Понятие о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархи

Оглавление

Предмет культуры………………………………………………………………..3
Культура речи как учебная дисциплина………………………………………7
Функции культуры……………………………………………………………..12
Культура древних цивилизаций………………………………………………14
Российская культура в начале ХХ вв……………

Файлы: 1 файл

Культура.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Предмет культуры………………………………………………………………..3
  2. Культура речи как учебная дисциплина………………………………………7
  3. Функции культуры……………………………………………………………..12
  4. Культура древних цивилизаций………………………………………………14
  5. Российская культура в начале ХХ вв………………………………………..16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  1. Предмет культуры

   Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

   УАЙТ  ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог  и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской  концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал  понятие "культуры" как объективную  категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

   В России культурология связана с  искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).  

   Объект  и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

   Объект  познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

   Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...

   Направления культурологии 

   - социальная - изучает функциональные  механизмы социокультурной организации  жизни людей. 

   - Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".

   - Фундаментальная - разрабатывает  категориальный аппарат и методы  исследования, изучает культуру  с целью теоретического и исторического  познания этого предмета.

   - Прикладная - использует фундаментальные  знания о культуре в целях  решения практических задач, а  также для прогнозирования, проектирования  и регулирования культурных процессов. 

   Социальные  перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

   Предмет культурологии

   - исследование процессов создания  и приобщения к миру абсолютных  ценностей; 

   - исследование общества с т.з  его способностей к созданию  условий для духовного творчества  развитой личности.

   - Исследования содержания и форм  феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

   - Исследования культуры как одной  из технологий самоорганизации  общества.

   - Исследования культурного контекста  различных исторических явлений,  теорий социальных систем.

   Методы  культурологии 

   - Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

   - Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное  с изучением объектов в одном  выбранном промежутке времени  без обращения к исторической  перспективе, но с разных сторон.

   - Сравнительный - область культурологических  исследований, которая занимается  историческим изучением двух  или нескольких национальных  культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей,  их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

   - Археологический - совокупность  материальных предметов, добытых  в результате раскопок. Она дает  возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

   - Типологический - метод предполагает  изучение структур системы культуры  путем восхождения от абстрактного  к конкретному и выявления  на этой основе типологической  близости и историко-культурного  процесса.

   - Биографический - в литературоведении  истолкование литературы как  отражение биографии и особенностей  личности писателя. Впервые этот  метод применил фр. Критик Ш.О.  Сент-Бёв. Абсолютизация этого  метода может привести к умалению  роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

   - Семиотический - метод, основанный  на учении о знаках, позволяет  изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

   - Психологический - подход, который  ориентирует исследователя на  изучение субъективных механизмов  деятельности культуры, индивидуальных  качеств, бессознательные психические  процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

   Основная  задача культурологии 

   Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли  научного знания - анализ процессов  и тенденций социокультурной  среды современности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Культура  речи как учебная дисциплина
 

   Культура  речи изучается в высших учебных  заведениях как составная часть  цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.

   В современную эпоху высшее образование  имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений. Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения грамотной и красивой литературной речью на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

   Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

   Важнейшими  задачами дисциплины являются:

   закрепление и совершенствование навыков  владения нормами русского литературного  языка;

   формирование  коммуникативной компетенции специалиста;

   обучение  профессиональному общению в  области избранной специальности;

   развитие  навыков поиска и оценки информации;

   развитие  речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям  общения (ведение переговоров, дискуссий  и т.п.);

   повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.  

   Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

   Курс  культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения  комплексной коммуникативной компетенции  на русском языке, представляющей собой  совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

   Достижение  этой цели в полном объеме требует  не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

   Культура  речи включает три  аспекта:

   нормативный;

   коммуникативный;

   этический.

   Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

   Соблюдение  норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность  и деликатность составляют этическую  сторону общения.

Информация о работе Понятие о душе