Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:29, курсовая работа
В данной курсовой работе я попробую раскрыть понятие, виды и содержание источников (форм) права, проанализировать понятие источников (форм) права, рассмотреть степень значимости различных видов источников (форм) права в современных правовых семьях, более глубоко изучить исследование источников (форм) права Российской Федерации. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить собственное представление об источниках права, о том, как действует и изменяется этот институт, каковы основные тенденции его развития. Понятие "источник права" существует много веков.
Введение 3
1. Понятие источника (формы) права. 5
2. Основные виды источников (форм) права в современных государствах.8
3. Основные источники (формы) права в РФ. 21
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Договоры выполняют роль вспомогательных, или, фактически, даже основных регуляторов в тех или иных сферах отношений - от конституционного права до социального обеспечения.
Включение договоров и соглашений, причем всех без исключения, в национальную систему права характерно для американской юридической доктрины, в отличие от континентальных правовых систем. Здесь традиционно используются понятия формального и неформального права. Последнее подразумевает и социальные нормы, устанавливаемые гражданами на основе соглашений. Оба типа, по мнению американских юристов, составляют правовую систему общества.
Доктрина (Юридическая наука). Юридическая наука – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи и т.д.), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
Исторически отношение к правовой доктрине как к источнику права менялось кардинально. В англо-саксонской правовой семье правовая доктрина способна играть такую же роль, как и прецедентное право. И судьи, и ученые определяют принципы, разрабатывают правовые категории. Противники признания правовой доктрины источником права выдвигают тот аргумент, что подобные подход чрезвычайно расширяет понятие права. Академическая правовая наука находится под сильным воздействием прецедентного права. Это приводит к тому, что она не всегда способна изучать происходящее на самом деле, не позволяет действовать обратной связи и внедрять научные достижения в практику. Особое место в правовой науке стран «общего права» занимает правовая наука США. Например, доктрина защиты права собственности, разработанная Т.Кули, оказала сильное влияние на конституционное право США. Ф. Нортон отмечает, что и современные научные разработки по конституционному праву могут рассматриваться в качестве источников права, поскольку в этой области существует небольшое число законов и прецедентов и большое число неписаных конституционных соглашений, определить конкретное содержание которых весьма затруднительно. Эту задачу призвана выполнять доктрина.
В романо-германской правовой семье доктрина в течение длительного времени была основным источником права. Именно в университетах были выработаны в период ХIII-ХIХ веков основные принципы права. Доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель; устанавливает методы, с помощью которых исследуют право и толкуют законы.
Доктринальные формы права:
-Правосознание – это оценка права, существующая в обществе и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, определяющая, что считать правомерным, а что – нет. Правосознание приобретает собственную регулятивную силу тогда, «когда отмененное законодательство ликвидированного строя еще не заменено новым».
-Право юридической экспертизы может иметь статус и источника, и формы права. Исторические корни экспертного права находятся в римской практике, точнее, в решении императора Августа дать экспертизам выдающихся юристов императорскую санкцию и авторитет. Кроме того, для возникновения экспертного права исключительно большую роль сыграли авторитет экспертов и доверие адресатов заключений. В действующем законодательстве России есть случаи признания экспертного права, то есть факты реального действия экспертных заключений. К ним можно отнести градостроительную экспертизу, юридическую экспертизу Минюста России. Велика роль экспертных заключений в процессуальном законодательстве.
- принципы права, которые представляют собой основные направления правового воздействия. Отнесение принципов права к источникам права не принято в отечественной юриспруденции, за исключением международного права. Функциональная роль общих принципов права видится в том, что они представляют собой «исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания». Принципы права закреплены в правовых актах: некоторые довольно пространно (например, принцип свободы договора), другие коротко (принцип презумпции невиновности). Большая же их часть в законодательстве только названа (гуманизм, автономия). Их особенность состоит в том что они не оказывают воздействия на поведение субъектов права (ни регулятивного, ни охранительного). Как правило, они выполняют роль основы, условия для осуществления воздействия со стороны норм- правил поведения. Они нужны в случае пробела в праве при использовании механизма аналогий. К числу принципов права относятся справедливость, разумность, нравственность, соответствие добрым нравам. Особенность этих морально-этических оснований права в том, что имеется достаточный опыт их использования в непосредственном регулировании общественных отношений, в силу чего их относят к самостоятельным формам права.
Принцип разумности в праве означает соответствие поведения индивида социальному опыту, осознанность, мотивированность его деяний. Разум или принцип разумности при определенных исторических и законодательных условиях может претендовать на статус формы права.
Справедливость представляет собой нравственный ориентир во взаимоотношениях людей и нередко толкуется в контексте понятий «честность», «беспристрастность», «истина». Выделяют три основные функции справедливости: «помощь праву, доставляемая индивидуализацией дела, затем пополнение имеющихся в праве пропусков и, наконец, исправление слишком суровых последствий юридических норм».
К числу нетрадиционных источников права можно отнести:
право односторонних обещаний и программное право. По мнению Л.И. Петражицкого, это, «Например, обещания монархов сохранить или предоставить известные права народу или известной его части, сохранять и свято соблюдать прежние права, конституцию и т.п.» [5]
- Другой источник – право программ, сообщений о будущих действиях, программное право. В сегодняшней общественной практике к таким формам относятся, например, предвыборные программы, выступления, которые часто так и называются – программные. Нередко публичные обещания делаются при межгосударственном общении на высшем уровне. Осуществление изложенных тезисов не поддерживается принудительной силой государства. Оно отражает общественное (если не массовое, то групповое) сознание, в том числе в правовой сфере.
- Религиозные тексты – источник права, характерный для мусульманских стран (Саудовская Аравия, ОАЭ).
Мусульманское право, является одной из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином. Мусульманское право имеет четыре источника права.
Это прежде всего Коран – священная книга ислама, первый источник мусульманского права. Содержащихся в нем положений юридического характера явно недостаточно для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами. Сунна,– это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только адаты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм.
Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Применяемые в определенных условиях коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят к иджме. Единогласное мнение компетентных лиц – фукаха – придает правовому решению силу закона. Иджма в настоящее время представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.
Кияс, или суждение по аналогии. Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права.
Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Мусульманское право отличает глубокая оригинальность в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности. Основанное на Коране (книге откровений) мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника.
- Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Все три шастры – дхарма, артха и кама – легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их. При этом каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит: брахман – в соответствии с дхармой, правители и торговцы – с артхой, а женщины, у которых нет собственной посмертной судьбы, - с камой.
В современной доктрине книга, которая непосредственно посвящена праву в том смысле, в котором его понимают на Западе, называется виавахара. В начале её говорится об отправлении правосудия в процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающих частное и уголовное право. Нормы публичного права встречаются в дхармашастрах, но о науке управления говорится не в них, а в артхашастрах.
Индусское право – это право сообщества, объединяемого брахманизмом. В наши дни наблюдается стремление заменить это право правом национальным, применение которого не зависит от религиозной принадлежности граждан. Современная тенденция в Индии – заменить традиционные концепции религиозного права (индусского, мусульманского или канонического) западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называют индийским правом в отличие от индусского права.
Основные источники (формы) права в РФ.
Каждая система права, наряду с другими особенностями, отличается своеобразием системы источников (форм) права. В Российской Федерации, как и в других государствах романо-германской правовой семьи, основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты). В предыдущих главах были приведены примеры действия различных второстепенных для Российской Федерации источников права (таких как обычай, программное право, доктрина, принципы международного права и др.). Эта глава будет посвящена приоритетному для России источнику права, приведена систематизация нормативно-правовых актов, рассмотрены проблемы их взаимного функционирования. Для начала охарактеризую основные принципы построения российской правовой системы:
1. Принцип иерархии актов или принцип законности.
2. Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой.
3. Принцип компетентности. Нормативные акты должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.
4. Принцип формализованности. Обязательным условием законности нормативного акта является строгое соблюдение правотворческих процедур при его принятии и введении в действие. Этот принцип должен неуклонно соблюдаться на всех стадиях правотворческого процесса.
5. Принцип публичности или общедоступности. Любые нормативно-правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании акта всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный нормативный акт не применяется и не порождает правовых последствий.
6. Принцип приоритета международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем нормативно-правовым актом, то применяются нормы международного договора.
7. Принцип перспективного действия. Нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.
Поскольку Россия является страной федеральной формы госустройства, подразумевается деление нормативно-правовых актов по территории их действия на общенациональные и локальные. На федеральном уровне действуют следующие источники права:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Данная Конституция принята референдумом, является основным действующим законом государства. Официально признанные и закрепленные в Конституции РФ естественные права и свободы человека имеют приоритетное значение в российской системе права. Так, ст. 18 Конституции гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и является главным правоустанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права. Все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции РФ.