Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:29, курсовая работа
В данной курсовой работе я попробую раскрыть понятие, виды и содержание источников (форм) права, проанализировать понятие источников (форм) права, рассмотреть степень значимости различных видов источников (форм) права в современных правовых семьях, более глубоко изучить исследование источников (форм) права Российской Федерации. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить собственное представление об источниках права, о том, как действует и изменяется этот институт, каковы основные тенденции его развития. Понятие "источник права" существует много веков.
Введение 3
1. Понятие источника (формы) права. 5
2. Основные виды источников (форм) права в современных государствах.8
3. Основные источники (формы) права в РФ. 21
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Курсовая работа
По предмету : Теория государства и права
На тему : Источники (Формы) права
Томск 2012
Содержание
Введение 3
1. Понятие источника (формы) права. 5
2. Основные виды источников (форм) права в современных государствах.8
3. Основные источники (формы) права в РФ. 21
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Введение
В данной курсовой работе я попробую раскрыть понятие, виды и содержание источников (форм) права, проанализировать понятие источников (форм) права, рассмотреть степень значимости различных видов источников (форм) права в современных правовых семьях, более глубоко изучить исследование источников (форм) права Российской Федерации. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить собственное представление об источниках права, о том, как действует и изменяется этот институт, каковы основные тенденции его развития. Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев - отсылка к ним в тексте законов. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.
Понятие источника (формы) права.
Источник права– это
- то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права;
- это то, где содержатся нормы права.
Формы права – это способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права.[1] Главные сложности, связанные с отождествлением понятий источника и формы права, проявляют себя в следующем:
- термины имеют разную этимологическую природу: источник характеризует происхождение, генезис какого-либо явления, форма же характеризует способ организации содержания, его внешнее проявление.
- все источники и формы права взаимно проникают друг в друга.
- существует разное понимание содержания источников с одними и теми же названиями, но используемыми в разных правовых системах.
Разграничив источник и форму как соответственно происхождение и образование права, нетрудно заметить, что при нормативном подходе (где источником является сама норма), а так же при сведении источника к исключительно государственной воле, рассматриваемые понятия действительно совпадают, в чем и видится главная причина отождествления источника и формы в советской правовой мысли.
Под источниками права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источники познания права).
В современной теории государства и права конкретизация понятия «форма (источник) права» осуществляется в нескольких аспектах:
В материальном смысле под формой (источником) права понимаются экономические, социальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой общества; В идеологическом смысле – понимаются совокупность идей, правовое сознание, концепции, политико-правовые воззрения и т.п.;
В формально-юридическом его значении форма (источник) права есть совокупность способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти, именно здесь выделяют такие разновидности источников, как юридический прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, и нормативный договор;
Форму (источник) можно рассматривать как источник познания права (исторические памятники права, данные археологии и т. д.).
Ещё один подход состоит в признании самостоятельности терминов «форма» и «источник» права. Исследователи обосновывают наличие собственного значения у каждого из этих терминов, не признают возможности замены одного другим. В обычном праве ряда африканских племен в качестве нормы права выступают, в основном, устные обычаи, превращаемые в правовые нормы в результате санкционирующей деятельности государства, которая, таким образом, служит источником права. В мусульманском праве формой права является мусульманская доктрина, изложенная в трудах крупнейших арабских богословов, а источником права – деятельность судов по применению этих книг.
Однако в рамках данной позиции допускается, что одно и то же явление при определенных условиях может быть и формой, и источником права. Кроме того, могут быть введены дополнительные понятия, которые опосредованно приравнивают рассматриваемые термины (например, нормы права).
Приведенные концепции демонстрируют исторические традиции исследования понятий «источник» и «форма» права как самостоятельных. Большинство исследователей считает ошибочной позицию отождествления понятий, так как и семантически, и содержательно можно говорить о самостоятельности терминов, что, однако, не исключает их взаимозависимости. При употреблении понятия «источник права» обычно под ним понимают юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках доставляется уточнение – «формы». Ряд авторов для достижения большей четкости предлагают обозначить термином «источники права» источники права в материальном смысле, а юридические источники права (источники права в формальном смысле) определять посредством словосочетания «источники правовых норм».
С точки зрения историко-этимологического подхода на проблему источников права следует выделить эпоху, в которой право понимание является традиционно-религиозным, и эпоху, когда оно становится светским, т.е. государственным. В Европе эти две эпохи соответствуют варварству и цивилизации. При этом отмечается, что первой из них соответствует система обычного права, а второй – система положительного, или статутного, права. Что касается развивающихся стран Востока и Африки, то здесь обе формы правопонимания нередко сосуществуют в рамках одних и тех же правовых систем, вплоть до нашего времени.
Основные виды источников (форм) права в современных государствах.
Традиционно в юридической литературе российской правовой системы выделяют четыре основные государственно-признанные формы права. Это 1) правовой обычай, 2) правовой прецедент, 3) нормативно-правовой акт, 4) договор с нормативным содержанием. Известны и такие источники существования права как правовая доктрина, принципы международного права, религиозный текст. Существуют подходы, предлагающие обогатить перечень форм права за счет таких спорных форм, как правосознание, программное право, принципы права, право юридической экспертизы[2].
Правовой обычай. Исторически первым источником права был обычай - правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению. Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Таким образом, правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы XII таблиц древнего Рима, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.
В Африке и на Мадагаскаре каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки, но первоначально обычай охватывал всю общественную жизнь; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Обычай устанавливал правила организации общества как в политическом, так и в экономическом аспектах, а так же нормы, регулировавшие семейные отношения, правила обмена между индивидуумами, нормы уголовного права и процесса. В 1957 году представительная ассамблея приняла решение о кодификации обычаев. В настоящее время в Кении, Ботсване, Нигерии и др. африканских государствах почти все обычаи кодифицированы.
В Англии в период формирования общего права связь судебной практики с обычаями была тесной, поскольку судьи при вынесении решений исходили из местных обычаев, получивших дальнейшее развитие в судебной практике. Прецедентное право постепенно потеснило обычай, сузив сферу регулируемых им отношений. В современной правовой литературе стран «общего права» обычай рассматривается как самостоятельный источник, не играющий существенной роли в правовой системе и подчиненный прецедентному праву.
В семье континентального права обычай является второстепенным источником права по сравнению с нормативно-правовым актом. Но поскольку государственно-нормативное регулирование не может охватить все общественные отношения, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного и, публичного права. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору».
Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи, в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.
Существуют примеры, когда из обычая возникла норма конституционного права: начиная с 1936 года Сессии Верховного Совета открывались старейшим по возрасту депутатом. Эта обычная норма не была нигде записана очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее - в Конституцию РФ 1993 года.
Правовой обычай следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Основная специфика состоит в государственном санкционировании правового обычая путём его восприятия судебной, арбитражной или административной практикой.
Достоинства и недостатки правового обычая
Недостатки:
Относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения; неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется; небольшая сфера распространения, его локальный характер.