории, в  поведении живых существ условно  можно выделить две основные  стадии, которые, чередуясь, составляют  основу жизнедеятельности: стадию  формирования потребностей и  стадию их удовлетворения. Каждая  из стадий сопровождается своими  эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски,  вторая, напротив, позитивной. Действительно,  удовлетворение потребности, как  правило, связано с чувством  удовольствия. Неудовлетворенная потребность  всегда является источником дискомфорта.  Таким образом, с биологической  точки зрения эмоциональные ощущения  закрепились как своеобразный  инструмент, удерживающий процесс  адаптации организма к среде  в оптимальных границах и предупреждающий  разрушительный характер недостатка  или избытка каких-либо факторов  для его жизни.

 

          Итак, суть биологической теории  состоит в следующем: положительное  эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности)  возникает лишь в том случае, если обратная информация от  результатов совершенного действия  точно совпадает с ожидаемым  результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения  закрепляет правильность любого  поведенческого акта в том  случае, если его результат достигает  цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая  приспособление. Напротив, несовпадение  получаемого результата с ожиданиями  немедленно ведет к беспокойству  и поиску, который может обеспечить  достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной  эмоции удовлетворения. С точки  зрения Анохина, во всех эмоциях,  начиная от грубых низших и  заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура.

 

     Информационная  теория эмоций вводит в круг  анализируемых явлений понятие  информации. Эмоции тесно связаны  с информацией, которую мы получаем  из окружающего мира. Обычно эмоции  возникают из-за неожиданного  события, к которому человек  не был готов. В то же время  эмоция не возникает, если мы  встречаем ситуацию с достаточным  запасом нужных сведений. Отрицательные  эмоции возникают чаще всего  из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.

 

          С точки зрения автора этой  теории П.В. Симонова, эмоция —  это отражение мозгом человека  и животных какой-то актуальной  потребности (ее качества и  величины), а также вероятности  (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на  основе генетического и ранее  приобретенного индивидуального  опыта. В самом общем виде  правило возникновения эмоций  можно представить в виде структурной  формулы: Э = f (П, (Ин - Ис) ...), где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

 

          Из "формулы эмоций" видно, что  небольшая вероятность удовлетворения  потребности ведет к возникновению  отрицательных эмоций. Напротив, возрастание  вероятности достижения цели, т.е.  удовлетворения потребности по  сравнению с ранее имевшимся  прогнозом приводит к возникновению  положительных эмоций.

 

          Эта теория на первый план  выдвигает оценочную функцию  эмоций, которая всегда представляет  собой результат взаимодействия  двух факторов: спроса (потребности)  и предложения (возможности удовлетворения  этой потребности).

 

 

 

Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о  существовании некоторого числа  базисных эмоций, каждая из которых  обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами.

 

Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным  внутренним переживаниям и различным  внешним проявлениям и могут  взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.

 

Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента:

 

нейронную активность мозга  и периферической нервной системы (неврологический компонент);

 

деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе "тело/лицо-мозг" (выразительный компонент);

 

субъективное эмоциональное  переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.

 

 

 

К сожалению, теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного  объяснения тому, как актуализируется  та или иная эмоция, каковы внешние  и внутренние условия ее пробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении  собственно базисных эмоций. Их число  колеблется от четырех до десяти. Для  выделения используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.

 

 

 

Нейрокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Как и в теории дифференциальных эмоций, ее исходным положением является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.

 

          Тем не менее принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям, чем это есть в реальности. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реакций составляет 300-500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

 

 

 

Из всего вышеизложенного  следует, что единой общепринятой физиологический теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джемса-Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).

 

          Многообразие не согласованных  друг с другом подходов осложняет  воссоздание целостной картины  и свидетельствует о том, что  появление единой логически непротиворечивой  теории эмоций, видимо, дело отдаленного  будущего

 

 

 

Психофизиология стресса  и шока. Стресс – реакция адаптации  или защитная реакция? Виды стрессоров. Условия возникновения, трехкомпонентная теория стресса и шока.

 

В настоящее время "термин" стресс используется для обозначения  целого ряда явлений:

 

1)сильное, неблагоприятное,  отрицательно влияющее на организм  воздействие; 2)сильная неблагоприятная  для организма физиологическая  или психологическая реакция  на действие стрессора; 3)сильные,  как благоприятные, так и неблагоприятные  для организма реакции разного  рода; 4)неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических  реакций организма при сильных,  экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления  адаптационной активности; 5)неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

 

Таким образом, в целом  стресс представляет собой неспецифический  компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение  энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки  организма.

 

Виды стресса. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.

 

В связи с особенностями  раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).

 

Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает  данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так, некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.

 

Этапы развития стресса. Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Восприняв это  раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу. В  ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе). В конечном счете все потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярко выраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

Информация о работе Предмет и задачи психофизиологии