Познавательные процессы у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить теоретический аспект проблемы познавательных процессов и уровня их развития у школьников на начальном этапе обучения в школе;
Диагностировать уровень развития познавательных процессов у младших школьников;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Познавательные процессы и их характеристика
1.2 Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация экспериментального исследования. Методики исследования
2.4 Результаты исследования и их психологический анализ. Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Ребенку предлагается серия  из десяти постепенно усложняющихся  задач одинакового типа: на поиск  закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент  прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также  общая сумма баллов, набранных  ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Выводы об уровне интеллекта

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Таким образом, исследование особенностей и уровня развития познавательных процессов у младших школьников проводилось при помощи шести методик.

 

2.2 Результаты исследования и их психологический анализ

Первым этапом диагностики  было проведение методики «Запомни и  расставь точки». С помощью данной методики оценивается объем внимания.

Очень высокий уровень  объема внимания выявлен у 10 первоклассников (74,61 %), высокий уровень — у 7 первоклассников (33,33 %), средний уровень — у 4 чел. (19,04 %), низкий и очень низкий уровень  объема внимания в классе не выявлен.

Процентное соотношение учащихся с различным уровнем развития объема внимания представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Процент первоклассников  с разным объемом внимания

 

Большинство первоклассников  обладает очень высоким уровнем объема внимания. Они правильно воспринимают задания и правильно их выполняют, благодаря большому объему внимания. Для значительно меньшей части первоклассников характерен высокий уровень объема внимания. Дети безошибочно воспринимаю задания, но в меньшем объеме в сравнении с теми, чей объем внимания очень высок.

Небольшая часть детей  обладает средним объемом внимания. Они правильно воспринимают и  воспроизводят примерно половину заданий.

Второй методикой в  исследовании познавательных процессов у первоклассников была методика «Таблицы Шульте» в модифицированном буквенном варианте.

Показатели устойчивости внимания значительно ниже нормы  у 8 чел. (38,09 %), несколько ниже нормы  — у 10 чел. (61,61 %) и в норме у 3 чел. (14,28 %).

Процентное соотношение первоклассников с результатами устойчивости внимания относительно нормы представлено на рис. 2.

 

Рис. 2. Показатели устойчивости внимания первоклассников относительно нормы

 

Внимание большинства  первоклассников нельзя характеризовать  как устойчивое, так же нельзя говорить о развитом уровне работоспособности. Лишь небольшой процент первоклассников  обладает нормальной работоспособностью и устойчивостью внимания.

Для первоклассников  наиболее характерно непроизвольное внимание, потому они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться. Потому работоспособность  их пока низкая.

При помощи следующей  методики Пьера-Рузена изучалась концентрация внимания у детей.

Очень высокий и высокий уровень концентрации внимания у первоклассников не выявлен. Средний уровень концентрации внимания характерен для 2 чел. (9,52 %), уровень ниже среднего — для 19 чел. (90,47 %).

Процентное соотношение  первоклассников с различным  уровнем концентрации внимания представлено на рис. 3.

 

Рис. 3. Уровневые показатели концентрации внимания первоклассников

 

Исследование концентрации внимания показало, что все первоклассники не могут достаточно длительно удерживать внимание на одном объекте. Для первоклассников характерно неумение длительно сосредоточиваться и концентрировать внимание. Но это считается особенностью возраста и для развития концентрации внимания необходимы развивающие занятия.

Далее диагностировался объем кратковременной слуховой памяти.  
Показатели кратковременной слуховой памяти в норме у 7 чел. (33,33 %), ниже нормы — у 66,66 %).

На рис. 4 представлено процентное соотношение первоклассников  с результатами кратковременной слуховой памяти относительно нормы.

Процент первоклассников  с различными показателями слуховой памяти относительно нормы 

Рис. 4 Процентное соотношение первоклассников с результатами кратковременной слуховой памяти относительно нормы

 

Слуховая кратковременная  память у большинства первоклассников  ниже нормы. Неумение запоминать может  сказываться на их учебной деятельности и влиять в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Лишь небольшая часть  первоклассников обладает нормальным уровнем развития слуховой кратковременной  памяти. Они могут заучивать материал буквально, уметь пересказать его  близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через какое-то время.

После этого были диагностированы  особенности процессов запоминания.

Динамичный процесс  заучивания выявлен у 12 чел. (57,14 %), среднединамичный — у 6 чел. (28,57 %) и нединамичный —  у 3 чел. (14,28 %).

Продуктивность заучивания оценена в 10 баллов у 10 чел. (61,61 %), в 8 — 9 баллов — у 3 чел. (14,28 %), в 6 — 7 баллов — у 9,83 %), в 4 — 5 баллов — у 3 чел. (14,28 %).

Процент испытуемых с  различными показателями динамичности и продуктивности процесса запоминания представлены на рис. 5 и 6.

Рис. 5. Процент учащихся с различными показателями динамичности запоминания

 

Больше чем половина учащихся обладает динамичностью процесса запоминания материала, среднединамичный и нединамичный процесс запоминания выявлен у меньшей части первоклассников.

 

Рис. 6. Процент учащихся с различными показателями продуктивности запоминания

 

Большинство детей сумели запомнить и безошибочно воспроизвести  все десять слов, затратив на это  не более пяти повторений. Небольшая  часть детей смогла воспроизвести  все слова после шести повторений. Эти две группы детей отличаются высокой продуктивностью запоминания материала.

Таким образом, исследование динамических особенностей процесса запоминания: динамичности заучивания и его продуктивности показало неравномерность развития этих процессов у первоклассников, т. е. Процесс заучивания может быть нединамичным, но продуктивность довольно высокой. Потому можно сделать вывод, что процессы запоминания у первоклассников еще недостаточно сформированы и для лучшего запоминания нужно большее число повторений материала. Незначительная часть детей смогли воспроизвести не все слова (по 7 — 9 слов). И последняя, так же в сравнении незначительная группа детей после шести повторений смогла воспроизвести половину слов, что говорит о невысокой продуктивности запоминания.

И последней в батарее методик, диагностирующих особенности и уровень развития познавательных процессов у первоклассников была методика «Матрицы Равена».

Высокий уровень интеллекта характерен для 9 чел. (42,85 %), уровень  выше среднего — для 5 чел. (23,8 %), средний уровень — для 6 чел. (28,57 %) и уровень ниже среднего — для 1 чел. (4,76 %).

Процент первоклассников  с различным уровнем интеллекта представлен на рис. 7.

 

Рис. 7. Процент первоклассников с различным уровнем развития интеллекта

 

Самая многочисленная группа первоклассников обладает высоким  уровнем развития интеллекта, эти  дети могут слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Более малочисленные  группы учащихся обладают уровнем интеллекта выше среднего. У этих детей возможны некоторые ошибки в понимании  другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам  без помощи взрослых.

Следующая группа детей, так же немногочисленная, - со средним уровнем интеллекта. Эти дети не всегда умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий могут выполнить без ошибок, но в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускают ошибки.

И самая незначительная группы первоклассников обладает интеллектом  ниже среднего. Эти дети не умеют  слушать другого человека, допускают  ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;

 

Практические  рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников.

Для улучшения умственного  развития существует множество разнообразных  заданий. Для детей младшего школьного  возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений. Так, например, Е.Л. Яковлева для развития внимания рекомендует различные задания. Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это задание ориентировано на развитие концентрации у детей. Также подходит упражнение «Найди отличия»: ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимо обнаружить имеющиеся различия. Интересным заданием является упражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинке отыскать все детали, предложенные в списке. Похожим является задание «Найди десять улиток», на рисунке спрятано десять улиток, ребенок должен их отыскать.

Для развития мышления также  существуют различные задания, упражнения, игры. Для развития у детей наглядно-образного мышления, внимания, способности к самоконтролю хорошо подходят игры «Лабиринт». Хорошая гимнастика для ума – игры и задачи со спичками. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку. Хорошую развивающую основу несут загадки. Они помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах. Также развивает мышления задания типа « Найди лишнее».

Для развития речи можно  использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений, пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называет часть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет слово га…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, по которым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов), «Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно из заданий – это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается на одни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадывание ребусов.

Для развития воображения  и представления можно использовать задания «Найди дорожку, отыскав  сокровища», нужно продумать маршрут  и найти подходящий вариант, выполнение которого удовлетворит всем условиям.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено  в первую очередь приобретением  в ходе учебной деятельности различных  способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же.

Использование викторин и головоломок оказывают большое  влияние на развитие интеллекта в  целом.

Существует множества  журналов содержащих комплексы упражнений направленных на развитие всех психических процессов. Путешествуя по страницам этих журналов, дети выполняют задания, обучаются, узнают много нового.

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Проведенное экспериментальное  исследование особенностей познавательных процессов и уровня их сформированности у детей на первоначальном этапе обучения позволило сделать следующие выводы.

Произвольное внимание у первоклассников развито недостаточно. Выявлена недостаточная сформированность концентрации и устойчивости внимания, что выражается в невнимании к  предлагаемому учителем материалу. Так же недостаточен объем внимания. Первоклассникам больше свойственно непроизвольное внимание. Потому они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на изучаемом материале.

Процессы запоминания  развиты неравномерно. Объем кратковременной  памяти невысок. Процессы запоминания не всегда динамичны, ребенку необходимо большее количество раз повторять материал, для того, чтобы он его запомнил. Продуктивность заучивания в целом неплохая, но заучивание механическое, не осмысленное.

В уровне развития интеллекта наблюдаются различные уровни от очень высокого до низкого, т. е. Интеллект первоклассников сформирован неравномерно. Первоклассники с высоким интеллектом хорошо понимают материал, который дает учитель, точно выполняют задания, другие первоклассники не могут понять заданий и соответственно выполнить их.

В связи с особенностями  развития внимания и памяти и неравномерностью развития уровня интеллекта разработаны  психолого-педагогические рекомендации для учителя по развитию познавательных процессов у учащихся первого класса. В рекомендациях предложены конкретные задания и авторские программы по развитию тех или иных свойств.

Информация о работе Познавательные процессы у младших школьников