Понятия "норма" и "аномалия" в психическом и личностном развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Значительный  вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный  ученый-психолог  Д.Б.Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е.  ведущую деятельность.

Исследуя механизмы  психического развития, Д.Б.Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек - предмет и система человек - человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок - общественный предмет и система ребенок -общественный взрослый.Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый".

Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б.Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка последовательно  сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.

В психическом  развитии детей Д.Б.Эльконин выделяет два резких перехода - переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет,и переход от младшего школьного возраста к подростковому, который принято называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуаль-но-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным, А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович и др.

 Кризис трех  лет научно описал Л.С.Выготский,  который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, - негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом - это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом - своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называет второстепенными. Это  протест-бунт,когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова, называть ругательными словами своих любимых мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семьях с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семье с несколькими детьми проявляется в виде  ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С.Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я - сам, проявление самостоятельности.

 Кризис трех  лет, по убеждению исследователей, - это кризис социальных отношений  ребенка со взрослыми, свидетельство  того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д.Б.Эльконин).

 Дошкольный возраст - важный период становления личности. Академик А.Н.Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются "на основе выделенияболее важных мотивов, подчиняющих себе другие". Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.

 С этим  центральным психическим образованием  А.Н.Леонтьев связывает все другие конкретно-психологические изменения. Среди них особо выделяется развитие произвольности некоторых психических процессов. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Это значит, что к концу дошкольного возраста ребенок умеет удерживать возникшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее результата.

 Дошкольник  усваивает этические нормы, У  него формируются моральные оценки  и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость.

 Усвоение  норм и правил, умение соотносить  свои поступки с этими нормами  являются первым задатком произвольного  поведения.

 В дошкольном  возрасте возникают элементы  самосознания, элементы самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л.И.Божович. появляется потребность в реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании быть школьником.

 

 Кризис семи  лет называют  кризисом непосредственности (Л. С. Выготский, Д.Б.Эльконин). При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает "манерничать" и "паясничать". Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерни-чанию как средству защиты. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С.Выготский называет "начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка". Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, по мысли Л.С.Выготского, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие в обобщенном виде именно в этот период.

 

 

Кризисы развития детей школьного возраста

 

Поступление в  школу ведет к кардинальному  изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В.П.Петрунек, Л. Н. Таран).

 

Принципиально меняется социальная ситуация развития ребенка. Он становится "общественным субъектом", выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Все жизненные отношения его перестраиваются и во многом определяются тем, насколько успешно он овладевает учебной деятельностью, которая становится ведущей. Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следующих качественно новых психологических образований:

ребенок переходит  на качественно новый уровень  произвольной регуляции поведения  и деятельности. У младшего школьника формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, что принципиально изменяет его интеллект, личность, социальные отношения;

происходит  перестройка всех познавательных процессов, возникают и развиваются рефлексия, анализ, внутренний план действий;

формируются устойчивые познавательные потребности и интересы, возникает новое познавательное отношение к действительности;

формируется адекватная самооценка, развивается критичность  к самому себе и окружающим;

приобретаются навыки общения со сверстниками, умения устанавливать дружеские контакты и отношения;

школьник овладевает "умением учиться", т.е. приобретает  навыки и умения учебной работы;

раскрываются  индивидуальные способности и возможности  ребенка.

 Таким образом,  нормально развивающийся младший школьник -это активный, жизнерадостный ребенок, желающий и умеющий учиться, уверенный в себе, в своих способностях, организованный, умеющий управлять своим вниманием.

 Нормальным  психологи признают и тот факт, что большинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И.В.Дубровина).

 

 Изучению  подросткового возраста посвящено  множество исследований. Это классические  работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,  Т.В.Драгуновой, Д.И.Фельдштейна, Л.И.Божович и современные - А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, С. К. Масгутова и др.

 Подростковый  кризис исследователи объясняют  по-разному. В отечественной психологии  в контексте идей Л.С.Выготского  сложилась позиция, согласно которой  подростковый кризис играет существенную роль в общем процессе возрастного развития. Кризисные проявления: противопоставление себя взрослым, отчуждение от взрослых, завоевание новой позиции - не только закономерные, т.е. нормальные, явления, но и продуктивные для формирования личности подростка (А. М. Прихожан).

 Можно выделить  следующие важнейшие проявления  подросткового кризиса. Как и  все критические периоды развития, кризис подросткового возраста  проходит три фазы: негативную, или  предкритическую, - фазу ломки старых  привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур; кульминационную точку кризиса, как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты; посткритическую, когда формируются новые структуры, складываются новые отношения.

 Значительным является тот факт, что подростки могут как бы провоцировать запретные для себя ситуации, специально "принуждать" родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов и тем самым раздвинуть границы своей самостоятельности. Это дает возможность удовлетворить потребность в самоутверждении. Если этого не происходит и развитие в этот период протекает гладко и бесконфликтно, то позднее, в 17-18 лет, может проявиться запоздалый и болезненный кризис, либо инфантильная позиция "ребенка" затягивается и может оставаться даже в зрелом возрасте.

 Автор описывает  два основных пути протекания  кризиса. Наиболее распространенный - кризис независимости. Его симптомы  те же, что и в дошкольном  возрасте, - строптивость, упрямство,  негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые ранее выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности. Но в подростковом возрасте они выражаются по-своему. Так, ревность к собственности обнаруживается в стремлении оградить от внешних посягательств свое индивидуальное внутреннее, психологическое пространство. Главная его собственность - это переживание собственного внутреннего мира, что и защищает подросток и ревниво оберегает от других.

Второй путь - кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения. Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Первый и второй варианты - это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией "Я уже не ребенок", а во втором - "Я ребенок и хочу оставаться им". Для развития наиболее благоприятным оказывается первый вариант.

Специалисты подчеркивают, что в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, но одна из них доминирует. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью  позиции подростка. С одной стороны, "взрослые" притязания, требование равных с ними прав, расширение границ самостоятельности, а с другой - недостаточная психологическая и социальная зрелость подростка, вызывающая у него потребность в помощи, поддержке и защите со стороны взрослых. Подросток ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Именно поэтому попустительско-либеральное, слишком "разрешающее" отношение может вызывать недовольство и даже глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но аргументированный запрет приводит к эмоциональному благополучию, успокоению, хотя и не исключает первоначальную вспышку негодования. В контексте культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности нормально развивающемуся подростку присущи тенденции развития и саморазвития таких человеческих качеств, как:

самостоятельность мышления, интеллектуальная активность, творческий подход к решению познавательных задач; это сензитивный период развития творческого мышления;

выраженные  и устойчивые интересы, внимание к  самому себе и к другому человеку как личности;

адекватные  формы утверждения своей самостоятельности, личностной автономии, индивидуальности;

адекватная  самооценка, высокий уровень притязания, развитое чувство собственного достоинства, внутренние критерии самооценки;

способность сознательно  ставить перед собой цели, переподчинять  мотивы, принимать решения и быть ответственным за их последствия;

моральные и  волевые качества, личностная рефлексия, т.е. понимание, сочувствие и сопереживание другому;

владение способами  регуляции поведения, эмоциональных  состояний, адекватными способами  реагирования в различных жизненных  ситуациях;

способность контролировать ситуацию, устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды;

положительное отношение  к труду, ориентация на культурные, нравственные ценности и человеческие смыслы;

владение навыками дружеского, избирательного общения со сверстниками; ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников; адекватность поведения в школе и вне ее (Д. Б. Эльконин, А. М. Прихожан).

 Существуют и другие  научные позиции, в русле которых  решается и проблема нормы  - аномалии. Они широко представлены  в зарубежных концепциях личности. Значительный интерес, на наш взгляд, представляет концепция американского психотерапевта Э.Эриксона, который как бы "изнутри" анализирует жизнь человека и показывает источники его развития по линии норма - аномалия. Взгляды Э.Эриксона представлены в книгах "Детство и общество", "Идентичность: юность и кризис".

Информация о работе Понятия "норма" и "аномалия" в психическом и личностном развитии ребенка