Понятия "норма" и "аномалия" в психическом и личностном развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 Ребенок развивается  как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно  поэтому отклонения в его развитии  Э.Эриксон рассматривает в контексте  целостного развития его личности.

 Базовым качеством  нормального человека является идентичность, или, иначе говоря, целостность. Это обобщенное понятие, которое включает в себя понятие психического здоровья человека, чувство устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Идентификация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребности. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя, восприятия себя с точки зрения других людей и исторического времени.

Формирование  идентичности, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни  человека и проходит ряд стадий. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребенку люди, но и  широкое социальное окружение, общество, конкретные социальные условия, т.е. время и место осуществления психической жизни ребенка. Эриксон выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. На каждой стадии возникает возможность формирования противоположных качеств, которые человек осознает в себе и с которыми начинает себя идентифицировать. В ходе развития у человека последовательно формируются качества, каждое из которых в определенный момент становится определяющим его психическую жизнь и поведение. При этом развитие предполагает наличие реальных и потенциальных свойств, которые избирательно влияют на другие свойства личности и регулируют воздействия социальной среды, отбирая соответствующие возможности ребенка и взрослого. При этом потребность в принятии группой, социальным окружением является важнейшим источником активности человека и проявляется как механизм включения ребенка в систему общественных отношений.

 Переход  от одной формы идентичности к другой сопровождается кризисами. В этот момент усиливается уязвимость, но одновременно возрастают потенциал человека, энергия для дальнейшего развития. Общество же предлагает человеку новые задачи и возможности для реализации этого потенциала. На каждом этапе развития человек оказывается перед выбором полярных отношений к миру и к себе.

 Первая стадия -до 1 года. Развитие в это время  в основном детерминируется близкими  людьми, родителями, которые формируют  у ребенка чувство базового  доверия, т.е. открытости к миру, или недоверия, настороженности, закрытости к окружающему. Возникает чувство собственной идентичности. "Количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта" определяется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. "Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре", - подчеркивал Э.Эриксон.

 Этнографические  исследования Э.Эриксона говорят  о том, что в разных культурах  существуют разные "схемы доверия"  и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах принято туго пеленать ребенка, давать ему возможность покричать и поплакать, "чтобы его легкие были сильнее". Такой способ ухода, по мнению Эриксона, характерен для русской культуры. Этим, по его мнению, объясняется особая выразительность глаз русских людей, поскольку туго запеленутый ребенок имеет основной способ связи с миром - через глаза (Л.Ф.Обухова).

 

 Вторая стадия - от 1 года до 3 лет - состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости или, напротив, зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.

 Чувство  стыда и сомнения появляется в результате жесткого контроля. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового отношения к миру. Оно поддерживается и сохраняется благодаря контролю со стороны родителей, через ограничение желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать. "Внешняя твердость должна предохранять ребенка от потенциальной анархии со стороны еще не тренированного чувства различения, его неспособности осторожно удерживать и отпускать", - пишет Э.Эриксон. Но эти ограничения создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

 Борьба чувства  независимости против стыда и  сомнения приводит к установлению  соотношения между способностью  сотрудничать с другими людьми  и настаивать на своем (видимо, упрямство), между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие не будут жестко подавлять и чрезмерно управлять стремлением ребенка к автономии. Чувство доброжелательности и гордости происходит из чувства самоконтроля при положительной самооценке. Внешний, чужеродный контроль, утрата чувства самоконтроля приводят к появлению устойчивой склонности к сомнению и стыду, чувства зависимости от взрослых.

 Третья стадия - с 3 до 6 лет. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир. В игре он совместно со сверстниками осваивает систему отношений между людьми. У ребенка возникает желание выйти из роли маленького и включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность. Но взрослые всемогущественны, они диктуют ему строгие правила поведения, могут стыдить и наказывать. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, осваивает практически социальные, этические нормы и правила. У него развивается чувство инициативы, активной предприимчивости. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. Но это связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила ему предъявляются. Агрессивное поведение ребенка ведет к ограничению взрослыми его инициативы и появлению чувства вины и тревожности.

Четвертая стадия - от 6 до 14 лет. В это время развивается  либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Ребенок идет в школу, начинается систематическое приобщение его к знаниям. Школа, учитель, одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько ребенок успешно учится, как складываются у него отношения с учителем и одноклассниками, зависит благополучие или неблагополучие его становления. Трудолюбию противостоит чувство неадекватности и неполноценности. По мнению Эриксона, ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. Если в благоприятных случаях значимость отца и матери отходит на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

 Эриксон  подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности. Поэтому снисходительное одобрение или незаслуженная похвала не должны его удовлетворять. Идентичность его полноценна в том случае, когда он понимает, что его достижения соответствуют тем требованиям, которые значимы в данной сфере жизни.

 

 Пятую стадию - с 14 до 20 лет - характеризует самый  глубокий жизненный кризис. Формируется  первая цельная форма идентичности. К этому кризису приводят три  линии развития: физический рост и половое созревание, озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее индивидуальным способностям и требованиям общества. В этом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Все прежние, старые задачи он должен теперь решить сознательно, будучи убежденным, что его выбор значим для него и для общества. Именно в таком случае социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

 На юношеский  возраст приходится основной  кризис идентичности, за которым  следует либо обретение "взрослой  идентичности", либо задержка  в развитии. Острота этого кризиса  зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к задержке в личностном развитии и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. "Синдром патологий идентичности", по Э.Эриксону, включает: возврат к инфантильному уровню и желание как можно дольше оставаться ребенком; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс") и др. (Л.Ф.Обухова).

Становление личностной идентичности позволяет молодому человеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития относятся  к периоду взрослости и имеют  свои задачи, связанные с формированием  самостоятельности, автономности личности, творчества. Таким образом, при неблагоприятных условиях развитие ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрессии, противоречивости, внутренней конфликтности.

Общепсихологические аспекты проблемы нормы - аномалии рассматриваются в рамках развивающейся психологии личности. В отечественной психологии это направление представлено в работах Б.С.Братуся. Согласно его точке зрения, степень личностного здоровья человека определяется его отношением к другому человеку. Признаками и атрибутами нормального развития он считает отношение к другому человеку как к самоценности (это - главный признак), способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни.

Речь, конечно, идет не о состоянии, а о тенденции  развития, т.е. это те направления, в  которых осуществляется нормальное развитие человека. Эти критерии имеют  достаточно общий характер, но они  могут быть конкретизированы (операционализированы) и использованы в практике.

 

Психическое здоровье и факторы риска в детском  возрасте

 

 Многие зарубежные  авторы центральное место отводят  исследованию механизмов возникновения  отклонений, трудностей и негативных  сторон личности. Одним из первых обратил внимание на позитивные стороны развития личности американский психолог гуманистического направления Абрахам Маслоу. Он изучал личности здоровых и творческих людей, считал, что психология должна иметь дело с сильными сторонами личности, а не только с человеческими слабостями. Маслоу разработал концепцию психически здорового человека, сущность которой раскрывается в следующих положениях.

"Во-первых, у  человека есть собственная сущностная  природа, самость. Это врожденные  потребности, способности и тенденции, которые по своей сути не злы, а добры или нейтральны.

 Во-вторых, полностью  здоровое, нормальное и желательное  развитие состоит в актуализации  этой природы, в реализации  этих возможностей. Это скорее  самоактуализация, т.е. стремление к саморазвитию.

 В-третьих,  эта внутренняя природа человека  слаба, тонка, хрупка и может  легко одолеваться внешними препятствиями:  давлением культуры, неправильным  отношением окружающих, собственными  привычками и слабостями".

 Практически  каждое человеческое существо, говорит А. Маслоу, имеет активную волю к здоровью, импульс к росту или к актуализации человеческого потенциала.

 У человека  нет врожденного зла. Несчастным  и невротичным его делает окружение.  Маслоу предложил теорию человеческой  мотивации, в которой различает базовые потребности и метапотребности.  Базовые потребности - это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении.  Метапотребности - это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве, потребности в личностном росте. Базовые потребности сильнее метапотребностей и организованы иерархически. Метапотребности также врожденные, и если они не удовлетворяются, то это становится причиной таких психопатологий, как отчужденность, страдание, апатия, цинизм.

 Здоровая  личность, по А. Маслоу, - это самоактуализирующаяся  личность, отличительными чертами  которой являются:

более адекватное восприятие действительности, свободное  от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес  к неизведанному;

принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие  такого поведения со стороны другого;

спонтанность  проявлений, простота и естественность, деловая направленность;

склонность  к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям жизни;

автономия и  независимость от окружения, устойчивость к фрустрациям;

свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже  известном;

чувство общности с другими людьми, отсутствие враждебности, зависти;

демократичность в отношениях, готовность учиться  у других;

устойчивые  внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла, ориентированность  на цели;

"философское"  чувство юмора: отношение с  юмором к жизни и самому  себе, но сочувствие ущербным или попавшим в беду;

креативность (творческость), не зависящая от того, чем человек  занимается;

отсутствие  склонности к конформности, бездумному бунтарству, критичное отношение  к своей культуре.

 Существенный  вклад в развитие концепции  психически здорового человека внес один из основоположников гуманистической психологии К.Роджерс. Многолетний опыт психотерапевта позволил ему сформулировать понятие полноценно функционирующий человек. Это психически здоровый, творческий человек, который "открыт опыту", т.е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадка духа, боли, но и чувствам смелости, нежности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства и жить ими, не прибегая к защитным реакциям.

Информация о работе Понятия "норма" и "аномалия" в психическом и личностном развитии ребенка