Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:29, курсовая работа
В данной курсовой работе я попробую раскрыть понятие, виды и содержание источников (форм) права, проанализировать понятие источников (форм) права, рассмотреть степень значимости различных видов источников (форм) права в современных правовых семьях, более глубоко изучить исследование источников (форм) права Российской Федерации. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить собственное представление об источниках права, о том, как действует и изменяется этот институт, каковы основные тенденции его развития. Понятие "источник права" существует много веков.
Введение 3
1. Понятие источника (формы) права. 5
2. Основные виды источников (форм) права в современных государствах.8
3. Основные источники (формы) права в РФ. 21
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Достоинства: возникает не сверху, а снизу и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности; выражает существующие в обществе закономерности, и, соответственно, является более объективным; доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком; в большинстве случаев исполняется добровольно, поскольку основан на привычках; позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.
Прецедент. В юридическом энциклопедическом словаре прецедент (от лат. praecedens – род. падеж, praecedentis) – предшествующий. Правовой прецедент (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
Прецедентное право укрепилось практически во всех странах, находившихся какое-то время под английским влиянием. К семье «общего права» принято относить правовые системы следующих стран: в Америке – это Канада и ряд государств Карибского бассейна, в Австралии и Океании – Австралийский союз, Новая Зеландия и некоторые островные государства. В Африке – Нигерия, Гана, Кения, Уганда, Танзания, Замбия и др, в Европе – Ирландия.
Суть основного принципа английской судебной системы– stare decisis состоит в том, что любой суд обязан следовать прецеденту вышестоящего суда, а также связан своими собственными решениями и решениями судов равной юрисдикции. Прецеденты нижестоящих судов являются убеждающими.[3] Исключение составляет только Палата лордов – высшая судебная инстанция. Согласно её заявлению 1966 г., по вопросам практики она более не считает себя связанной собственными предыдущими решениями и «допускает возможность отступления от них в случае необходимости». Причем это заявление не затрагивает исполнения прецедентов другими судами. В отличие от Англии, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут, таким образом, изменить свою практику. Кроме того, штаты суверенны, и правило star decisis относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы этого штата.
Правило прецедента требует от английского юриста тщательного анализа ранее вынесенных судебных решений. В объяснениях судей, данных в обоснование решений, английский юрист должен различать, с одной стороны, то, что является необходимой основой решения, а с другой стороны, попутно сказанным. Основа решения и составляет правило, которое включается в состав английского права и которого следует придерживаться в дальнейшем.
Английское судебное решение, строго говоря, сводится к простому изложению принятого по спору решения: Х должен уплатить такую-то сумму Y, договор, заключенный между X и Y, расторгнут, наследство X следует передать такому-то. Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Ссуды не склонны отвергать давние прецеденты, поскольку это может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.п. Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. Прецедент может быть опровергнут прямо или косвенно. Если при рассмотрении дела В. суд имеет право отвергнуть прецедент А, то он заявляет, что данный прецедент отвергается и его основа решения теряет силу с точки зрения доктрины прецедента. При косвенной отмене это прямо не указывается, но в дальнейшем, имея перед собой два противоречащих друг другу прецедента, судьи следуют решению суда, занимающего более высокое положение в иерархии судов. Кроме того, существует еще один способ уклониться от следования прецеденту. Апелляционный суд в 1944 г. установил правило, согласно которому он не связан своим ранее принятым решением, если оно было принято per incuarum (по небрежности, без достаточной осторожности). Т.е. при рассмотрении дела суд не принял во внимание какую-либо норму парламентского акта или прецедент, имеющий отношение к данному делу.
Встречаются дела, для которых не находится прецедента. Это дела, разрешаемые «по первому впечатлению» (of first impression). Судья в данном случае творит право, а не просто применяет его. Любой институт английского права необходимо рассматривать в совокупности статутного и прецедентного права. В уголовном праве, например, большинство преступлений предусмотрено законами, но есть и предусмотренные прецедентным правом (недонесение об измене, различные виды убийств). Совершение лицом преступления, предусмотренного законом или прецедентом, имеет одинаковые правовые последствия. Не всегда отмена прецедента законом ведет к прекращению его действия. В процессе применения закон подвергается толкованию судей. В Англии традиционно считается, что принятый закон начинает «жить», становится правовым запретом или велением только будучи примененным судьей. Сфера применения прецедента сместилась в сторону толкования законодательных актов. Прецедентное и статутное право настолько переплелись, что количественный рост законов во второй половине 20 в. привел лишь к активизации прецедентного права, которое буквально поглощает законы.
Достоинства и недостатки правового прецедента.
Недостатки:
не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативному акту;
не исключает возможность произвола; не определен объем его действия.
Достоинства:
является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая; имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство; имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.
Нормативно-правовой акт– это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Основным и принципиальным признаком нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы. Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлено наименование.
Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права в странах романо-германской правовой семьи. Широкому использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем норм права. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).
Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов, отличающие их от всех иных видов актов:
1) нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций; 2) они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы); 3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли; 4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке; 5) имеют строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; 6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств; 7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию; 8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата; 9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии. Совокупность видов нормативно-правовых актов обладает рядом специфических свойств именно как система.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
• нормативные акты государственных органов;
• нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
• совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
• нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
• общефедеральные;
• акты субъектов Федерации;
• акты органов местного самоуправления;
• локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:
• акты неопределенно длительного действия;
• временные акты.
В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты подразделяются на на два вида- законы и подзаконные акты.
Основание их классификации — юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. Закон выступает как базовый первичный регулятор, а подзаконный акт – в качестве производного специализированного акта – по предмету, субъекту принятия и форме.
Закон – правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или референдумом, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Перечислим основные специфические черты закона, отличающие его от других нормативно-правовых актов:
- Закон обладает высшей юридической силой среди иных подзаконных актов;
- Принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или референдумом.
- Принимается в особом процедурном порядке
- Регулирует наиболее важные общественные отношения.
Закон категоричен, отличается формальной определенностью и меньшей степенью подвижности. Классификации законов:
1. учитывая содержание закона, можно предположить типологию законов по основным сферам государственной и общественной жизни. (например, законы, регулирующие отрасль трудового права).
2. допустима типология законов по юридической силе. (Конституции, конституционные законы, органические законы, обычные законы, чрезвычайные законы)
3. по структурной форме, по способу упорядочивания в виде сборников или сводов актов (инкорпорация, консолидация кодификация).
4. свойственный законам особый, установленный в нормативном порядке способ их подготовки, рассмотрения и принятия позволяет выделить такой критерий как порядок их издания:
а) парламентом; б)постоянно действующим коллегиальным органом (как, например в Китае); в)военным советом в условиях военного режима; г)референдум.
5. по территории действия, законы бывают:
-общенациональные (действующие на территории всего государства);
- локальные: а) законы, которые принимаются национальным парламентом, б) законы, которые принимаются представительными органами субъекта федерации, в) местные законы, которые принимаются представительными органами автономных образований (например, на Сицилии в Италии).
Характеристика законов как нормативно-правовых актов высшей юридической силы означает, что все нормативные акты иного юридического качества являются подзаконными. Подзаконный акт издается государственными органами на основе и во исполнение закона для специализированного регулирования и решения конкретных задач. Его отличает более простая процедура принятия и быстрота изменений, что вполне объяснимо потребностями текущего управления государственными делами. Подзаконные акты различаются по видам с учетом статуса принимающего их органа – указы и распоряжения главы государства, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции и другие акты министерств и ведомств, акты контрольных и судебных органов, акты местного самоуправления.
Договор с нормативным содержанием. Договор нормативного содержания – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Понимание договора как универсального правового источника зародилось в античности. Как отмечается в литературе, согласие (consensus) народа римские юристы были склонны считать универсальным правообразующим фактором, сводили к договору и закон, и обычное право. В России подобных взглядов на предмет нормативного договора придерживались Ф.Ф. Кокошкин, В.Ф. Тарановский, Н.Г. Александров. В настоящее время такую позицию разделяют С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров и др.
Признаки нормативных договоров: 1) содержат правила поведения, регулирующие поведение не столько непосредственно участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов; 2) характерна многочисленность и неопределенность адресатов; 3) рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение.[4] Внешне согласительная природа договорных нормативных установлений проявляется через употребление оборотов «стороны договорились», «стороны условились», «стороны обязуются» и т.п. Установление (создание, санкционирование, изменение, отмена) правовых норм охватывается понятием «правотворчество». Договорное правотворчество – способ правотворческой деятельности, основанный на волесогласовании обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм. В самом общем плане можно выделить три стадии договорного правотворческого процесса: а) подготовка и согласование проекта договора; б) заключение договора; в) введение договора в действие. Конечный вариант проекта вырабатывается на основе различных согласительных процедур (консультаций, переговоров и т.п.). На стадии заключения договора происходит подписание соответствующих документов, что является выражением согласия, достигнутого сторонами договора. Возможны и другие формы выражения согласия – к примеру, обмен документами, образующими договор (в международном договорном правотворчестве). Третья стадия договорного правотворчества – введение договора в действие – включает различные процедуры, совершаемые с уже заключенными договорами для вступления их в юридическую силу: ратификация, утверждение, принятие - для международных договоров; ратификация, регистрация – для отдельных видов внутригосударственных договоров и т.п., а также официальное опубликование или иные способы доведения содержания его норм до адресатов.