Познавательные процессы у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить теоретический аспект проблемы познавательных процессов и уровня их развития у школьников на начальном этапе обучения в школе;
Диагностировать уровень развития познавательных процессов у младших школьников;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Познавательные процессы и их характеристика
1.2 Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация экспериментального исследования. Методики исследования
2.4 Результаты исследования и их психологический анализ. Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Таким образом, проведенное  исследование показало, что на первоначальном этапе обучения познавательные процессы имеют качественное своеобразие и различный уровень сформированности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:

1. Проведен анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме диагностики познавательных  процессов и уровня их развития  у детей на начальном этапе обучения в школе. Анализ литературы показал, что познавательные процессы в этом возрасте развиты неравномерно и имеют качественное своеобразие. Для восприятия характерно видение целого, без выделения деталей. Наглядно-образное мышление развито слабо, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Ведущим типом памяти остается непроизвольная память. Но в этом возрасте у детей начинает формироваться способность к контролю и произвольному запоминанию. В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, но устойчивость и концентрация внимания формируются на основе интереса ребенка.

2. Проведено экспериментальное  исследование, которое позволило  выделить особенности развития  познавательных процессов и уровень  их сформированности. Результаты комплексной диагностики первокласников показали, что внимание их развито на недостаточно высоком уровне, в частности недостаточно сформирована устойчивость и концентрация внимания, а так же недостаточен его объем. Из-за недостаточного развития внимания зачастую страдает память. В исследовании выявлен в целом недостаточно сформированный объем слуховой памяти и процессы запоминания. При этом интеллект первоклассников характеризуется в целом различным уровнем сформированности. Среди первоклассников есть учащиеся с очень высоким и с низким интеллектом.

3. По результатам экспериментального  исследования разработаны практические  рекомендации учителям для развития  познавательных процессов учащихся  первого класса. Конечно эти рекомендации  слишком общие, для разработки индивидуальных программ коррекции и развития познавательных процессов отстающих учеников необходима дополнительная диагностика и выявление причин несформированности познавательных процессов.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены, обе гипотезы подтвердились, действительно познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания. Уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр ”Академия”, 1997. – 342 с.

Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. – Челябинск, 1998. – 20 с.

Баранова Э.А. Диагностика  познавательного процесса у дошкольников и младших шокльников. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.

Басова, Н.В. Педагогика и  практическая психология. / Н.В.Басова. – Ростов- н/Д: “Феникс”, 2000. – 416с.

Большой толковый психологический  словарь. / Ребер Артур. – М.: Вече; АСТ, 2000. – 592 с.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина  и др. – М.: АСАДЕМIА, 1999. – 317 с.

Глуханюк Н.С. Практикум  по психодиагностике: учеб.пособие. –  М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с.

Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: АСАДЕМIА, 2000. – 421 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С-Пб.: Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»).

Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Изд. центр “Академия”,1995. – 352 с.

Кравцова Е.Е. Психологические  особенности детей младшего школьного  возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. – 2004. – 32 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с.

Куприянов Б.В. и др. Организация  и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. – М., 2001. – 259 с.

Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2000

Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. – 111 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 1996. – 161 с.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. рогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.

Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика  и коррекция. – М.: Академический  проект, 2000. – 197 с.

Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. – М.: Интеллект-Центр, 2006. – 104 с.

Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. –  М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

Познавательные процессы и способности  в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического  психолога. В 2 кн. Кн 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с.

Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. – С-Пб: Питер, 2006. – 400 с.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие  для родителей и педагогов. –  Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.

Шевандрин, Н.И. Основы психологической  диагностики: учебник для студ.вузов: В 3ч. / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288 с.


Информация о работе Познавательные процессы у младших школьников