Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:10, реферат
Цель: Рассмотреть характер, акцентуацию черт характера.
Задачи:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Выявить, что такое характер, и какие виды акцентуаций черт характера существуют.
3. Рассмотреть типологию характера.
4. Отследить формирование характера у детей и пути его воспитания.
1. Введение
2. Общие понятия о характере
3. Типология характера
4. Черты характера
5. Акцентуация характера
6. Характер и темперамент
7. Личность и характер человека
8. Формирование характера у детей и пути его воспитания
9. Заключение
10 Список литературы
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Психология и педагогика
Тема:
Понятие о характере.
Акцентуация черт характера.
2008
Оглавление
1. Введение
2. Общие понятия о характере
3. Типология характера
4. Черты характера
5. Акцентуация характера
6. Характер и темперамент
7. Личность и характер человека
8. Формирование характера у детей и пути его воспитания
9. Заключение
10 Список литературы
Введение
" Характер ", " личность ", " темперамент ", - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Я провела исследование и на все эти вопросы постаралась дать исчерпывающие ответы.
Актуальность данной темы в том, что слова «характер», «личность», «темперамент», употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
В этой работе, мне бы хотелось показать (хотя бы приблизительно) границу между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями.
Мной была поставлена следующая цель.
Цель: | Рассмотреть характер, акцентуацию черт характера |
Задачи:
Объектом данного исследования является: характер, акцентуация черт характера
Предметом
исследования является: характер, акцентуация
черт характера.
Общие понятия о характере
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер,
как и темперамент, является достаточно
устойчивым и малоизменяемым. Темперамент
на форме проявления характера, своеобразно
окрашивает те или иные его черты. Так,
настойчивость у холерика выражается
в кипучей деятельности, у флегматика
- в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично,
страстно, флегматик - методично, не спеша.
С другой стороны, и сам темперамент перестраивается
под влиянием характера: человек с сильным
характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером
неразрывно связаны и способности. Высокий
уровень способностей связан с такими
чертами характера, как коллективизм -
чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в
свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться
к своему делу.
Например, решительность характера можно
воспитать и у представителя сильного,
возбудимого типа нервной системы, и у
представителя слабого типа.
Но воспитываться она будет по-разному
и проявляться будет по-разному в зависимости
от типа.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).
Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.
Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
В сформировавшемся характере ведущим
компонентом является система убеждения.
Убежденность определяет долгосрочную
направленность поведения человека, его
непреклонность в достижении поставленных
целей, уверенность в справедливости на
важности дела, которое он выполняет. Особенности
характера тесно связаны с интересами
человека при тех условии, что эти интересы
устойчивые не глубокие. Поверхностность
и неустойчивость интересов нередко сопряжены
с большой подражательностью, с недостатком
самостоятельности и цельности, личности
человека. И наоборот, глубина на содержательность
интересов свидетельствуют о целенаправленности,
настойчивости личности.
Сходство
интересов не предполагает аналогичных
особенностей характера. Так, среди рационализаторов
можно обнаружить людей веселых не грустных,
скромных и навязчивых, эгоистов не альтруистов.
Показательными для понимания характера
могут быть также привязанности и интересы
человека, связанные с его досугом. Они
раскрывают новые особенности, грани характера:
например, Л.Н. Толстой увлекался игрой
в шахматы, И.П. Павлов — городками, Д.И.
Менделеев — чтением приключенческих
романов. Доминируют ли у человека духовные
не материальные потребности и интересы,
определяют не только помыслы и чувства
личности, но и направленность его деятельности.
Не менее важно и соответствие действий
человека поставленным целям, так как
личность характеризуется не только тем,
что она делает, но и тем, как она это делает.
Характер, возможно, понять только как
определенное единство направленности
на образа действий.
Типология характера
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все
типологии человеческих характеров исходили
из ряда общих идей.
Основные из них следующие:
1.Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2.Те сочетания
личностных черт, которые входят
в характер человека, не являются
случайными. Они образуют четко
различимые типы, позволяющие выявлять
и строить типологию
3.Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
В целом не может быть абсолютной или универсальной
классификации характеров, деления их
на типы. Основания для типизации, как
правило, вводятся исследователем или
заинтересованным лицом дня того, чтобы
в соответствии с имеющейся задачей раздеть
людей на группы по преобладающим качествам.
Так сходные характеры могут наблюдаться
у людей имеющих доминирующие волевые
или эмоциональные качества. Соответственно
делят характеры на типы; волевой (активный,
целеустремленный, деятельный); эмоциональный
(действующий под влиянием порыва, переживаний)
; рассудочный
(оценивающий все с точки зрения разумности).
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертрованному типу.
Эксгравергированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мирз. Ему свойственны импульсивность» инициативность, гибкость поведения, общительность.
Интровертрованный тип. Дня него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
Возможна также классификация на комфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.
Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности.
Чрезмерную выраженность отдельных черт
характера и их сочетаний» представляющую
крайние варианты нормы, называют акцентуацией
характера
Практическая акцентуация - это предельная
величина, крайний вариант проявления
нормы. Акцентуации характера свойственна
повышенная уязвимость лишь определенного
рода психотравматическим воздействиям,
адресованным к так называемому "месту
наименьшего сопротивления" данного
типа характера при сохранении устойчивости
к другим. Это слабое звено в характере
человека проявляется только в ситуациях,
предъявляющих повышенные требования
к функционированию именно этого звена,
во всех других ситуациях, не затрагивающих
уязвимых точек характера, индивид ведет
себя без срывов не доставляя неприятностей
ни окружающим, ни себе.
В зависимости от степени выраженности
различают явные и скрытые
(латентные) акцентуации характера. Явные,
или выраженные, акцентуации относят к
крайней границе нормы и отличаются постоянными
чертами определенного типа характера.
Скрытая акцентуация представляет собой
обычный вариант нормы» выраженный слабо
или не выраженный совсем. Такие акцентуации
могут проявляться неожиданно под влиянием
ситуаций и травм, представляющих требования
к месту наименьшего сопротивления, в
то время как психогенные факторы иного
рода, даже тяжелые» не только не вызывают
психических расстройств, но могут даже
не выявить типа характера. Оба типа акцентуации
могут переходить друг в друга под влиянием
различных факторов, среди которых важную
роль играют особенности семейного воспитания,
социального окружения, профессиональной
деятельности и т.д. Выделяют еще смешанный
тип. Но наиболее оптимальным является
гармоничный тип характера, отличающийся
широтой и глубиной интересов, высокими
идеалами, принятием нравственных и правовых
норм, духовностью, оптимизмом, спокойным
реагированием на неприятности, доброжелательностью
высокой жизненной активностью.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики. По сути дела, о нормальном «идеальном» человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.
Информация о работе Понятие о характере. Акцентуация черт характера