Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, реферат
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархи
Предмет культуры………………………………………………………………..3
Культура речи как учебная дисциплина………………………………………7
Функции культуры……………………………………………………………..12
Культура древних цивилизаций………………………………………………14
Российская культура в начале ХХ вв……………
Он полагает, что основной причиной зарождения этих цивилизаций явились реки. Прежде всего, река является синтетическим выражением всех природных условий той или иной местности. А во-вторых, и это главное, указанные цивилизации возникли в русле очень мощных рек, будь-то Нил, Тигр и Евфрат или Хуанхе, которые обладают одной интересной особенностью, объясняющей их великую историческую миссию. Эта особенность состоит в том, что такая река может создать все условия для выращивания совершенно потрясающих урожаев, а может в одночасье погубить не только посевы, но и тысячи людей, проживающих вдоль ее русла. Поэтому для того, чтобы максимально повысить пользу от использования речных богатств и минимизировать урон, приносимый рекой, необходим коллективный, напряженный труд множества поколений. Под страхом смерти река заставляла народы, питавшиеся возле нее, объединять свои усилия и забывать обиды. Каждый выполнял свою четко установленную роль, порой даже не совсем осознавая общие масштабы и направленность работ. Возможно, именно отсюда происходит то боязливое поклонение и непреходящее уважение, которое испытывали по отношению к рекам. В Древнем Египте Нил был обожествлен под именем Хапи, а истоки великой реки считались воротами в потусторонний мир.
При изучении той или иной культуры очень важно представить себе ту картину мира, которая существовала в сознании человека данной эпохи. Картина мира состоит из двух основных координат: времени и пространства, в каждом случае специфически преломленных в культурном сознании того или иного этноса. Достаточно полным отражением картины мира являются мифы, причем это верно как для древности, так и для наших дней.
V. Российская культура в начале ХХ вв.
1. Социально-исторические условия
1.1. Новый этап в развитии цивилизации
В конце XIX-начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.
1.1.1. В экономическом плане все большее значение приобретала индустрия. Развитие производства вызвал ускоренное развитие науки, обеспечил научно-технический прогресс.
1.1.2.
Социальное развитие, вызванное
экономическими процессами, сопровождалось
быстрым ростом городов,
На рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира, обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовало усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры.
1.1.3.
Политические процессы. Осознание
неизбежности социально-
1.2. Новый этап в развитии культуры
1.2.1.
Функции культуры. Культура на
новом этапе не просто
1.2.2.
Новое единство обрела мировая
культура. Ее различные национальные
части, сохраняя свою
1.3.
Особенности художественной
Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода характеризовалось своими особенностями.
1.3.1.
Новые этапы в развитии
Затем, уже в начале XX в. началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.
1.3.2.
Диверсификация искусства.
1.3.3.
Две точки зрения на развитие
культуры на рубеже веков.
Раньше
была распространена другая точка зрения,
сформулированная российскими социалистами
того времени и принятая в советской
науке: русское искусство начала
ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс
(упадок). Это мнение основывалось на
выводе о кризисе буржуазного общества
и буржуазной культуры в эпоху империализма
- умирающего капитализма. Марксисты видели
признаки приближения социалистической
революции и в естественной цикличности
экономики и в развитии религиозной философии
и в возникновении искусства, отличного
от критического реализма, который они
считали наивысшим достижением буржуазной
культуры, так как он прямо отражал проблемы
общества.
2. Просвещение
2.1. Начальное образование
В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, с 1907 г. правительством выделялись значительные средства на создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз.
2.2. Средняя и высшая школа
Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250).
Для
обеспечения всеобщего
Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Создавались новые вузы, прежде всего технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135 со 127 тыс. студентов. После революции 1905-1907 гг. возникали не только государственные, но и народные вузы, создававшиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.). В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.
2.3.
Внешкольное народное
Внешкольное
народное просвещение охватило широкие
слои общества. Не только в городах,
но и в рабочих поселках было создано
св. 1 тыс. культурно-просветительских
обществ. Создавались рабочие театры.
Число библиотек, в том числе публичных,
выросло после революции 1905-1907 гг. в 5 раз
(1914г. - св. 75 тыс.).
Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100.
3. Наука
3.1.
Естественные и технические
Начало ХХ в. и особенно годы I мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Начался подъем самолето - и автомобилестроения. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского Илья Муромец, пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.
Несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910-е гг. стали активно поддерживать российские предприниматели внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.
3.2.
Гуманитарные науки
3.2.1.
В философии того периода
3.2.2.
Историческая наука
3.2.3.
Получили значительные
3.3.
Переворот в научных взглядах,
значительный вклад в который
сделали российские ученые, сопровождался
расширением круга
4. Художественная культура (Искусство)
4.1. Литература. Стилевые направления
4.1.1.
Реализм. В конце XIX- начале XX в.
в российской прозе