Понятия норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я попробую раскрыть понятие, виды и содержание источников (форм) права, проанализировать понятие источников (форм) права, рассмотреть степень значимости различных видов источников (форм) права в современных правовых семьях, более глубоко изучить исследование источников (форм) права Российской Федерации. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить собственное представление об источниках права, о том, как действует и изменяется этот институт, каковы основные тенденции его развития. Понятие "источник права" существует много веков.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие источника (формы) права. 5
2. Основные виды источников (форм) права в современных государствах.8
3. Основные источники (формы) права в РФ. 21
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Федеральные законы. В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. Законодательная власть в РФ (право издавать общефедеральные законы) принадлежит Федеральному Собранию (парламенту) РФ — высшему представительному и законодательному органу РФ. Особый порядок принятия данного вида законов регламентирован Конституцией. В России существует 3 вида федеральных законов:

Федеральные конституционные законы. В иерархии источников конституционного права обладают высшей юридической силой среди законов. Согласно со ст. 108 Конституции, Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции. Всего Конституция предусматривает необходимость принятия четырнадцати таких законов. Часть из них уже принята (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), а некоторые другие (например федеральные конституционные законы о Конституционном собрании, об изменении статуса субъекта РФ и др.) еще предстоит принять.

Федеральные законы. Принимаются по всем вопросам, составляющим предмет конституционного права. Основную массу федеральных законов составляют обычные (некодифицированные) законы, регулирующие отдельные, наиболее важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений). К таким законам относятся, например, Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 14 апреля 1995 г.), Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 5 сентября 1997 г.), закон РФ «О гражданстве» (от 31.05.2002).

Законы о поправках Конституции. Принимаются в случае необходимости внесения изменений в главы 3-8 Конституции.

Указы Президента РФ (нормативный указ президента, ненормативный указ президента) относятся к подзаконным нормативно-правовым актам. Согласно ч.1 ст.90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, обязательные на всей территории РФ, которые «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». Нормативные указы Президента РФ регулируют широкий круг вопросов (от политики государства в определенной отрасли экономики до защиты малоимущих слоев населения). Но после того как те же самые вопросы оказываются урегулированными в форме федерального закона, Президент по списку отменяет ранее изданные им нормативные указы или вносит в них соответствующие изменения и дополнения. Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочия главы государства, но не подменять или даже временно замещать закон. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится вся иерархия правовой системы. Кроме этого формального момента, возникают большие потрясения и напряженности в социальной жизни.[6].

Постановления правительства Российской Федерации. В соответствии со ст. 114 Конституции очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории РФ. Это вопросы федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. В качестве примера можно сослаться на Постановление Правительства РФ от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». Порядок (процедура) издания правительственных актов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 2 ст.114 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ». В случае их противоречия указанным актам постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Приказы, инструкции, положения, уставы центральных органов исполнительной власти РФ. Федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты. Эти нормативно-правовые акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикации в установленном порядке, если они затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер. Правительство РФ может отменить акты (нормативные и ненормативные) центральных органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, законам РФ, указам и распоряжениям Президента, постановлениям и распоряжениям Правительства.

Внутригосударственные договоры и соглашения. Административные договоры чаще других договоров и соглашений имеют нормативный характер. Это отличает административные (публично-правовые) договоры от договоров частного права. В качестве примера можно привести договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами, которые являются нормативной базой для издания различных индивидуально-правовых актов (административных, юрисдикционных, договорных, планово-экономических и др.) Общеобязательность договорных условий для многочисленного и формально неопределенного круга третьих лиц подтверждает их нормативный характер. Но внутрифедеральные договоры содержат не просто индивидуальные правила поведения, а нормы права, и по юридической силе занимают место, сравнимое с федеральным законодательством. Нормативными являются Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ и отраслевые (тарифные) соглашения, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики. Мерой ответственности сторон за уклонение от участия в переговорах по заключению соглашений или невыполнение условий этих соглашений являются дисциплинарные и административные санкции, налагаемые на виновных должностных лиц.

Ратифицированные международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Проверка конституционности всех видов законов, их отдельных положений по содержанию, форме и порядку принятия – одно из главных полномочий Конституционного Суда РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд РФ фактически выполняет правотворческую функцию (пусть и в определенных пределах), осуществляя конкретизацию и интерпретацию норм Конституции РФ. Причем подчас эта интерпретация расходится с позицией законодателя и правоприменителей. Конституционный Суд РФ также создает новые нормы, в особенности процедурного характера, восполняющие пробелы Конституции. В решениях Конституционного Суда РФ, в их мотивировочных частях, как правило, формулируются критерии нового законодательного регулирования.

Следующая ступень в иерархии нормативно-правовых актов России по сфере действия – акты субъектов федерации.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации составляют значительную часть действующих в стране нормативных актов. Согласно Конституции РФ (ст. 76), субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ).

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативно-правовые акты, как конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.

В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативно-правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.

В круг нормативных актов как источников права входят и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые ими по вопросам местного значения в порядке делегированного государством нормотворчества согласно Конституции РФ (ст. 12). Так, представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением принимается устав муниципального образования. В нем, определяются виды, порядок принятия и вступления в силу других нормативно-правовых актов органов местного самоуправления — актов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.

На соотношении закона и подзаконных актов отрицательно сказывается противоборство властей как на федеральном и региональном уровнях, так и между ними. Соображения политической целесообразности подчас приводят к превышению объема полномочий органа, к попыткам издать указ вместо закона, ограничить сферу действия федеральных законов актами президентов республик и губернаторов. Подобное нормотворчество меняет легальные основы и границы деятельности публичных структур, приводит к компетенционным сдвигам, когда легальный и фактический объем их полномочий не совпадает. Следует отметить деформирующее влияние на баланс законов и подзаконных актов негативных социально-экономических явлений. Коррупция, лоббизм, стремление реализовать корпоративные, а не государственные интересы служат подчас неформальным источником правотворчества. В результате снижается потенциал легальных актов, и ломаются связи между ними. Целесообразно принять следующие меры. Во-первых, необходимо принять федеральный закон «О нормативных правовых актах РФ». Во-вторых, должны быть четко урегулированы основания издания подзаконных актов. В-третьих, важно добиться строгой «привязки» подзаконных актов к исполнению предписаний законов. В-четвертых, было бы хорошо в научных исследованиях уделять гораздо больше внимания разработке средств и процедур обеспечения гармоничного сочетания законов и подзаконных актов.[7]

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В завершении данной курсовой работы необходимо подвести итоги.

В первой главе были описаны проблемы соотношения источников и форм права, приведены дефиниции данной правовой категории с точки зрения восприятия источников и форм права в материальном, идеальном, формально-юридическом смыслах. При употреблении понятия «источник права» обычно под ним понимают юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках доставляется уточнение – «формы».

Во второй главе были перечислены виды источников и форм права. Наиболее известные формы существования государственно-признанных норм следующие: правовой  обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, нормативный правовой акт правовая доктрина, религиозный текст. К числу основных правовых систем современности относятся романо-германская и англо-саксонская правовые семьи. В настоящее время наблюдается тенденция к сближению правовых семей, происходит взаимопроникновение и изменение степени значимости источников (форм) права.

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного регулирования общественной жизни.

В третьей главе данной работы рассмотрена система источников права Российской Федерации. Поскольку Россия относится к странам романо-германской правовой семьи, ведущим источником и регулятором права являются нормативно-правовые акты.

Формы (источники) права имеют большое значение для укрепления законности в правовом государстве. От системы источников права во многом зависит прочность законности в государстве.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М., 1998.

2.      Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Акты правосудия как источники административного права.//Журнал Российского права. 2004. № 2.

3.      Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права.//Журнал российского права.2003. №1.

4.      Бошно С.В. Соотношение понятий источник и форма права.//Юрист. 2001. №10.

5.      Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

6.      Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права.//Государство и право. 1998. № 2.

7.      Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора.//Журнал российского права.2000. №7.

8.      Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ президента России: проблемы взаимоотношений и пути их совершенствования.//Государство и право. 2003. № 2.

9.      Калинин А.Ю., Комаров С.А. Формы (источники) права в теории государства и права //Известия ВУЗов. Правоведение. 2000. № 6

10. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт.//Журнал российского права. 2000.№ 2.

11. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права.//Государство и право. 1995. №2.

12. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2

Информация о работе Понятия норм права