Понятие «эмоция»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:11, реферат

Краткое описание

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие «эмоция»………………………………………………………........4
Глава 2. Функции эмоций……………………………………………………………...7
Глава 3. Эмоциональные состояния ………………………………………………....11
Глава 4. Психология эмоциональных состояний …………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Особенности эмоциональных состояний.docx

— 55.03 Кб (Скачать)

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована  на экспериментальной модели "эмоционального резонанса", предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные  реакции одних животных могут  возникать под влиянием отрицательных  эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит  типичную для социальных взаимоотношений  ситуацию возникновения отрицательных  эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции  эмоций в наиболее чистом виде без  непосредственного действия болевых  раздражителей. В опытах Л.А.Преображенской, в которых собака-"жертва" подвергалась наказанию электрически током на глазах у собаки-"наблюдателя", у последней возрастала частота  сердцебиения и увеличивалась синхронизация  гиппокампального тета-ритма. Это указывает  на появление у нее негативного  эмоционального напряжения. В таких  условиях собака-"наблюдатель" способна выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий подачу тока собаке-"жертве". Выработка  такого инструментального рефлекса у собаки-"наблюдателя" сопровождается уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.е. исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного  уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые  проявляют себя в эмоциональных  переживаниях. Оценки через эмоциональные  переживания обладают побуждающей  силой и могут определять выбор  поведения.

Переключательная функция  эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных  условиях может возникнуть борьба между  естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической  норме, она переживается в форме  борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход  зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Рассмотрим коммуникативную  функцию эмоций. Мимические и пантомимические  движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать  их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение  интонации являются "языком человеческих чувств", средством сообщения  не столько мыслей, сколько эмоций.

Существуют генетически  заданные универсальные комплексы  поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных  эмоций. Генетическая детерминированность  экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и  видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной  и генерализованной, тогда как  у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Физиологи нашли, что выразительные  движения животных управляются самостоятельным  нейрофизиологическим механизмом. Стимулируя электрическим током, различные  точки гипоталамуса у бодрствующих кошек, исследователи смогли обнаружить два типа агрессивного поведения: "аффективную  агрессию" и "хладнокровное" нападение. Для этого они помещали кошку  в одну клетку с крысой и изучали  влияние стимуляции гипоталамуса кошки  на ее поведение. При стимуляции одних  точек гипоталамуса у кошки при  виде крысы возникает аффективная  агрессия. Она набрасывается на крысу  с выпущенными когтями, шипением, т.е. ее поведение включает поведенческие  реакции, демонстрирующие агрессию, которые обычно служат для устрашения в борьбе за первенство или за территорию. При "хладнокровном" нападении, которое  наблюдается при стимуляции другой группы точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либо звуков или внешних эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое поведение не сопровождается демонстрацией агрессии. Наконец, еще раз изменив локализацию электрода, у кошки можно вызвать поведение ярости без нападения. Таким образом, демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могут быть включены в поведение животного, а могут и не быть использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе.

Коммуникативная функция  эмоций предполагает наличие не только специального нейрофизиологического  механизма, обуславливающего осуществление  внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных  движений. И такой механизм найден. Исследований нейронной активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций по мимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих на эмоциональное  выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выражением угрозы, обнаружены в верхней височной коре и в  миндалине у обезьян. Не все проявления эмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация  эмоций возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали реакцию смеха  на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6 лет.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмоциональные состояния

Понятие "эмоция" появилось  в конце 19 века и связано с именами  У. Джемса и Г. Ланге. По их концепции - эмоции вызываются внешними воздействиями, изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов - сердечной. Появляющиеся при  этом ощущения и есть эмоциональные  состояния, т.е. причины и следствие  поменялись местами.

У. Кеннон заметил это  несоответствие и, мало того, обратил  внимание, что телесные реакции, возникающие  при разных эмоциях, имеют сходство и ими нельзя объяснить многообразие эмоций человека. Кеннон считал, что  телесные эмоции настраивают организм к ситуациям, требующим больших  энергозатрат.

Мнение многих психологов основывается на том, что эмоции не являются психическим состоянием, это  просто ответ организма на ситуацию.

Существуют теории, объясняющие  природу эмоций через когнитивные  факторы. Это теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, согласно которой диссонанс - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в случае, когда человек  имеет психологически противоречивые сведения об одном объекте.

Положительные эмоции возникнут, когда реальные результаты будут  соответствовать намеченным или  ожидаемым. Человек при диссонансе испытывает дискомфорт и пытается от него избавиться, либо, изменив ожидание, либо старается получить новые сведения .

Когнитивистская информационная теория эмоций П.В. Симонова определяет эмоциональные состояния качеством  и интенсивностью потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности  ее удовлетворения. Эта оценка вероятности  складывается из своего врожденного  и приобретенного опыта, при этом сопоставляется со средствами времени, необходимыми ресурсами, требуемыми для  удовлетворения потребности и с  сиюминутной информацией.

Получается, что человек, сознавая или нет, постоянно сравнивает информацию о том, что требуется  для удовлетворения потребности, с  тем, что у него имеется, и испытывает соответствующие эмоции.

Человек в процессе своей  деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных. Согласно закону К. Бюллера, положительные  эмоции в ходе сложных видов деятельности перемещаются от конца к началу (разработка плана действий и осуществление).

Эмоции по воздействию  на деятельность человека подразделяются на:

Стенические эмоции, которые  помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков  и высказываний. Человек в таком  состоянии способен на многие свершения.

Астенические эмоции характеризуются  пассивностью, скованностью.

Эмоциональные состояния  зависят от характера психической  деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. При хорошем  настроении активизируется познавательная и волевая деятельность человека.

Эмоциональное состояние  может зависеть не только от выполняемой  деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит  от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом  состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Эмоциональные состояния  преходящи, но в них отражаются индивидуальные особенности личности: у меланхолика - минорное настроение, холерика - возбужденное. Но в основном, абсолютное большинство  людей при любых индивидуальных особенностях имеют усредненные, смешанные  показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и  его настроения.

Настроение - эмоциональное  состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет  причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под  впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой  работы, учебы. В управлении настроением  сказывается развитие личности.

Основные фундаментальные  эмоции по К. Изарду можно разделить  на положительные и отрицательные.

·положительные эмоциональные  состояния - интерес и радость;

·отрицательные эмоциональные  состояния - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;

·удивление - не имеет четко  выраженного отрицательного или  положительного знака эмоциональной  реакции на внезапно появившиеся  обстоятельства.

При соединении фундаментальных  эмоций могут появиться такие  комплексные состояния, как тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Эмоциональные переживания  неоднозначны, многое зависит от черт характера человека, если человек  по характеру интроверт, то ему в  большей степени присуща тревожность.

Состояние постоянной тревожности  может переходить в стрессовые ситуации, а, следовательно, может привести человека к неврозу и другим заболеваниям, поэтому желательно вовремя выявить  наличие высоких показателей  тревожности и принять соответствующие  меры.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые  существа обмениваются информацией  о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная  и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как  внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект  узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно  отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам  деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя  ее.

В критических условиях при  неспособности субъекта найти быстрый  и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных  процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в  том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

На важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в  свое время указывал П.К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь  могут быть абсолютным сигналом полезного  ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей  эмоции организм имеет возможность  чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии  быстро с большой скоростью отреагировать  на внешнее воздействие не определив  еще его тип, форму, другие частные  конкретны параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились  как своеобразный способ поддержания  жизненного процесса в его оптимальных  границах и предупреждают о разрушающем  характере недостатка или избытка  каких- либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую  ступень на эволюционной лестнице оно  занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые  оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека, в общем и целом соответствует  числу и разнообразию характерных  для него эмоциональных переживаний  и чувств, причем чем выше потребность  по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное  с ней чувство.

Информация о работе Понятие «эмоция»