Понятие о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархи

Оглавление

Предмет культуры………………………………………………………………..3
Культура речи как учебная дисциплина………………………………………7
Функции культуры……………………………………………………………..12
Культура древних цивилизаций………………………………………………14
Российская культура в начале ХХ вв……………

Файлы: 1 файл

Культура.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

   Этические нормы составляют необходимую часть  культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

   "Итак, культура речи - это такой выбор  и такая организация языковых  средств, которые в определенной  ситуации общения при соблюдении  современных языковых норм и  этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач", - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев

   Термин  культура речи многозначен. Среди его  основных значений выделяют следующие:

   "Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. С. 15);

   "Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве";

   "Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи".

   Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.

     Основные понятия культуры речи

   Для того чтобы разобраться в путях  и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объем понятий данной дисциплины.

   Центральным понятием этой дисциплины является понятие  о языке. Язык - "естественно возникшая  в человеческом обществе и развивающаяся  система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации".

   Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и  то же время - система знаков, замещающих предметы в речи, и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.

   С языком тесно связано понятие  речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом".

   Речь  воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.

   Общение между людьми является и социально-психологическим  взаимодействием, и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация. Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.

   Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст - это законченное речевое  произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.

   Важным  является понятие о качествах  речи. Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой  культуры говорящего.

   В филологии различают речевую  культуру личности и речевую культуру общества.

   Речевая культура личности индивидуальна. Она  зависит от эрудиции в области  речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

   Речевая культура общества есть отбор, собирание  и хранение лучших образцов речевой  деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский.

   Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры  высокого уровня владения литературными  нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.

   Успешное  общение между людьми требует  коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.

   Основными понятиями культуры речи являются также  такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Функции культуры

   Сложная структура культуры определяет и  разнообразие ее функций в жизни  общества и человека. Коротко охарактеризуем основные.

   1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".

   Все остальные функции так или  иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

   2. Функция трансляции (передачи) социального  опыта. Ее называют функцией  исторической преемственности или  информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

   Однако  культура - это не некий "склад", "хранилище" запасов социального  опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших "образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен "манкуртизма") со всеми вытекающими отсюда последствиями.

   3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает  из нее. Культура концентрирует  в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

   4. Регулятивная (нормативна) функция  связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной  деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

   5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей  в системе культуры. Представляя  собой определенную знаковую  систему, культура предполагает  знание, владение ею. Без изучения  соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

   6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Культура  древних цивилизаций
 

   Перейдем  непосредственно к истории зарубежной культуры. И начнем наше повествование со времен, которые обычно называются историческими, так как эти эпохи донесли до нас письменные памятники, позволяющие с той или иной степенью достоверностью восстановить образы культуры различных периодов человеческой истории. Итак, несколько слов о культуре древних цивилизаций.

   Политэкономическая  теория в отношении древних культур  различает два существовавших в  то время способа производства - древнеазиатский и античный и  соответственно две системы рабовладения - патриархальную (направленную на производство непосредственных средств существования) и более высокую (“цивилизованную”), направленную на производство прибавочной стоимости. С точки зрения развития производственных сил эти два рабовладельческих способа производства соответствуют веку бронзы и веку железа.

   Общества  века бронзы возникли в третьем тысячелетии  до нашей эры и создали три  очага древней цивилизации: восточный (Древний Китай), средний (Древняя  Индия) и западный (Шумеро-Аккадское  царство, Древний Египет, затем - Вавилония, Крито-Микенское государства). Античный способ производства (с начала века железа) в его классической форме сложился в Восточном Средиземноморье, в Древней Греции и в Древнем Риме. При наличии множества специфических особенностей в каждом регионе, эти очаги цивилизаций имели ряд общих черт.

   Век бронзы    Век железа
   натуральное хозяйство, связанное с продуктообменом;

   отсутствие  частной собственности на землю;

   устойчивость  общины;

   экономическое господство деревни над городом;

   патриархальный  характер рабовладения;

   кастовость (почти полная взаимонепроницаемость  социальных слоев);

   “восточный  деспотизм” (положение человека в  обществе определяется его принадлежностью  к государственной власти);

   существование государственной религии и сословия жрецов - идеологов данного общества.

   начало  товарно-денежных отношений; выделение  ремесла из сельскохозяйственной деятельности;

   появление торгового капитала;

   разложение  общины;

   установление  экономического господства города над  деревней;

   упразднение долгового рабства;

   проникновение рабского труда в сферу производства;

   формирование  в ряде государств рабовладельческой  демократии;

   отсутствие  организованного сословия жрецов, как  особого подразделения государственной  власти.

 

   Если  мы взглянем на карту мира и мысленно нанесем на нее государства, существовавшие в глубокой древности, то перед нашим взором раскинется гигантский пояс великих культур, протянувшийся от северной Африки, через Ближний Восток и Индию до суровых волн Тихого океана.

   Существуют  разные гипотезы о причинах их возникновения и длительного развития. Наиболее обоснованной нам представляется теория Льва Ивановича Мечникова, высказанная им в работе “Цивилизации и великие исторические реки”.

Информация о работе Понятие о душе