Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:11, реферат
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие «эмоция»………………………………………………………........4
Глава 2. Функции эмоций……………………………………………………………...7
Глава 3. Эмоциональные состояния ………………………………………………....11
Глава 4. Психология эмоциональных состояний …………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие «эмоция»……………………………………
Глава 2. Функции эмоций…………………………………………
Глава 3. Эмоциональные состояния ………………………………………………....11
Глава 4. Психология эмоциональных состояний …………………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эмоциональная жизнь человека
наполнена многообразным
У человека главная функция
эмоций состоит в том, что благодаря
эмоциям мы лучше понимаем друг друга,
можем, не пользуясь речью, судить о
состоянии другого человека и
лучше настраиваться на совместную
деятельность и общение. Замечательным,
например, является тот факт, что
люди, принадлежащие к разным культурам,
способны безошибочно воспринимать
и оценивать выражения
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно в художественном творчестве. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Глава 1. Понятие «эмоция»
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности.
Эмоция – особая форма
психического отражения, которая в
форме непосредственного
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. На нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы, в частности, коры, гипоталамуса, базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого и тройничного нервов. На нервномышечном уровне эмоция - это, прежде всего мимическая деятельность, а вторично - пантомимические, висцерально - эндокринные и иногда голосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс совершенно независимый от познавательных процессов.
Когда нейрохимические процессы
через врожденные программы вызывают
комплексные мимические и соматические
проявления, а с помощью обратной
связи эти проявления становятся
осознанными, появляется отдельная
фундаментальная эмоция, которая
одновременно является и мотивирующим
и смыслообразующим переживанием. Феноменологически
положительные эмоции имеют врожденные
характеристики, которые склонны
усиливать чувство
Эмоция (фундаментальная, отдельная) - это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействие этих компонентов в интраиндивидуальном процессе образует эмоцию, являющуюся эволюционно-биогенетическим явлением; у человека выражение и переживание эмоции врожденно, общекультурально и универсально.
Как определяются эмоции? В большинстве теорий допускалось, что эмоция - это не простой феномен. Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, или компонента, характеризующие это явление: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида.
Эмоции – постоянные спутники
человека, оказывающие влияние на
его мысли и деятельность. Факторы
эмоциональной природы
Различия в улыбке проявляются
уже у 10-месячных младенцев. На мать
ребенок реагирует улыбкой, при
которой активизируется большая
скуловая мышца и круговая мышца
глаза (улыбка Дачена). На приближение
незнакомого человека ребенок тоже
улыбается, но активация возникает
только в большой скуловой мышце;
круговая мышца глаза не реагирует.
С возрастом ассортимент улыбок
расширяется. П. Экман и В. Фризен
(1982) выделяют три вида улыбок взрослого
человека: искреннюю, фальшивую и
несчастную, жалобную. Фальшивая улыбка
делится ими на две разновидности.
Поддельная улыбка выражает не столько
радость, сколько желание казаться
радостным. Притворная улыбка имеет
целью скрыть от окружающих свои негативные
эмоции. Фальшивую улыбку характеризуют
относительная пассивность
Глава 2. Функции эмоций
Биологическое значение эмоций
в том, что они позволяют человеку
быстро оценить свое внутреннее состояние,
возникшую потребность, возможности
ее удовлетворения. Например, истинную
пищевую потребность в
Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.
Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVII веке, говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
П.В.Симонов выделяет подкрепляющую
функцию эмоций. Известно, что эмоции
принимают самое
Также не удается выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители - обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.
Таким образом, реальным подкреплением
для выработки условного