Понятие о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархи

Оглавление

Предмет культуры………………………………………………………………..3
Культура речи как учебная дисциплина………………………………………7
Функции культуры……………………………………………………………..12
Культура древних цивилизаций………………………………………………14
Российская культура в начале ХХ вв……………

Файлы: 1 файл

Культура.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

   4.1.2. Модернизм. Но и стремление  искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву. Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В.С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К.Д. Бальмонт, А. Белый, А.А. Блок), оперируя многозначными понятиями-символами, пытались в окружающей реальности вычленить признаки истинного глубинного мира. Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как серебряный век русской поэзии, наступивший после длительного господства социальной прозы.

   Другое  модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.

   4.1.3. Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи  самоценности художественного творчества  выросла мысль о его самодостаточности.  Апологетика субъективизма, отрицание  традиционной культуры, активизм  выразились в деятельности сторонников  искусства будущего - футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом Пощечина общественному вкусу, где призывали на основе абсолютной свободы творить не искусство, творить реальность.

   По  иному относились новые авторы к  прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.

   4.2. Живопись и графика

   В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.

   4.2.1. Реализм. С одной стороны на  рубеже веков сохранялись традиции  академической школы, прежде всего  в полотнах И.Е. Репина. Продолжало  действовать Товарищество передвижных  выставок (А.М. и М.М. Васнецовы,  И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон и др.).

   4.2.2. Модернизм. С другой стороны,  уже в 1880-е гг. в отечественной  живописи возникли новые тенденции  на основе обращения художников  к историческим сюжетам. Так,  А.П. Рябушкин первым перешел  от драматизма в изображении  прошлого к его поэтизации, от этического восприятия к эстетическому. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров, назвавший свое творчество опоэтизированным реализмом. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М.А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность. 

   В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В1898 г. было создано общество художников Мир искусства, выпускавшее одноименный журнал. Его участники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.

   Своеобразным  было творчество художников последователей В.Э. Борисова-Мусатова, создавших общество Голубая Роза (В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин),и работавших над символистской теорией живописи.

   4.2.3. Авангардизм. Появление в 1910 г. общества Бубновый валет (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - Ослиный хвост (МФ. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали русским взрывом. Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм - кубофутуризм.

   Одновременно  развивался экспрессионизм, последователи  которого также совершили скачок в беспредметность. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель супрематизма К. Малевич; создатель аналитической живописи П.Н. Филонов; бытовой символист М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.

   4.3. Архитектура

   В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90 гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль модерн. Его особенностью стала подчеркнутая функциональность построек, здания сооружались изнутри наружу - интерьер обносился стенами, живописное декоративное убранство основывалось на гнутых формах и линиях, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Отцом русского модерна стал Ф.О. Шехтель, привлекавшим для внутреннего оформления Врубеля. Шехтель одним из первых в начале XX в. перешел от романтического модерна к рациональному, упрощенному, воплотившемуся в многоэтажных монументальных зданиях с прямоугольными формами. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. 

   Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался и неоклассицизм, как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский).

   Фомин, кроме того стал выразителем еще  одного нового направления в российском зодчестве - градостроительстве. В начале XX в. проектировались целые города, возникали планы перестройки  Петербурга. В основном они не были реализованы, но эта архитектурная тенденция сохранилась и получила развитие в советское время.

   4.4. Скульптура

   В развитии скульптуры неоклассический  стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина сочетался с модернизмом  в скульптурах импрессионистов  П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева. В многогранном творчестве С.Т. Коненкова соединились античная пластика с модерном и фольклорными мотивами.

   4.5. Музыка

   В музыке проявились те же тенденции. Развивали  традиции Чайковского и Могучей  кучки Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, Меттнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.

   4.6. Театральное искусство

   4.6.1. Драматический театр. На рубеже  веков старые традиции продолжали  Малый, Александринский театры  и десятки губернских и частных  трупп. Но в конце XIX в. искусство  драмы также вступило на путь  обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В.Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие нового русского театра свой вклад сделали режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов.

   4.6.2. Развитие оперного искусства  проявлялась не только в новых  постановках Большого и Мариинского, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получили оперы, созданные предпринимателями Зиминым и С.И. Мамонтовым.

   Отечественная вокальная школа достигла расцвета в исполнительском искусстве  Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой.

   4.6.3. Балет. Наряду с развитием классического  балета в творчестве хореографа  М. Петипа, в России возник новый  балет. Модерновые постановки  М. Фокина и балеты Стравинского  оформляли художники - мирискусники  Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.

   4.7. Кинематограф

   Появился  в Росси сразу же после его  изобретения и стал быстро развиваться, став самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено св. 4 тыс. электротеатров и иллюзионов. Ежедневно миллионы зрителей смотрели картины зарубежного производства и 30 отечественных студий. Российское кино, где ставил картины Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен, приобрело мировое признание.

   5. Итоги: Серебряный  век

   5.1. Общие итоги развития российской  культуры в конце XIX-начале XX в.  со всей очевидностью свидетельствуют  о ее расцвете, связанным как  с определенной фазой собственного  развития, так и с ускорением духовных, социальных, политических, экономических процессов в российском обществе и в мире. В России произошла так же как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности. При этом изменения были еще более активными, чем в Европе. Часто одни и те же художники за относительно короткий период своего творчества переходили от реализма к модерну, а затем авангардизму, в рамках которого создавали оригинальные направления.

   В то же время культурный взрыв в  России, чреватой революцией, сопровождался  появлением в творчестве некоторых  философов, поэтов, художников ноток  надрыва. Декадентские настроения, вызванные  предчувствием социальных изменений, так же как развитие религиозно-философских идей .

   5.2. Особенности российской культуры.

   5.2.1. В России еще в большей степени,  чем в Европе обновление гуманитарной  культуры характеризовалось тесным  переплетением философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки. 

   5.2.2. Многоукладность русского искусства,  в рамках которого сосуществовали, развивались и взаимодействовали  различные старые и новые стили  и направления, реализовывалась  в том числе в создании различных  творческих товариществ и союзов.

   5.2.3. Развитие российского национального самосознания проявилось в развитии оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и в обращении представителей различных форм, направлений и стилей искусства к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.

   5.2.4. Если во второй половине XIX в.  мировое признание получили российская  литература и музыка, то в начале  ХХ в. - балет, особенно после  успеха русских сезонов, организованных  в Париже Дягилевым. Русская живопись, опередив в своем развитии западно - европейскую также начала свое движение к мировой славе. Российская культура окончательно стала частицей мировой культуры, развиваясь под ее воздействием, но на собственной основе, не только заимствуя, но и предлагая свои новейшие достижения, вошедшие в сокровищницу мировой науки и искусства.

Информация о работе Понятие о душе