Понятия "норма" и "аномалия" в психическом и личностном развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 В целом  нарушения в развитии проявляются  в устойчивой низкой успеваемости  или неуспеваемости ребенка; "трудновоспитуемости", асоциальном поведении.

 

Критерии явления "норма - аномалия"

 

 Закономерно  встает вопрос о том, как  определить педагогу общеобразовательной  школы степень тяжести нарушения,  установить - лежит ли это отклонение  в пределах "нормы" или является  патологическим? Вряд ли можно  найти исчерпывающие и однозначные  критерии. Тем не менее такие критерии есть. Известен "критерий психопатий Ганнушкина - Кербикова", позволяющий определить патологию характера (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Первый признак - относительная стабильность характера  во времени, т.е. он мало меняется в течение  жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетельством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В.П.Кащенко, говоря о существенных различиях между "нормальными и ненормальными людьми". Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет

и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и  способны к необходимой социальной адаптации.

 Второй признак - тотальность проявлений характера: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, т. е. при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а "на людях" - другой, то это не патология.

 Третий признак - социальная дезадаптация, заключающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю. Б. Гиппенрейтер).

 Есть и другие критерии  оценки, позволяющие установить отклонения в любом поведении.

 Крупный английский  специалист в области детской  психиатрии  М.Раттер для оценки  отклонений в любом поведении  предложил следующие критерии:

Необходимо учитывать  возрастные особенности и половую  принадлежность ребенка.

 Некоторые особенности  поведения являются нормальными  только для детей определенного  возраста. Так, тревога при разлуке  с близкими (матерью) типична для  малышей, начинающих ходить (это  настолько типично, что безразличная  реакция ребенка этого возраста  на разлуку с родителями - возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близкими - явление весьма редкое и поэтому ненормальное.

 Что касается половых  различий, то даже в позднем  детстве поведение мальчиков  и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми женскими чертами, а у большинства девочек - некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается "весь набор женских особенностей поведения", и это - нарушение.

Длительность сохранения расстройства.

 Почти каждый ребенок  в какой-то момент переживает  состояние нежелания идти в  школу. Это может продолжаться  от одного дня до нескольких  недель. Если же такое состояние  продолжается несколько месяцев  или даже лет, то это должно вызывать тревогу.

Жизненные обстоятельства могут  вызывать временные колебания в  поведении и эмоциональном состоянии  детей. Развитие никогда не происходит гладко. "Психологическая энергетика" имеет свои пики и свои падения, в  силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое - обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями.

В одних условиях колебания  происходят чаще. Это зависит от обстоятельств жизни ребенка. Для  многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колебаний. Смена школы или класса - событие, которое вызывает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.

Дифференциация нормального  и аномального поведения не может  быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной культурной среды. Поэтому важно учитывать социокультурные различия, которые имеют место в обществе.

Важно иметь в виду степень  нарушения. Отдельные симптомы встречаются  гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.

Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие  трудности поведения для детей  характернее, нежели серьезные, часто  повторяющиеся расстройства. Очень  важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно относиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.

Ситуационная специфичность  симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой проявляется  нарушение поведения. Хотя это не самый важный критерий, но он может  пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

 

 Таким образом, решая  вопрос об отклонении поведения  от нормы, следует принимать  во внимание, по убеждению М.Раттера,  комбинацию из всех названных  критериев. Хотя и в этом  случае определение "ненормальности" не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок -это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.


Информация о работе Понятия "норма" и "аномалия" в психическом и личностном развитии ребенка