Понятие «эмоция»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:11, реферат

Краткое описание

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие «эмоция»………………………………………………………........4
Глава 2. Функции эмоций……………………………………………………………...7
Глава 3. Эмоциональные состояния ………………………………………………....11
Глава 4. Психология эмоциональных состояний …………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Особенности эмоциональных состояний.docx

— 55.03 Кб (Скачать)

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении  человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как  бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную  окраску с точки зрения того, в  какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь  поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется  следующему закону: чем более сильным  является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. В отличие от эмоций и  чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями. Аффекты  способны оставлять сильные и  устойчивые следы в долговременной памяти.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения  аффектогенных ситуаций, может суммироваться  и рано или поздно, если ей вовремя  не дать выхода, привести к сильной  и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Говоря о различных  видах эмоциональных образований  и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее  эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют  настроение в отличие от других эмоциональных  образований. Эмоции, чувства связаны  с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда  у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему  радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно - это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное  переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее  состояние.

Настроение теснейшим  образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения  с окружающими и с ходом  собственной деятельности. Проявляясь в строе этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения  с окружающими, настроение в ней  же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий  независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек  расценивает происходящее и относится  к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится  к трудностям - склонен ли он, их переоценивать  и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить  уверенность в том, что с ними справится .

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически  на все аспекты его существования. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение  электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются  при этом и в электрической  активности мозга, в функционировании кровеносной дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного  человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей  при переживании человеком сильной  эмоции указывают на то, что в  этом процессе задействованы практически  все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения  неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и  в крайних случаях могут приводить  к соматическим психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную  систему, которая в свою очередь  воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную  системы. Разум и тело требуют  действия. Если же адекватное эмоции поведение  по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические  расстройства. Но совсем не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьёзны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчётливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчётных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем настроением, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и, в конце концов, чревата даже физическими или душевными расстройствами. Исследования в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Влияние эмоций на человека генерализованно, но каждая эмоция воздействует на него по-своему. Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга, диктует, какие мышцы лица, и тела должны быть напряжены или расслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма.

Устранение нежелательных  эмоциональных состояний

К. Изард отмечает три  способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

  • посредством другой эмоции;
  • когнитивная регуляция;
  • моторная регуляция.

Первый способ регуляции  предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной  той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и  мышления для подавления нежелательной  эмоции или установления контроля над  нею. Это переключение сознания на события  и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные  переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Частные способы регуляции  эмоционального состояния (например, использование  дыхательных упражнений, психическая  регуляция, использование «защитных  механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

В настоящее время разработано  много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана  либо с воздействием извне (другого  человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный  «аутогенной тренировкой». В настоящее  время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой  известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого  способа Э. Джекобсон исходил  из того факта, что при многих эмоциях  наблюдается напряжение скелетных  мышц. Отсюда он в соответствии с  теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют  и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний  и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот  слагаемые положительного воздействия  смеха на эмоциональное состояние  человека .

А.В. Алексеевым (1978) создана  новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных  частях тела, а также тем, что в  ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической  основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и  ощущениях, связанных с расслаблением  скелетных мышц.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции  разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит  в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек  пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах  как способ устранения отрицательных  эмоций (Свенцицкая, 1999).

Переключение связано  с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной  книги, просмотр фильма и т. п.) или  на деловую сторону предстоящей  деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую  сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих  действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических  приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей  деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию  меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни  не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже  были, и теперь я отношусь к ним  по-другому» и т. д. Вот как Л.Н. Толстой описывает в «Анне  Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время  по возвращении из Москвы, когда  Левин каждый раз вздрагивал и  краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел  и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так  же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда  прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так  же будет и с этим горем. Пройдет  время, и я буду к этому равнодушен"».

Снять у себя эмоциональное  напряжение помогают следующие способы:

  • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
  • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
  • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
  • Физическая разрядка (как говорил И.П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.
  • Слушание музыки.
  • Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки.
  • Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход - это физическое или  мысленное бегство от слишком  трудной ситуации. У маленьких  детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация - процесс  присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки  могущественных в его глазах людей  и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что  приводит к снижению тревоги.

Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных  мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности  на другого.

Смещение - подмена реального  источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой  защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к  ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Потенциальный план личности и отношений не исключает процессуального  или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, неразрывно с ним  связан и ставит вопрос о связи  отношений и психических функций, или психических процессов, о  чем мы уже писали в свое время. В ряде работ советских психологов уже были показаны особенности процессов  восприятия, памяти, внимания, мышления, фантазии и воли в зависимости  от отношения к объективному содержанию этих процессов. Общеизвестна зависимость  памяти от интереса или эмоционального отношения (см.: А.А. Смирнов, 1948 и др.). Исследования восприятия, проведенные  у нас, показывают многообразие и  прочность его при активно-положительном  отношении, бедность и непрочность  восприятия при безразличном отношении  к его содержанию. Отрицательное  отношение к содержанию восприятия характеризуется средними (между  положительным и безразличным отношением по количеству и качеству) результатами воспроизведения.

Большая положительная или  отрицательная активность, характеризующая  отношения, тесно связана с эмоциональностью реакций, в изучении которых, как  указывалось, недостаточно расчленен  внутренне единый, но все же троякий  план характеристики эмоциональности  человека: а) эмоциональных реакций, б) эмоциональных состояний и  в) эмоциональных отношений.

 

Заключение

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который  познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что  происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо "слаженной машины". Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей  и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных  действий и поступков, изменяющих его  взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения  человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Эмоция мотивирует, она мобилизует энергию, руководит  мыслительной и физической деятельностью  индивида, направляет ее в определенное русло.

Информация о работе Понятие «эмоция»