Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:11, реферат
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие «эмоция»………………………………………………………........4
Глава 2. Функции эмоций……………………………………………………………...7
Глава 3. Эмоциональные состояния ………………………………………………....11
Глава 4. Психология эмоциональных состояний …………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………26
Аффекты - это особо выраженные
эмоциональные состояния, сопровождаемые
видимыми изменениями в поведении
человека, который их испытывает. Аффект
не предшествует поведению, а как
бы сдвинут на его конец. Это реакция,
которая возникает в результате
уже совершенного действия или поступка
и выражает собой субъективную эмоциональную
окраску с точки зрения того, в
какой степени в итоге
Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Говоря о различных
видах эмоциональных
Настроение теснейшим
образом связанно с тем, как складываются
для личности жизненно важные отношения
с окружающими и с ходом
собственной деятельности. Проявляясь
в строе этой деятельности, вплетенной
в действенные взаимоотношения
с окружающими, настроение в ней
же и формируется. При этом существенным
для настроения, конечно, не сам по
себе объективный ход событий
независимо от отношения к нему личности,
а также и то, как человек
расценивает происходящее и относится
к нему. Поэтому настроение человека
существенно зависит от его индивидуальных
характерологических
Эмоции воздействуют на тело
и разум человека, они влияют практически
на все аспекты его существования.
У человека, переживающего эмоцию,
можно зафиксировать изменение
электрической активности мышц лица.
Некоторые изменения
Устранение нежелательных эмоциональных состояний
К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:
Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.
В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.
Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.
И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).
Наряду с аутогенной тренировкой
известна и другая система саморегуляции
- «прогрессивная релаксация» (мышечное
расслабление). При разработке этого
способа Э. Джекобсон исходил
из того факта, что при многих эмоциях
наблюдается напряжение скелетных
мышц. Отсюда он в соответствии с
теорией Джемса-Ланге для
А.В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.
Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.
Отключение (отвлечение) состоит
в умении думать о чем угодно,
кроме эмоциогенных обстоятельств.
Отключение требует волевых усилий,
с помощью которых человек
пытается сосредоточить внимание на
представлении посторонних
Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.
Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л.Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».
Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы:
Уход - это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.
Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.
Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.
Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).
Потенциальный план личности
и отношений не исключает процессуального
или функционального плана
Большая положительная или
отрицательная активность, характеризующая
отношения, тесно связана с
Заключение
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо "слаженной машины". Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Эмоция мотивирует, она мобилизует энергию, руководит мыслительной и физической деятельностью индивида, направляет ее в определенное русло.