Понятие о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархи

Оглавление

Предмет культуры………………………………………………………………..3
Культура речи как учебная дисциплина………………………………………7
Функции культуры……………………………………………………………..12
Культура древних цивилизаций………………………………………………14
Российская культура в начале ХХ вв……………

Файлы: 1 файл

Культура.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

   Он  полагает, что основной причиной зарождения этих цивилизаций явились реки. Прежде всего, река является синтетическим выражением всех природных условий той или иной местности. А во-вторых, и это главное, указанные цивилизации возникли в русле очень мощных рек, будь-то Нил, Тигр и Евфрат или Хуанхе, которые обладают одной интересной особенностью, объясняющей их великую историческую миссию. Эта особенность состоит в том, что такая река может создать все условия для выращивания совершенно потрясающих урожаев, а может в одночасье погубить не только посевы, но и тысячи людей, проживающих вдоль ее русла. Поэтому для того, чтобы максимально повысить пользу от использования речных богатств и минимизировать урон, приносимый рекой, необходим коллективный, напряженный труд множества поколений. Под страхом смерти река заставляла народы, питавшиеся возле нее, объединять свои усилия и забывать обиды. Каждый выполнял свою четко установленную роль, порой даже не совсем осознавая общие масштабы и направленность работ. Возможно, именно отсюда происходит то боязливое поклонение и непреходящее уважение, которое испытывали по отношению к рекам. В Древнем Египте Нил был обожествлен под именем Хапи, а истоки великой реки считались воротами в потусторонний мир.

   При изучении той или иной культуры очень  важно представить себе ту картину  мира, которая существовала в сознании человека данной эпохи. Картина мира состоит из двух основных координат: времени и пространства, в каждом случае специфически преломленных в культурном сознании того или иного этноса. Достаточно полным отражением картины мира являются мифы, причем это верно как для древности, так и для наших дней.

   V. Российская культура в начале ХХ вв.

   1. Социально-исторические  условия

   1.1. Новый этап в развитии цивилизации

   В конце XIX-начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую  эпоху. Близились серьезные изменения  в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.

   1.1.1. В экономическом плане все  большее значение приобретала индустрия. Развитие производства вызвал ускоренное развитие науки, обеспечил научно-технический прогресс.

   1.1.2. Социальное развитие, вызванное  экономическими процессами, сопровождалось  быстрым ростом городов, распространением  городской культуры и образования. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Во много раз вырос круг потребителей культуры.

   На  рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира, обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовало усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры.

   1.1.3. Политические процессы. Осознание  неизбежности социально-политических  преобразований и крушения традиций, с одной стороны, вызывало стремление к новому, а с другой - вызывало боязнь радикальных перемен, ломки старого, что приводило к росту интереса к мистике, возникновению мыслей о закате цивилизации. Тем более остро проявлялись обе эти тенденции в России в эпоху социально-политических кризисов начала ХХ в.

   1.2. Новый этап в развитии культуры

   1.2.1. Функции культуры. Культура на  новом этапе не просто выполняла  вспомогательные социальные функции.  Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.

   1.2.2. Новое единство обрела мировая  культура. Ее различные национальные  части, сохраняя свою самобытность  и особенности, взаимодействовали,  взаимовлияли и дополняли друг  на друга.

   1.3. Особенности художественной культуры  на рубеже веков

   Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода  характеризовалось своими особенностями.

   1.3.1. Новые этапы в развитии мирового  искусства. В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры. От принципа непосредственного изображения мира искусство переходило к его преображению художественными средствами - модерну (импрессионизм, символизм и др.). Провозглашались идеи самоценность искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена (Кто виноват?) и Чернышевского (Что делать?), имевших огромный резонанс в обществе.

   Затем, уже в начале XX в. началось движение к принципам воссоздания новой  реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.

   1.3.2. Диверсификация искусства. Разнообразие  стилевых направлений. В отличие  от предыдущей эпохи, когда  в искусстве господствовало одно  направление - реализм, в конце  XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.

   1.3.3. Две точки зрения на развитие  культуры на рубеже веков. Если  быстрое и прогрессивное развитие  науки, техники и образования  в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.

   Раньше  была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской  науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма - умирающего капитализма. Марксисты видели признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением буржуазной культуры, так как он прямо отражал проблемы общества. 

   2. Просвещение

   2.1. Начальное образование

   В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности  вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, с 1907 г. правительством выделялись значительные средства на создание в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907-1914 гг. вырос в 6 раз.

   2.2. Средняя и высшая школа

   Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова  могли поступать в технические  вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность  поступить в среднюю школу. Развивалась  система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250).

   Для обеспечения всеобщего начального обучения развитие педагогического  образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).

   Совершенствовалась  высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Создавались  новые вузы, прежде всего технические. Число высших учебных заведений  достигло к 1914 г. 135 со 127 тыс. студентов. После революции 1905-1907 гг. возникали не только государственные, но и народные вузы, создававшиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.). В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.

   2.3. Внешкольное народное просвещение

   Внешкольное народное просвещение охватило широкие  слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано  св. 1 тыс. культурно-просветительских обществ. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905-1907 гг. в 5 раз (1914г. - св. 75 тыс.). 

   Развивалось книжное дело. Издавались десятки  тысяч книг. Возникали тысячи новых  типографий и издательств. После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100.

   3. Наука

   3.1. Естественные и технические науки  быстро развивались в связи с возросшими нуждами промышленности и армии. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Е.Н. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В.И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И.И. Мечников; отец космонавтики К.Э. Циолковский и др.

   Начало  ХХ в. и особенно годы I мировой войны  характеризовались крупными достижениями в области техники. Начался подъем самолето - и автомобилестроения. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского Илья Муромец, пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.

   Несмотря  на серьезный прогресс в науке, технический  уровень российского хозяйства  отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной  промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам. Но быстрое развитие науки и техники, которое в 1910-е гг. стали активно поддерживать российские предприниматели внушало надежду на скорейшее достижение европейского уровня.

   3.2. Гуманитарные науки традиционно  играли большую роль в отечественной  науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившимся в условиях социально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и пр. концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.

   3.2.1. В философии того периода отчетливо  проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках Проблемы идеализма (1902 г.), Вехи (1909 г.), трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского сочеталось развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о новом религиозном сознании с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.

   3.2.2. Историческая наука развивалась  в трудах В.И. Ключевского, С.Ф.  Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова  - Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского.  Совершенствовались методы исторического  исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

   3.2.3. Получили значительные развитие  также экономическая наука и  социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский,  М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а  также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).

   3.3. Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который  сделали российские ученые, сопровождался  расширением круга исследователей. В конце XIX- XX в. в России образовалось  свыше 700 научных и научно-технических  обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов.

   4. Художественная культура (Искусство)

   4.1. Литература. Стилевые направления

   4.1.1. Реализм. В конце XIX- начале XX в.  в российской прозе продолжался  расцвет основного литературного  направления второй половины  прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения  создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина, Широкую известность получили Максим Горький, Мамин - Сибиряк и др.

Информация о работе Понятие о душе