Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:23, курсовая работа
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается более сложным, критическим в развитии человека. Конкретно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, конкретно тут часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).
Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Разные акцентуации характера предполагают разные типы и способы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить либо заострить главные подростковые трудности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА.……………………… ………………………………………….5
2. СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА……………………...7
3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ………………………..8
4. КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА…………………………….11
5. ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПОДРОСТКОВЫЕ ТРУДНОСТИ ………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..………………20
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Факультет туризма и гостиничного хозяйства
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОДИАГНОСТИКА
На тему: «Акцентуации характера»
Выполнила студентка |
__________________
|
К. И. Петрова |
Проверила преподаватель |
__________________
|
Д.Д. Звагельская |
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
введение…………………………………………..…………
заключение …………………………………………………………………….19
список используемой литературы ……………………..………………20
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Конкретно они, по мнению Л.Н.Собчик, кроме "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (набросок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку найти свои расположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) И "сгладить углы" межличностных отношений.
Необходимость выявления
акцентуаций характера в
Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Разные акцентуации характера предполагают разные типы и способы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить либо заострить главные подростковые трудности.
Данное положение объясняет актуальность и значимость постановки и разработки трудности акцентуации характера у подростков, чему и посвящена нижеследующая работа.
Подростковый возраст традиционно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический. Согласно взорам Л.С.Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Ст.Холл в силу парадоксальности, анбивалентности и ряда противоречий в настроении и поведении ребенка по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст.Холл обрисовывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство особенности. Вправду, ряд современных теорий сходится во мировоззрении, что в детском возрасте характер еще не сформирован, видны только отдельные его черты. Но чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует как пубертатный кризис, так и отмеченная выше личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Черты характера, выставленные у различных людей, появляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.
Об акцентуации характера говорят, когда отдельные черты чрезвычайно усилены, "заострены". А.Е.Личко отделяет акцентуации характера от психопатии, определяя первые как "крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены, отчего находится избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных действий при хорошей и даже завышенной стойкости к др.". То есть при акцентуации характера, его особенности, в различие от психопатии, могут проявляться не везде и не постоянно, обнаруживаясь лишь в определенных условиях. При акцентуации социальная адаптация нарушается лишь при ударах по, так называемым, "места наименьшего сопротивления". И основное - особенности характера или вообще не препятствуют адаптации, или её нарушения бывают преходящими.
А.Е.Личко отмечает, что каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от остальных типов "слабые места", у каждого типа своя "ахиллесова пята". Так, для замкнутого, погруженного в свой внутренний мир мальчика (шизоидный характер) это необходимость скоро устанавливать неформальные дела с малознакомыми людьми, вхождение в новый коллектив; одиночество он переносит просто. В то время как его сверстник с противоположными чертами характера: общительный, энергичный (гипертимный характер) - с легкостью входит в всякую группу, но тяжело переносит (проявляет слабую устойчивость) одиночество и твердый режим.
Выделяют (Е.А.Личко, К.Леонгард) две степени выраженности акцентуации характера:
К.Леонгард описывал нормальную гармоничную личность в виде ровного колеса, "которое гладко катится по дорогам жизни". Все жизненные трудности у таковой личности соединены с трудностями наружной ситуации, а не с самим собой.
При скрытой акцентуации особенности, связанные с задатками либо способностями, сглаживаются правильным воспитанием. В общении признаки акцентуации не выявляются, хотя сама личность испытывает определенные трудности. Признаки акцентуации могут проявиться при ослаблении компенсаторных устройств.
При явной акцентуации особенности личности появляются только в особых условиях, "когда "колесо" личности столкнется с дорогой жизни своим шипом".
При неблагополучной социальной ситуации может произойти полная деформация личности, трудноотличимая от психопатии - патохарактерологическое развитие.
Полная деформация личности, нарушающая её социальную адаптацию - психопатия, представляется К.Леонгарду полностью искореженным колесом.
Дети данной категории - это в большинстве случаев трудные дети. Что же происходит с их характерами на протяжении этого трудно возрастного периода и какая перспектива их ждет?
А.Е.Личко выделяет пять более важных феноменов в динамике акцентуации характера.
1.Трансформация типов акцентуации характера в силу конституционально заложенных устройств либо влияния среды. Предполагается, что акцентуации характера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У дитя вначале есть расположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, до этого всего семейное воспитание, либо увеличивает их, либо сглаживает, либо изменяет. Так "чистые" типы акцентуации характера могут сочетаться, образуя смешанный либо мозаичный характер.
Есть некие закономерности трансформации типов характера в подростковом возрасте. С пришествием полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты порой сменяются циклотимностью; невротические - психастеничностью либо сенситивностью; эмоциональная лабильность - истероидностью; к гипертимности может добавиться неустойчивость.
2. Изменение характера наблюдаются не так уж частенько. Традиционно происходит усиление, развертывание черт определенного типа при укрытых акцентуациях в явную под влиянием тяжелых ситуаций либо психических травм, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного вида характера.
3.Возникновение на фоне явной акцентуации характера временных нарушений поведения, острых аффективных реакций, неврозов и остальных неблагоприятных явлений. Эти реакции кратковременны, традиционно продолжаются не более суток. Аффект может разряжаться злостью на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации либо разыгрыванием бурных сцен. Если травмирующая ситуация очень тяжела либо длительна, развивается затяжной невроз.
Более частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, стремительная смена обстановки, как правило, избавляет эти нарушения. Основное - не допустить необратимых конфигураций и упрочения опасных форм поведения. Подоплекой этих ситуативно обусловленных деформаций поведения А.Е.Личко считает поведенческие реакции как общие для детей и подростков:
Так и специфически подростковые:
4.Усиление явной акцентуации характера и, как следствие, формирование
5.Данный вариант развития
связан с благоприятным
Разработчик понятия акцентуации - К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов характера:
и четыре типа акцентуированных личностей, которым свойственны:
Позднее, в 1976 году она была несколько видоизменена. К "старым" акцентуациям личности он добавил шесть типов характера (разделив циклотимный на аффективно-лабильный и аффективно-экзальтированный) и три новейших типа экстравертированный, интровертированный и сенситивный.
А.Е.Личко в 1977 году опубликовал свою классификацию акцентуаций характера, разработанную специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил достаточно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, так как в подростковом возрасте они фактически не встречаются.
Таковым образом, классификация типов акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е.Личко смотрится следующим образом: