Акцентуации характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается более сложным, критическим в развитии человека. Конкретно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, конкретно тут часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).
Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Разные акцентуации характера предполагают разные типы и способы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить либо заострить главные подростковые трудности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА.……………………… ………………………………………….5
2. СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА……………………...7
3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ………………………..8
4. КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА…………………………….11
5. ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПОДРОСТКОВЫЕ ТРУДНОСТИ ………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..………………20

Файлы: 1 файл

Акцентуации характера..doc

— 103.50 Кб (Скачать)

К тому же А.Е.Личко выделяет группу смешанных типов акцентуации  характера (гипертимно-конформный и  т.Д.).

 

  1. ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПОДРОСТКОВЫЕ ТРУДНОСТИ.

Как отмечалось выше, ребенок  с явной акцентуацией, с одной стороны, избирательно чувствителен к пагубным влияниям среды, психическим травмам, а с другой стороны, в ответ на эти действия он дает специфическую реакцию, подобающую его характеру. Соответственно, при различного типа акцентуациях появляются различные трудности: у одних - ранняя алкоголизация, у остальных - опасность суицида и т.Д. Тип акцентуации описывает и межличностные дела. Поэтому, для избежания нежелательных последствий (усиления акцентуированных черт до психопатического уровня, побегов из дома, попыток самоубийства, противоправного поведения и т.Д.), Мы считаем более эффективным рассмотрение типов акцентуации личности (по данным А.Е.Личко) в свете подростковых заморочек, свойственных каждому конкретному типу.

Гипертимный тип. Гипертимные дети с детства общительны, болтливы, шумливы. В школе оказываются не дисциплинированными, неусидчивыми, поэтому, несмотря на свои способности, обучаются неровно.

В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое  настроение: оптимизм в сочетании с кипучей энергией. В компаниях - это фавориты, "заводилы". У них есть неудержимый энтузиазм ко всему новому - людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных свойств. С энтузиазмом включаясь в новое дело, они не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнить работу, требующую тщательности, аккуратности. Просто общаясь с различными людьми, они не разборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу.

Они плохо переносят  одиночество и твердый контроль со стороны взрослых, дают вспышки  раздражения и гнева. В семье  борются за самостоятельность (реакция  эмансипации); есть склонность к самовольным  отлучкам из дома. У них просто появляются конфликты не лишь с родителями, но и с учителями в школе.

Из острых подростковых заморочек им свойственны делинквентность  и алкоголизация (в компании сверстников); могут испытать остальные дурманящие средства. Для них характерны ранние сексапильные связи.

Циклоидный  тип. Эти дети создают впечатление гипертимов. Но в начале либо при завершении полового созревания наступает долгое понижение настроения (субдепрессивная фаза). Возникают апатия, раздражительность, ощущается упадок сил. Обучаться ставится труднее, компании сверстников больше не завлекают. Бойкие дети преобразуются в унылых домоседов.

Традиционно состояние изменяется через одну - две недельки. Но по мере развития акцентуации периоды подъема случаются все реже.

В периоды подъема  циклоидные дети плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны трудности гипертимов.

В субдепрессивной фазе тяжело переживают изменение привычного вида жизни, маленькие проблемы и  неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Серьезные неудачи, укоры и упреки могут вызвать острую аффективную реакцию (возможны пробы самоубийства).

Лабильный тип. Основная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, завышенная эмоциональная лабильность. От сиюминутного настроения зависит самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения либо рвение к одиночеству.

Лабильным детям свойственны  глубочайшие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, роль и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они стают преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.

При этом типе акцентуации  глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Утрата близких, вынужденная  разлука, отвержение со стороны важных людей вызывают аффективные реакции, неврозы и депрессии.

Астено-невротический  тип. Главные черты - завышенная утомляемость, раздражительность и ипохондричность. Утомляемость проявляется в особенности сильно при умственных отягощениях, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих, но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они просто сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в патологической заботе о своем здоровье.

На базе данной акцентуации  может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация тут не встречаются.

Сенситивный тип. Эти дети с детства пугливы, застенчивы и послушны, это - "домашние дети". Школа поначалу пугает их, но потом, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Обучаются традиционно старательно, бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.

Главные черты - высокая чувствительность и чувство неполноценности. Их "ахиллесова пята" - отношение окружающих: очень тяжела ситуация, в которой они становятся объектом насмешек либо подозрений. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Они усваивают моральные нормы поведения и духовные ценности старшего поколения. Предъявляют высокие этические требования к окружающим и, до этого всего, к себе. В себе видят много недостатков, пробуют с ними бороться либо их маскировать, занимаются самобичеванием.

К родственникам сохраняют  детскую привязанность, подчиняются их опеке, упреки и наказания вызывают угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Эти дети предпочитают близкого друга большой компании, им свойственны романтические влюбленности, но, свои чувства либо скрывают, либо выражаю так безуспешно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство своей неполноценности.

Когда сенситивный ребенок  попадает в полосу неудач, разочарований  либо когда ему предъявляют серьезные  несправедливые обвинения, возникают  депрессивные реакции. Бывают пробы самоубийства.

Психастенический  тип. Становлению психастении способствует воспитание в условиях завышенной моральной ответственности. Ребенок опасается не оправдать очень высокие ожидания родителей. Так как в основном надежды и обязанности соединены с учением, критическим периодом стают первые классы школы.

В подростковом возрасте возникает нерешительность, склонность к самоанализу и тревожная  мнительность. Им труден хоть какой, даже малозначимый выбор. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они время  от времени действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи потом усиливают их сомнения. Они обнаруживают страстную, патологическую привязанность своим близким. Психологической защитой от неизменной волнения за будущее становится педантизм, чёткое следование намеченному плану и специально придуманные предметы и ритуалы.

Нарушений поведения  при данной акцентуации не бывает. Основная неувязка - легкость возникновения  навязчивых страхов, действий, все более  усложняющихся мыслей и представлений.

Шизоидный тип. Черты этого типа появляются в особенности рано. С детства дитя различает холодность, избегание сверстников, игры в одиночестве. В половом возрасте выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность либо нежелание устанавливать эмоциональные контакты.

Внутренний мир подростков богат лишь при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрываемых от посторонних. Духовное одиночество  их не тяготит, неспособность к общению  связана с недочетом интуиции ("обожают меня либо терпеть не могут?") и отсутствием сопереживания иным. Недоступность их внутреннего мира, сдержанность в проявлении чувств делают их поступки неожиданными и непотными для окружающих.

Алкоголизация тут встречается  редко, так опьянение не вызывает у них подъема настроения. Более острая неувязка - внедрение остальных дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.

Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (отлично осмысленные кражи, сексапильная злость и др.).

Эпилептоидный тип. Главные черты - склонность к дисфории, напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, остальных личных сфер. Дисфории сильны и продолжительны (до нескольких дней): раздражение приводит к поиску объекту, на котором можно сорвать зло, ребенок долго не может остыть. Аффект может появиться хоть по какому поводу, но частенько бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности, неуступчивости и эгоизме таковых подростков.

Эмансипация от взрослых протекает совсем тяжело. Если конфликт приводит к разрыву отношений  с родными, проявляется озлобленность  и мстительность. Их власть в группе сверстников держится на ужасе слабых, но в тоже время они могут угодить начальству.

Влюбленности эпилептоидных  подростков постоянно покрашены  сумрачными тонами ревности. Возникает  напряженное сексапильное желание. Возможны сексапильные эксцессы, вплоть до извращения. При ранней алкоголизации возникает потребность пить "до отключения".

Несмотря на положительные  свойства - аккуратность, бережливость, дисциплинированность при твердых  условиях воспитания - эпилептоидный  тип характера является одним  из самых неблагоприятных для  социальной адаптации.

Истероидный тип. Эти дети не выносят, когда при них хвалят остальных, уделяют иным больше внимания. Удачливость их учения во многом зависит от того, ставят их в пример иным либо нет.

основная черта - демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании, восхищении и сочувствии окружающих. С ней соединены лживость, внушаемость, театральность и т.Д.

Их "слабое место" - утрата всеобщего внимания, ущемленное самолюбие, развенчанная исключительность. В этих вариантах возникают "бегство  в болезнь", пробы избавиться от того на кого внимание переключилось. Часто употребляются суицидальные демонстрации (методы самоубийства рассчитаны на быструю помощь и предотвращение). Нарушение поведения частенько тоже служит этим целям: выпивки, воровство, прогулы - сигнал для родственников: "Верните мне прежнее внимание и заботу, по другому я пропаду!"

Поскольку они претендуют на исключительное положение либо лидерство  в группе сверстников, "пускают  пыль в глаза", то долго эти  дети нигде не задерживаются.

Алкоголизм тут встречается редко, делинквентность традиционно носит легкомысленный характер, но они обожают похвастаться этим.

Неустойчивый  тип. Дети с детства непослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, просто подчиняются иным детям. Обучаются лишь при неизменном серьезном контроле.

Основная черта - неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. Частенько забрасывают учебу (никакой труд для них не привлекателен). обожают гулять, включаются в уличные компании, частенько - в асоциальные группы.

Основная неувязка - делинквентность, сплетенная с желанием развлечься (кража, угон мотоциклов, хулиганство и т.Д.). Склонны к алкоголизму, токсикомании либо наркомании. Частенько удирают  из дома. Во время побегов ищут компанию либо подходящего спутника, просто попадают под его влияние.

К родителям традиционно  равнодушны. Разглядывают их как источник средств для развлечений. Не способны на преданную дружбу и романтическую  влюбленность.

Конформный  тип. Основная черта - чрезмерная конформность к своему окружению, а, следовательно, не критичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.

Такие дети - продукт собственной  микросреды. В благополучном окружении  им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они сначала тяжело к ней адаптируются, но потом усваивают все её обычаи, привычки, манеру поведения. Они дорожат своим местом и стабильностью в группе сверстников. Одна из самых тяжелых ситуаций - изгнание из подростковой компании.

Попав в асоциальные  группы, конформные дети просто спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Их могут подбить на побег из дома.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акцентуация личности, так  ли это плохо?

К.Леонгард отмечал: "Акцентуированные личности - это далеко не худшая половина человечества". По его данным, около половины европейских подростков являются акцентуантами.

Л.Н.Собчик считает, что "конкретно  акцентуированные личности владеют  более выраженным творческим потенциалом”. Она приводит следующую информацию. Проведенное социально-психологическое исследование в университетах Москвы показало, что "посреди более удачных в учебе студентов абсолютное большая часть лиц оказалось акцентуированными личностями".

К.Леонгард пишет, что "если вы оказались человеком акцентуированным, то поищете себе подобающее применение, чтоб ваша акцентуация способствовала бы вашему личному росту, а не тормозила его". Но не следует забывать, что "в акцентуированных… личностях потенциально заложены как способности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд". По другому говоря, в зависимости от ситуации акцентуации могут способствовать либо развитию способностей личности (социально положительные заслуги), либо возникновению разных форм личной патологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния, патохарактерологические развития.

Информация о работе Акцентуации характера