Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:10, реферат
Цель: Рассмотреть характер, акцентуацию черт характера.
Задачи:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Выявить, что такое характер, и какие виды акцентуаций черт характера существуют.
3. Рассмотреть типологию характера.
4. Отследить формирование характера у детей и пути его воспитания.
1. Введение
2. Общие понятия о характере
3. Типология характера
4. Черты характера
5. Акцентуация характера
6. Характер и темперамент
7. Личность и характер человека
8. Формирование характера у детей и пути его воспитания
9. Заключение
10 Список литературы
Черты характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить
и понять такое сложное целое, как характер,
нельзя, не выделив в нем отдельных сторон
или типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям
и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение
к общественным обязанностям и долгу прежде
всего проявляется в отношении личности
к общественному труду. В этой связи выявляются
такие черты характера, как трудолюбие,
добросовестность, настойчивость, бережливость,
и противоположные им - леность, небрежность,
пассивность, расточительство. Отношение
человека к труду оказывает решающее влияние
на формирование его других личностных
качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер
закаляется трудом, и кто никогда не добывал
себе собственным трудом насущного пропитания,
тот в большей части остается навсегда
слабым, вялым и бесхарактерным человеком».
Отношение к людям наглядно выступает
в таких чертах характера, как общительность,
вежливость, доброжелательность и т. п.
Антиподами этих черт являются замкнутость,
бестактность, недоброжелательность.
Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека
три характера: тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности».
В целях выяснения сути своего характера
человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит
значительную часть своей жизни. И прежде
всего то, насколько упорядочены у него
отношения с людьми, насколько он нужен
людям, насколько он авторитетен среди
них. Отношение к самому себе проявляется
в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования
личности, помогающих вырабатывать такие
черты характера, как скромность, принципиальность,
самодисциплина.
Отрицательными
чертами характера являются повышенное
самомнение, высокомерие и хвастовство.
Человек, обладающий этими чертами, обычно
неуживчив в коллективе, невольно создает
в нем предконфликтные и конфликтные ситуации.
Нежелательна и другая крайность в характере
человека: недооценка своих достоинств,
робость в высказывании своих позиций,
в отстаивании своих взглядов. Скромность
и самокритичность должны сочетаться
с обостренным чувством собственного
достоинства, основанном на сознании действительной
значимости своей личности, на наличии
известных успехов в труде на общую пользу.
Принципиальность - одно из ценных личностных
качеств, придающих характеру деятельную
направленность. Волевые черты характера.
Под волей понимается сложный психический
процесс, который вызывает активность
человека и пробуждает его действовать
направленно. Воля является способностью
человека преодолевать препятствия, добиваться
поставленной цели. Конкретно она выступает
в таких чертах характера, как целеустремленность,
решительность, настойчивость, мужество.
Данные черты характера могут способствовать
достижению как общественно полезных,
так и антиобщественных целей. Для этого
важно определить, каков мотив волевого
поведения человека. "Храбрый поступок,
мотив которого состоит в порабощении
другого человека, в захвате чужого добра,
в продвижении по службе, и храбрый поступок,
мотив которого заключается в том, чтобы
помочь общему делу, обладают, конечно,
совершенно различными психологическими
качествами.
По волевой
активности характеры подразделяются
на сильные и слабые. Люди с сильным характером
имеют устойчивые цели, инициативны, смело
принимают решения и реализуют их, обладают
большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены
или отдельные из них отсутствуют, относят
к категории слабохарактерных. Им свойственно
пассивное проявление своих деловых и
личных качеств. Зачастую такие люди, имея
самые хорошие намерения, не добиваются
значимых результатов в работе, учебе.
Многие из них искренне переживают свое
неумение самостоятельно, настойчиво
и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у
человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
человек - это единственная система, способная
регулировать сама себя в широких пределах,
т. е. может самосовершенствоваться.
Слабовольные
люди при продуманной педагогической
работе с ними могут стать активно деятельными.
При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его темперамент.
Так, у холерика легче выработать активность
и решительность, чем у меланхолика. Сам
человек должен с юного возраста тренировать
свою волю, вырабатывать такие качества,
как самообладание, активность, смелость.
Акцентуация характера.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
При эндогенных психозах некоторые типы
акцентуаций, видимо, также могут играть
роль предрасполагающего или повышающего
риск заболевания фактора
(шизоидная и сенситивная акцентуации
в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная
— в отношении маниакально-депрессивного
и шизоаффективного психозов).
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации
относится к крайним вариантам нормы.
Она отличается наличием довольно постоянных
черт определенного типа характера. Тщательно
собранный анамнез, сведения от близких,
непродолжительное наблюдение, особенно
в среде сверстников позволяют распознать
этот тип. Однако выраженность черт определенного
типа не препятствует возможности удовлетворительной
социальной адаптации.
Занимаемое
положение обычно соответствует способностям
и возможностям. В подростковом возрасте
особенности характера часто заостряются,
а при действии психогенных факторов,
адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”,
могут наступать временные нарушения
адаптации, отклонения в поведении. При
взрослении особенности характера остаются
достаточно выраженными, но компенсируются
и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень видимо
должна быть отнесена не к крайним, а к
обычным вариантам нормы. В обыденных,
привычных условиях, черты определенного
типа характера выражены слабо или не
проявляются совсем. Даже при продолжительном
наблюдении, разносторонних контактах
и детальном ознакомлении с биографией
трудно бывает составить четкое представление
о типе характера. Такие акцентуации могут
проявляться неожиданно под влиянием
ситуаций и травм, которые предъявляют
повышенные требования к
“месту наименьшего сопротивления”.
Психогенные факторы иного рода, даже
тяжелые, не только не вызывают психических
расстройств, но могут даже не выявить
типа характера. Если же такие черты и
выявляются, это, как правило, не приводит
к заметной социальной дезадаптации.
3. Основные типы акцентуаций характера.
Одна из классификаций принадлежит известному отечественному психиатру А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.
Акцентуация
характера, по Личко, - это чрезмерное усиление
отдельных черт характера, при котором
наблюдаются не выходящие за пределы нормы
отклонения в психологии и поведении человека,
граничащие с патологией.
Такие акцентуации
как временные состояния психики чаще
всего наблюдаются в подростковом и раннем
юношеском возрасте. Объясняет этот факт
автор классификации так: “При действии
психогенных факторов, адресующихся к“месту
наименьшего сопротивления” могут наступать
временные нарушения адаптации, отклонения
в поведении” [ Немов Р.С. Психология ,
М:1998. – С.– 409]
Гипертимный тип. Подростки, относящиеся
к гипертимному типу, с детства отличаются
большой шумливостью, общительностью,
чрезмерной самостоятельностью, даже
смелостью, склонностью к озорству. У них
нет ни застенчивости, ни робости перед
незнакомцами, но зато недостает чувства
дистанции в отношении к взрослым. В играх
любят командовать сверстниками.
Воспитатели
жалуются на их неугомонность. В школе,
несмотря на хорошие способности, живой
ум, умение схватывать все на лету, учатся
неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости,
недисциплинированности. В подростковом
возрасте главная черта—почти всегда
хорошее, даже несколько приподнятое настроение.
Оно сочетается с хорошим же самочувствием,
нередко цветущим внешним видом, высоким
жизненным тонусом, активностью и брызжущей
энергией, всегда прекрасным аппетитом
и крепким освежающим сном. Лишь изредка
солнечное настроение омрачается вспышками
раздражения и гнева, вызванными противодействием
окружающих, их стремлением подавить слишком
бурную энергию, подчинить своей воле.
Реакция эмансипации сильно сказывается
на поведении: такие подростки рано проявляют
самостоятельность и независимость. Со
взрослыми – родителями и педагогами
– у них нередко возникают конфликты.
Крайне бурно реагируют на повседневную
опеку, наставления и нравоучения; плохо
переносят жесткую дисциплину и строго
регламентированный режим. Но в необычных
ситуациях не теряются, проявляют находчивость,
умеют ловчить и изворачиваться. К правилам
и законам представители этого типа относятся
легкомысленно, могут незаметно для себя
проглядеть грань между допускаемым и
запрещенным.
Они всегда тянутся в компанию, тяготятся
и плохо переносят одиночество, среди
сверстников стремятся к лидерству, при
этом не к формальному, а к фактическому—роли
вожака и заводилы. При общительности
в выборе знакомств неразборчивы и легко
могут оказаться в сомнительной компании.
Любят риск и авантюры.
Характерно
хорошее чувство нового. Новые люди, места,
предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь,
такие подростки часто не доводят начатое
до конца, непрестанно меняют “хобби”;
плохо справляются с работой, требующей
большой усидчивости, тщательности, кропотливого
труда; аккуратностью не отличаются ни
в выполнении обещаний, ни в денежных делах,
легко залезают в долги, любят шиковать,
прихвастнуть; склонны видеть свое будущее
в радужных красках. Неудачи могут вызвать
бурную реакцию, но неспособны надолго
выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся
и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.
Половое чувство
нередко пробуждается рано и бывает сильным.
Поэтому возможна ранняя сексуальная
жизнь. Однако подростковая сексуальная
девиантность бывает мимолетной, склонности
к фиксации здесь не обнаруживается.
Свои способности
и возможности обычно переоценивают. Хотя
большинство особенностей своего характера
гипертимные подростки хорошо знают и
не скрывают, однако обычно стараются
выставить себя более конформными, чем
есть на самом деле.
Гипертимный
тип встречается, как правило, в виде явной
акцентуации. На ее фоне могут возникать
острые аффективные реакции и ситуативно
обусловленные патологические нарушения
поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое
поведение, эмансипационные побеги и т.п.).
Гипертимная акцентуация может быть также
почвой для психопатических развитий
по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному
типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых
травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный
тип психопатии.
Гипертимный тип
акцентуации встречается как нередкий
преморбидный фон при маниакально-депрессивном
и шизоаффективном психозах.
Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется— сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.
В субдепрессивной фазе отмечаются вялость,
упадок сил, все валится из рук. Что раньше
давалось легко и просто, теперь требует
больших усилий.
Труднее становится учиться. Общество
окружающих людей начинает тяготить, компании
избегаются, приключения и риск теряют
привлекательность. Подростки в эти дни
становятся вялыми домоседами. Мелкие
неприятности и неудачи, нередкие в этот
период из-за падения работоспособности,
переживаются тяжело. Хотя на замечания
и укоры часто отвечают раздражением,
грубостью, но в глубине души впадают в
еще большее уныние. Больше жалуются на
скуку.
Однако, если в
эти дни выпадают серьезные нарекания
или большие неудачи, особенно если они
унижают самолюбие, легко могут возникнуть
мысли о собственном безволии, неполноценности,
никчемности и быть спровоцированы острые
аффективные реакции с суицидными попытками.
Аппетит снижается.
Даже любимые кушанья не доставляют прежнего
удовольствия. Бессонницы у подростков
обычно не бывает. Иногда жалуются на то,
что стало трудно уснуть и почти всегда
на вялость и разбитость по утрам.
В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Самооценка формируется постепенно, по
мере накопления опыта “хороших” и
“плохих” периодов. При недостатке такого
опыта она может быть очень неточной.
Лабильные циклоиды представляют собой
форму акцентуации, промежуточную между
типичными циклоидами и лабильными подростками.
Фазы здесь очень коротки — один — два
дня. В “плохие” дни дурное настроение
обычно не сочетается с упадком сил или
неудовлетворительным самочувствием.
В пределах
одного периода возможны короткие перемены
настроения, вызванные соответствующими
событиями или известиями. Но в отличие
от описываемого далее лабильного типа
акцентуации нет чрезмерной эмоциональной
реактивности, постоянной готовности
настроения круто меняться от незначительных
причин.
Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.
Лабильный тип. В детстве не отличаются
от сверстников или обнаруживают склонность
к невротическим реакциям. Главная черта
в подростковом возрасте — крайняя лабильность
настроения, которое меняется слишком
часто и чрезмерно резко от ничтожных
и даже незаметных для окружающих поводов.
Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый
взгляд случайного собеседника способны
вдруг погрузить в мрачное расположение
духа без каких-либо серьезных неприятностей
и неудач. И наоборот, интересная беседа,
мимолетный комплимент, от кого-то услышанные
заманчивые, но малореальные перспективы
способны вселить веселость и жизнерадостность
и даже отвлечь от действительных неприятностей,
пока те чем-либо не напомнят о себе. Во
время откровенных и волнующих бесед можно
видеть-то готовые навернуться на глаза
слезы, то радостную улыбку.
От настроения
в данный момент зависит все: и самочувствие,
и сон, и аппетит, и работоспособность,
и общительность. Соответственно настроению
и будущее - то расцвечивается радужными
красками, то представляется унылым и
безнадежным, и прошлое предстает то как
цепь приятных воспоминаний, то сплошь
состоящим из неудач и несправедливостей.
Повседневное окружение то кажется милым
и интересным, то безобразным и скучным.
Информация о работе Понятие о характере. Акцентуация черт характера