Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:10, реферат
Цель: Рассмотреть характер, акцентуацию черт характера.
Задачи:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Выявить, что такое характер, и какие виды акцентуаций черт характера существуют.
3. Рассмотреть типологию характера.
4. Отследить формирование характера у детей и пути его воспитания.
1. Введение
2. Общие понятия о характере
3. Типология характера
4. Черты характера
5. Акцентуация характера
6. Характер и темперамент
7. Личность и характер человека
8. Формирование характера у детей и пути его воспитания
9. Заключение
10 Список литературы
Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют зги понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера н темперамента можно выделить четыре основных;
1. отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружнцкий);
2. противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);
3. признание
темперамента элементом
4. признание
темперамента природной
Б,Г,Ананьев),
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером
темперамент перестает быть самостоятельной
формой проявления личности, а становится
его динамической стороной, заключаясь
в определенной эмоциональной направленности
свойств характера, определенной скорости
протекания психических процессов н проявлений
личности, определенной характеристике
выразительных движений н действий личности.
Здесь же следует отметить влияние, оказываемое
на формирование характера динамическим
стереотипом, т.е, системой условных рефлексов,
образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся
систему раздражителей. На формирование
динамических стереотипов у человека
в различных повторяющихся ситуациях
влияет его отношение к обстановке, в результате
чего могут изменятся возбуждение, торможение,
подвижность нервных процессов, а, следовательно,
общее функциональное состояние нервной
системы.
Черты темперамента и характера органически
связаны и взаимодействуют друг с другом
в целостном едином облике человека, образуя
неразделимый сплав интегральную характеристику
его индивидуальности.
Личность и характер человека
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.
Одной их черт характера человека, обнаруживающих
особенную возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная
с ней по смыслу черта – замкнутость, а
также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие,
- экставерсия и интроверсия.
Много полезного в понимании генезиса
и функционирования этих черт характера
внес К. Юнг. «Рассматривая течение человеческой
жизни, - писал он, - мы видим, что судьбы
одного обусловливаются преимущественно
объектами его интересов, в то время как
судьбы другого – прежде всего его собственной
внутренней жизнью». Первый тип людей
можно назвать экстравертированным, второй
– интровертированным.
Интровертный тип – замкнутость, затруднённость в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя.
Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к её необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность.
Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.
Но также можно выделить и Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Формирование характера у детей и пути его воспитания
Формирование характера начинается с
раннего детства. Уже в дошкольном возрасте
обрисовываются первые контуры характера,
начинает складываться привычный образ
поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости,
выдержки, смелости в дошкольном возрасте
формируются прежде всего в игре, особенно
в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
С поступлением в школу начинается новый
этап формирования характера.
Ребенок впервые сталкивается с рядом
строгих правил и школьных обязанностей,
определяющих все его поведение в школе,
дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у
школьника организованность, систематичность,
целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно
важную роль в формировании характера
играет школьный коллектив. В школе ребенок
вступает в новые для него отношения с
учителями, в отношения содружества и
взаимопомощи с товарищами. У него развивается
сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство
товарищества, коллективизм.
Особенно интенсивно развиваются черты
характера у подростков. Подросток в значительно
большой мере, чем младший школьник, участвует
в жизни взрослых, к нему предъявляют более
высокие требования. Подросток в своей
учебной и общественной деятельности
уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством
долга и ответственности перед коллективом,
желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо
закреплять не только определенную форму
поведения, но и соответствующий мотив
этого поведения, ставить детей в такие
условия, чтобы их практическая деятельность
соответствовала их идейному воспитанию,
чтобы они применяли на практике усваиваемые
принципы поведения. Если условия, в которых
жил и действовал ребенок, не требовали
от него, например, проявления выдержки
или инициативности, то соответствующие
черты характера у него и не выработаются,
какие бы высокие моральные идеи ни прививались
ему словесно.
Нельзя воспитать мужественного человека,
если не поставить его в такие условия,
когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все
трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера
играет живое слово учителя, воспитателя,
с которым он обращается к ребенку. Значительное
место занимают, в частности, этические,
или моральные, беседы. Их цель - формировать
у детей правильные моральные представления
и понятия. Для более старших школьников
один из путей формирования характера
- самовоспитание.
Однако и у младших
школьников учитель должен воспитывать
стремление изжить у себя те или иные недостатки,
нежелательные привычки, выработать полезные
привычки. Особенно важна необходимость
индивидуального подхода в воспитании
характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
заключение
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения.
Информация о работе Понятие о характере. Акцентуация черт характера